Этапы развития отечественного менеджмента качества

Отечественный менеджмент качества прошел такие же шесть этапов, как и зарубежные. Но в отличие от него имел не только уровень промышленного предприятия, а также и территориальный (Бердянская городская система управления качеством), отраслевой и, наконец, государственный, что нашло свое отражение в разработке Единой государственной системы управления качеством. Как показал отечественный опыт, эффективной система качества может быть на уровне промышленного предприятия, поэтому ниже рассмотрены лишь этапы развития менеджмента качества на уровне промышленного предприятия.

1) Началом системного подхода к управлению качеством продукции в бывшем Союзе считается внедрение в 1955 Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (система БВП), целью управления которой было изготовление продукции без дефектов, объектом управления - качество труда исполнителей в процессе изготовления продукции, а показателями управления - процент (доля) сдача продукции с первого предъявления за определенный период времени (изменение, месяц, квартал, год).

Характерные особенности этой системы следующие:

внедрение количественной оценки качества труда по единичным показателем-процентом сдачи продукции с первого предъявления;

планирования технических, организационных и идеологических мероприятий, направленных на исключение субъективных мер, и уменьшение объективных причин дефектов;

повышение личной ответственности исполнителей за качество изготовленной продукции;

возрастание роли самоконтроля в процессе труда.

2) В 1958 г. была создана Горьковская система "Качество, надежность ресурс с первых изделий" (ЯНАРЗПВ), целью управления которой было обеспечение надежности изделий, объектом управления - качество технической подготовки производства новых изделий, а показателями управления - уровень надежности первого изделия.

Характерные особенности этой системы следующие:

роль решения проблемы качества продукции на стадиях ее проектирования и постановки на производство;

использование объективных методов оценки надежности продукции на стадиях ее разработки и постановки на производство.

3) В 1962 г. была создана Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса (НОРМ), целью управления которой было изготовление продукции повышенной надежности, объектом управления - качество деталей и сборочных единиц сложной продукции, а показателем управления - значение моторесурса Автодизеля.

Характерные особенности этой системы:

систематическое повышение надежности деталей и сборочных единиц за счет повышения требований к действующей технологической документации;

создание на предприятии специального отдела (бюро) надежности, ответственного за сбор и обработка информации о эксплуатационную надежность изделий и разработка предложений по повышению долговечности деталей и сборочных единиц;

роли решения проблемы качества продукции на стадии ее эксплуатации (создание эксплуатационно-ремонтной службы).

4) В 1967 г. была создана Львовская система бездефектной работы (СБП),целью управления которой было обеспечение бездефектной работы, объектом управления - качество труда отдельных исполнителей и коллективов, а показателем управления - комплексный показатель качества отдельных исполнителей и коллективов.

Характерной о собенностью системы были:

совершенствования количественной оценки качества труда за счет введения комплексного показателя качества труда;

распространение количественной оценки качества труда на инженерно-технических работников и служащих, а также на каждое структурное подразделение.

5) В 1972 г. была создана Львовская комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации (КС УЯП), целью управления которой было производство продукции высшей категории качества, объектом управления - уровень качества продукции, а показателями управления - судьба и объем продукции высшей категории качества.

Характерные особенности э той системы следующие:

комплексность, системность управления качеством продукции;

четкое определение содержания управления качеством продукции через установленный состав функций управления качеством продукции;

широкое использование в управлении качеством продукции стандартизации;

создание предпосылок для автоматизированного управления качеством продукции.

КС УЯП начала новый уровень отечественных систем комплексного управления качеством продукции с использованием стандартов предприятия (СТП).

Стандарты предприятия делились на три составляющие:

основной (базовый) СТП, который характеризовал систему в целом: основные цели системы, объекты, критерии эффективности, структуру специальных функций, схему организационной системы управления, распределение функций управления между звеньями организационной структуры, состав системы, методы обеспечения функционирования системы на всех этапах производственного процесса, порядок разработки и внедрения СТП и другие организационно-методические вопросы;

общие СТП, характеризующие общесистемные вопросы информационного обеспечения, порядок проведения дней качества, работу различных общественных групп, комиссий и т.д.;

специальные СТП, характеризующие требования к номенклатуре и значения показателей качества материалов, полуфабрикатов, деталей и сборочных единиц, методов их определения и оценки и т.д.

Организационная структура КС УЯП имела специальный отдел - отдел управления качеством, который осуществлял координацию деятельности всех подразделений предприятия по управлению качеством, проводил анализ накапливаемой информации о качестве продукции и причины дефектов, разрабатывал мероприятия по повышению качества продукции и т.п.

В заключительном варианте КС УЯП выполняла такие специальные функции:

прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

планирование повышения качества;

нормирования требований к качеству;оценка качества продукции;

организация разработки и запуск продукции в производство;

организация технологического обеспечения качества продукции;

организация метрологического обеспечения качества продукции;

организация материально-технического обеспечения качества продукции;

организация взаимоотношений предприятия относительно качества продукции с потребителями и поставщиками;

организация подготовки и повышения квалификации кадров в области качества;

обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее изготовлении, складировании, отгрузке и транспортировке;

стимулирование повышения качества продукции;

организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственного надзора и ведомственного контроля продукции;

технико-экономический анализ улучшения качества продукции;правовое обеспечение управления качеством продукции;информационное обеспечение КС УЯП.

6) В 1975 г. была создана Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭВ), целью управления которой было повышение эффективности производства (повышение уровня качества продукции, улучшение использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов), объектом управления - эффективность производства, а показателями управления - показатели эффективности производства.

