double arrow

Выбор и обоснование основного отклонения

Если выбрана система отверстия, то для размера отверстия принимают основное отклонение Н (дня внутреннего кольца подшипника качения – L); если выбрана система вала, то для размера вала принимают основное отклонение h (для наружного кольца подшипника качения – l), как для основных отверстия и вала.

Примеры обоснования основных отклонений размеров основных отверстия и вала:

«Для размера отверстия принимаю основное отклонение Н, т.к. отверстие в системе отверстия является основным»;

«Для размера вала принимаю основное отклонение h, т.к. вал в системе вала является основным».

Выбор основного отклонения размера посадочного отверстия или вала зависит от выбранного типа посадки и условий работы деталей рассматриваемого сопряжения.

Приняты следующие нормальные условия, общие для подвижного и неподвижного соединений:

- относительная длина соединения составляет 1-2 его поперечных размера;

- нагрузка спокойная (без существенных ударов, резких толчков, вибраций);

- температура деталей в работе сравнительно мало отличается от нормальной +20оС;

- температурное расширение отверстия и вала во время работы примерно одинаковое;

- детали металлические;

- соединение замкнутое.

Для подвижного соединения приняты следующие дополнительные нормальные условия:

- скорость относительного движения деталей мала;

- движение вращательное;

- количество опор не более двух;

- расстояние между опорами не более 2-3 поперечных размеров соединения;

- длина относительного поступательного движения (хода) детали не более 2-3 поперечных размеров соединения;

- относительное движение детали постоянное;

- общая длина вала не более 10 поперечных размеров соединения.

Для неподвижного соединения приняты следующие дополнительные нормальные условия:

- смещающая сила сравнительно мала или компенсирована специальным креплением;

- деталь не быстросъемная;

- условия, затрудняющие сборку – разборку соединения, отсутствуют.

Если условия работы деталей отличаются от нормальных, то нужно учитывать рекомендации таблицы 1.

Кроме нормальных и корректирующих условий необходимо учитывать следующее:

- условия могут взаимно дополнять или исключать друг друга, требуя увеличения или уменьшения зазора или натяга;

- при длительной эксплуатации в подвижном сопряжении зазор увеличивается, в неподвижном – степень неподвижности уменьшается, крепление ослабляется;

- если деталь по одной поверхности садится с натягом, то по другим поверхностям следует создавать зазоры, что улучшает центрирование деталей, снижает внутренние напряжения, облегчает сборку – разборку изделия.

Таблица 1.

  № п/п Корректирующие условия Для соединения с зазором наименьший предельный зазор Для соединения с переходной посадкой наибольший предельный натяг Для соединения с натягом наименьший предельный натяг
  Относительная длина соединения: 3-5 поперечных размеров, более 5 поперечных размеров   Увеличивать Увеличивать   Уменьшать Уменьшать   Уменьшать Уменьшать
  Относительная длина соединения меньше нормальной   Уменьшать   Увеличивать   Увеличивать
  Нагрузка со значительными ударами, резкими толчками, вибрацией   Уменьшать, но не менее h (H)   Увеличивать   Увеличивать
  Температура деталей в работе значительно больше нормальной   Увеличивать   -   -
  Температурное расширение отверстия больше, чем вала Уменьшать, но не менее h (H)   Увеличивать   Увеличивать
  Температурное расширение отверстия меньше, чем вала   Увеличивать   Уменьшать   Уменьшать
  Одна или обе детали неметаллические   Увеличивать   Увеличивать   Увеличивать
  Соединение незамкнутое Уменьшать, но не менее h(H)   Увеличивать   -
  Скорость относительного движения деталей больше нормальной   Увеличивать   -   -
  Движение поступательное Уменьшать - -
  Количество опор больше нормального   Увеличивать   -   -
  Расстояние между опорами больше нормального   Увеличивать   -   -
  Длина хода детали больше нормальной   Увеличивать   -   -
  Относительное движение детали периодическое, редкое   Уменьшать, но не менее h (H)   -   -
  Общая длина вала больше нормальной   Увеличивать   -   -
  Смещающая сила больше нормальной, крепление отсутствует или недостаточное   -   Увеличивать   Увеличивать
  Есть условия, затрудняющие сборку-разборку соединения   Увеличивать   -   -
  Необходима герметизация соединения за счет посадки Уменьшать, но не менее h (H)   -   -
  Конструкция самоустанавливающаяся   Увеличивать   -   -
  Возможен интенсивный износ деталей Уменьшать, но не менее h (H)   -   -
  Возможно интенсивное загрязнение или коррозия деталей   Увеличивать   -   -
  Детали участвуют одновременно в нескольких движениях   Увеличивать   -   -

Итак, если выбрана посадка с зазором и все условия нормальные, то для размера посадочного вала (отверстия) принимают основное отклонение h (H). Если некоторые условия отличаются от нормальных, то с учетом рекомендаций таблицы 1 подбирают соответствующее основное отклонение, увеличивающее или уменьшающее наименьший предельный зазор.

Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение h (H), т.к. соединение подвижное, условия нормальные»;

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение g (G), т.к. соединение подвижное, относительная длина соединения больше нормальной, остальные условия нормальные»;

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение h (H), т.к. соединение неподвижное, точного центрирования деталей не требуется, условия нормальные».

Если выбрана переходная посадка и все условия нормальные, то для размера посадочного вала (отверстия) принимают основное отклонение k (К). Если некоторые условия отличаются от нормальных, то с учетом рекомендаций таблицы 1 подбирают соответствующее основное отклонение, увеличивающее или уменьшающее наибольший предельный натяг (зазор).

Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение k (К), т.к. соединение неподвижное, необходимо точное центрирование деталей за счет посадки условия нормальные»;

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение m (M), т.к. точного центрирования деталей не требуется, относительная длина соединения меньше нормальной, остальные условия нормальные».

Если выбрана посадка с натягом и все условия нормальные, то для размера посадочного вала (отверстия) принимают основное отклонение р (Р). Если некоторые условия отличаются от нормальных, то с учетом рекомендаций таблицы 1 подбирают соответствующее основное отклонение, увеличивающее или уменьшающее наименьший предельный натяг.

Предварительно выбранная посадка с натягом, при окончательном решении с учетом корректирующих условий, может быть заменена на переходную.

Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение р (Р), т.к. соединение неподвижное, специальное крепление отсутствует, смещающие силы сравнительно велики, точного центрирования деталей не требуется, остальные условия нормальные»;

«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение r (R), т.к. соединение неподвижное, специальное крепление отсутствует, смещающие силы средней величины, остальные условия нормальные».

В сопряжении с радиальным или радиально-упорным подшипником качения при нормальном режиме работы подшипника, как правило, можно пользоваться следующими рекомендациями (с учетом только основных факторов): для размера посадочного вала (отверстия), если кольцо подшипника испытывает циркуляционное нагружение, можно принять основное отклонение k (К), когда подшипник шариковый; основное отклонение m (М) — когда роликовый; если кольцо испытывает местное нагружение — h (H); если подшипник упорный — js (Js).

Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:

«Для размера вала принимаю основное отклонение k, т.к. задан нормальный режим работы подшипника, кольцо испытывает циркуляционное нагружение, подшипник радиальный шариковый»;

«Для размера отверстия принимаю основное отклонение Н, т.к. задан нормальный режим работы подшипника, кольцо испытывает местное нагружение, подшипник радиальный».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: