Специфика проектирования воспитательной работы заключается в том, что в ней сочетаются нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Вместе с тем проектирование не несет в себе ярко выраженного директивного или отчетного характера. Проект сам по себе не является нормативным документом, однако содержит перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретных социально-педагогических проблем.
Анализ воспитательного процесса
Чтобы искать способы улучшения результатов на выходе, нужно определить причины появления проблем. Непосредственно на результаты воздействовать нельзя. Изменять их можно только опосредованно, через изменения в содержании, технологии или организации учебно-воспитательного процесса.
Отвечая на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательного процесса существует разница между достигнутыми результатами и теми, которых требует социальный заказ?», видим, что таковыми являются следующие:
|
|
· несовершенство плана ВР, его перегруженность;
· отсутствие мероприятий, направленных на реализацию единой системы воспитания;
· отсутствие целостной воспитательной системы;
· слабая степень включённости воспитанников в жизнедеятельность ДОУ;
· нет диагностики воспитательной системы, реализуемой всем педагогическим коллективом в должной степени.
Анализ условий
Следующий этап предполагает ответ на вопрос:
«Недостатки каких условий являются причинами недостатков (дефектов) воспитательного процесса?»
Для ответа на этот вопрос можно провести SWOT-анализ состояния воспитательной системы ДОУ.