Характерные особенности системы следующие:

разработка комплексного плана повышения эффективности производства, который содержит перспективные и текущие задачи для каждого подразделения предприятия;внедрение нового метода оценки труда на основе принципа "заработанных премий";

разработка идеологического обеспечения системы;

расширение сферы использования СТП.

7) В 1978 г. была создана Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УЯП и ЭИР), целью управления которой было улучшение хозяйственной деятельности предприятия, объектом управления - уровень качества продукции и эффективности использования ресурсов, а показателями управления - показатели качества продукции и эффективности использования ресурсов.

Характерные особенности этой системы:

расширение содержания специальных функций;введение новых специальных функций управления качеством продукции;

научно-техническое развитие предприятия, обеспечение условий труда и быта, охрана окружающей среды и др..;

установления в планах и доведение до цехов, участков и бригад хозрасчетных показателей;

введения прогрессивных плановых оценочных норм и нормативов.

8) В 1979 г. была создана Комплексная система повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭВ и ЯР), целью управления которой было усовершенствование хозяйственного механизма предприятия, объектом управления - эффективность производства и качества работы, а показателями управления - показатели эффективности производства и качества работы.

Характерные особенности э той системы следующие:

улучшение использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

укрепление хозяйственного расчета, внедрение бригадных методов труда и усиление роли социальных факторов;

организация социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества работы.

9) В 1980 г. была создана Система управления производственным объединением и промышленным предприятием на базе стандартизации (СУ ПО и ПП), целью управления которой было выполнение планов, задач, соглашений и соцобязательств с производства и поставок высококачественной продукции при минимальных суммарных затратах на ее исследования, изготовление, обращение, эксплуатацию (потребление), объектом управления - процессы исследования, проектирования, изготовления, обращения, эксплуатации или потребления продукции, а показателями управления - система показателей деятельности предприятия.

Характерные особенности этой системы следующие:

обеспечения комплексности управления объединениями (предприятием) путем создания единой системы управления на основе научных методов проектирования системы;

обеспечение повышения целенаправленности управления путем формирования в составе системы объединения (предприятием) целевых подсистем;

усиления линейного руководства производственными процессами на основе совершенствования производственной и организационной структур;

выделения совокупностей конкретных функций управления, как обособленных видов управленческого труда и формирование для их реализации специализированных функциональных подсистем;

повышение научной обоснованности управленческих решений и улучшения стиля руководства;

охвата заводской стандартизацией всех аспектов управленческой деятельности объединений (предприятий);

оценки эффективности управления объединением (предприятием) с помощью системы количественно выраженных критериев.

Следовательно, реализация методических основ управления качеством в СССР происходила параллельно с передовым мировым опытом, в отдельных случаях опережая его (система БВП), но в основном отставала на 15 лет (если иметь в виду создание на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции и внедрение идей, реализованных в стандартах ISO 9000).

Развитие отечественных систем менеджмента качества закончился в 1990-х годах. Несмотря на определенные успехи отдельных предприятий, существенного улучшения качества продукции СССР не произошло вследствие следующих причин:

проектирование слишком сложных систем были переведены на сами предприятия - производителей продукции, а не специалистов – про-фессионалов, то есть были проигнорированы слова академика В.М. Глушкова, сказанные им в отношении сложных систем управления: "Самолеты проектируют НЕ летчики, они только летают, а проектировать их должны совсем другие специалисты, специализированные организации";

внимание разработчиков системы сосредоточивалась на создании достаточно значительного количества СТП, что приводило, как правило, к громоздкости систем, при этом главным критерием ее функционирования становился сам факт регистрации системы в органах Госстандарта;

при согласовании нормативных документов со всеми заинтересованными службами и лицами как раз то, что необходимо для обеспечения качества, могло быть упрощено или устранено, если оно требовало усилий с их стороны; работу по менеджменту качества продукции в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не руководители предприятий, создавало естественные противоречия между ними в работе "на план" и "за качество" во многих случаях не в пользу последней;

системы не позволяли проводить "прослеживаемость" материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;

объекты стандартизации в нормативных документах не всегда правильно определялись;

не ориентированность в системе механизма менеджмента качества на потребителя, на выпуск конкурентоспособной продукции, что стабильно высокие показатели качества;

в рамках системы недостаточно стимулировалось обеспечение высокого уровня качества продукции;

менеджментом, как правило, охватывался далеко не полный перечень условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Все это привело к тому, что, как правило, разработанные в составе системы СТП превращались в формальные документы.

Кроме того, как показали результаты исследований, в 1970-80-е годы в стране сформировались негативные социально-психологические установки личности:

произошел сдвиг интересов личности из сферы общественного производства в сторону семейно-бытовой активности и активности потребителей;

снизился престиж профессионального мастерства и качества труда; на периферию общественного сознания был вытеснен мотив ориентации на потребителя;

сформировался тип личности с высокой степенью конформизма; массово распространилась социальная и трудовая пассивность, равнодушие к качеству труда и продукции;

существующая система менеджмента воспроизводила бюрократический тип работника.

Кроме того, глобальный дефицит продукции в условиях административно-плановой экономики, командно-распределительной системы с всеобъемлющей государственной собственности имели систему ценностей, при которой на первом месте стояла не качество, а количество. Это определило несвоевременность внедрения современной системы менеджмента качества и привело в решении проблемы качества к ощутимому отставанию предприятий от передовой зарубежной практики.

Переход Украины к рыночной экономике дал отечественным предприятиям возможность полностью использовать накопленный в мире потенциал научных и практических подходов и методов обеспечения качества продукции, а также принять Украину более активное участие в международном сотрудничестве в области обеспечения качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: