Если выбрана система отверстия, то для размера отверстия принимают основное отклонение Н (дня внутреннего кольца подшипника качения – L); если выбрана система вала, то для размера вала принимают основное отклонение h (для наружного кольца подшипника качения – l), как для основных отверстия и вала.
Примеры обоснования основных отклонений размеров основных отверстия и вала:
«Для размера отверстия принимаю основное отклонение Н, т.к. отверстие в системе отверстия является основным»;
«Для размера вала принимаю основное отклонение h, т.к. вал в системе вала является основным».
Выбор основного отклонения размера посадочного отверстия или вала зависит от выбранного типа посадки и условий работы деталей рассматриваемого сопряжения.
Приняты следующие нормальные условия, общие для подвижного и неподвижного соединений:
- относительная длина соединения составляет 1-2 его поперечных размера;
- нагрузка спокойная (без существенных ударов, резких толчков, вибраций);
- температура деталей в работе сравнительно мало отличается от нормальной +20оС;
|
|
- температурное расширение отверстия и вала во время работы примерно одинаковое;
- детали металлические;
- соединение замкнутое.
Для подвижного соединения приняты следующие дополнительные нормальные условия:
- скорость относительного движения деталей мала;
- движение вращательное;
- количество опор не более двух;
- расстояние между опорами не более 2-3 поперечных размеров соединения;
- длина относительного поступательного движения (хода) детали не более 2-3 поперечных размеров соединения;
- относительное движение детали постоянное;
- общая длина вала не более 10 поперечных размеров соединения.
Для неподвижного соединения приняты следующие дополнительные нормальные условия:
- смещающая сила сравнительно мала или компенсирована специальным креплением;
- деталь не быстросъемная;
- условия, затрудняющие сборку – разборку соединения, отсутствуют.
Если условия работы деталей отличаются от нормальных, то нужно учитывать рекомендации таблицы 1.
Кроме нормальных и корректирующих условий необходимо учитывать следующее:
- условия могут взаимно дополнять или исключать друг друга, требуя увеличения или уменьшения зазора или натяга;
- при длительной эксплуатации в подвижном сопряжении зазор увеличивается, в неподвижном – степень неподвижности уменьшается, крепление ослабляется;
- если деталь по одной поверхности садится с натягом, то по другим поверхностям следует создавать зазоры, что улучшает центрирование деталей, снижает внутренние напряжения, облегчает сборку – разборку изделия.
|
|
Таблица 1.
№ п/п | Корректирующие условия | Для соединения с зазором наименьший предельный зазор | Для соединения с переходной посадкой наибольший предельный натяг | Для соединения с натягом наименьший предельный натяг |
Относительная длина соединения: 3-5 поперечных размеров, более 5 поперечных размеров | Увеличивать Увеличивать | Уменьшать Уменьшать | Уменьшать Уменьшать | |
Относительная длина соединения меньше нормальной | Уменьшать | Увеличивать | Увеличивать | |
Нагрузка со значительными ударами, резкими толчками, вибрацией | Уменьшать, но не менее h (H) | Увеличивать | Увеличивать | |
Температура деталей в работе значительно больше нормальной | Увеличивать | - | - | |
Температурное расширение отверстия больше, чем вала | Уменьшать, но не менее h (H) | Увеличивать | Увеличивать | |
Температурное расширение отверстия меньше, чем вала | Увеличивать | Уменьшать | Уменьшать | |
Одна или обе детали неметаллические | Увеличивать | Увеличивать | Увеличивать | |
Соединение незамкнутое | Уменьшать, но не менее h(H) | Увеличивать | - | |
Скорость относительного движения деталей больше нормальной | Увеличивать | - | - | |
Движение поступательное | Уменьшать | - | - | |
Количество опор больше нормального | Увеличивать | - | - | |
Расстояние между опорами больше нормального | Увеличивать | - | - | |
Длина хода детали больше нормальной | Увеличивать | - | - | |
Относительное движение детали периодическое, редкое | Уменьшать, но не менее h (H) | - | - | |
Общая длина вала больше нормальной | Увеличивать | - | - | |
Смещающая сила больше нормальной, крепление отсутствует или недостаточное | - | Увеличивать | Увеличивать | |
Есть условия, затрудняющие сборку-разборку соединения | Увеличивать | - | - | |
Необходима герметизация соединения за счет посадки | Уменьшать, но не менее h (H) | - | - | |
Конструкция самоустанавливающаяся | Увеличивать | - | - | |
Возможен интенсивный износ деталей | Уменьшать, но не менее h (H) | - | - | |
Возможно интенсивное загрязнение или коррозия деталей | Увеличивать | - | - | |
Детали участвуют одновременно в нескольких движениях | Увеличивать | - | - |
Итак, если выбрана посадка с зазором и все условия нормальные, то для размера посадочного вала (отверстия) принимают основное отклонение h (H). Если некоторые условия отличаются от нормальных, то с учетом рекомендаций таблицы 1 подбирают соответствующее основное отклонение, увеличивающее или уменьшающее наименьший предельный зазор.
Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение h (H), т.к. соединение подвижное, условия нормальные»;
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение g (G), т.к. соединение подвижное, относительная длина соединения больше нормальной, остальные условия нормальные»;
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение h (H), т.к. соединение неподвижное, точного центрирования деталей не требуется, условия нормальные».
Если выбрана переходная посадка и все условия нормальные, то для размера посадочного вала (отверстия) принимают основное отклонение k (К). Если некоторые условия отличаются от нормальных, то с учетом рекомендаций таблицы 1 подбирают соответствующее основное отклонение, увеличивающее или уменьшающее наибольший предельный натяг (зазор).
|
|
Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение k (К), т.к. соединение неподвижное, необходимо точное центрирование деталей за счет посадки условия нормальные»;
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение m (M), т.к. точного центрирования деталей не требуется, относительная длина соединения меньше нормальной, остальные условия нормальные».
Если выбрана посадка с натягом и все условия нормальные, то для размера посадочного вала (отверстия) принимают основное отклонение р (Р). Если некоторые условия отличаются от нормальных, то с учетом рекомендаций таблицы 1 подбирают соответствующее основное отклонение, увеличивающее или уменьшающее наименьший предельный натяг.
Предварительно выбранная посадка с натягом, при окончательном решении с учетом корректирующих условий, может быть заменена на переходную.
Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение р (Р), т.к. соединение неподвижное, специальное крепление отсутствует, смещающие силы сравнительно велики, точного центрирования деталей не требуется, остальные условия нормальные»;
«Для размера вала (отверстия) принимаю основное отклонение r (R), т.к. соединение неподвижное, специальное крепление отсутствует, смещающие силы средней величины, остальные условия нормальные».
В сопряжении с радиальным или радиально-упорным подшипником качения при нормальном режиме работы подшипника, как правило, можно пользоваться следующими рекомендациями (с учетом только основных факторов): для размера посадочного вала (отверстия), если кольцо подшипника испытывает циркуляционное нагружение, можно принять основное отклонение k (К), когда подшипник шариковый; основное отклонение m (М) — когда роликовый; если кольцо испытывает местное нагружение — h (H); если подшипник упорный — js (Js).
Примеры обоснования основного отклонения размера посадочного вала или отверстия:
|
|
«Для размера вала принимаю основное отклонение k, т.к. задан нормальный режим работы подшипника, кольцо испытывает циркуляционное нагружение, подшипник радиальный шариковый»;
«Для размера отверстия принимаю основное отклонение Н, т.к. задан нормальный режим работы подшипника, кольцо испытывает местное нагружение, подшипник радиальный».