Неоднотипность аудитории создает известные трудности в пропаганде физической культуры и требует дифференцированного подхода.
Важнейшей чертой, характеризующей объект пропаганды, является активность аудитории. Она должна, воспринимая информацию, оценивать ее, анализировать, соглашаться или нет, формировать свое мнение. Активность объекта служит верным показателем эффективности пропагандистского воздействия. Включенность личности в физкультурно-спортив-ную деятельность — важнейший показатель эффективного воздействия пропаганды на человека.
Качественную определенность и эффективность пропаганде физической культуры и спорта придает ее содержание. Под содержанием пропаганды понимается совокупность идей, взглядов, теорий, концепций физической культуры и спорта, требующих разъяснения, убеждения аудитории в их необходимости. Диапазон распространяемых пропагандой физической культуры знаний весьма широк — от вопросов массовой физической культуры, здорового образа жизни до проблем высшего спортивного мастерства, олимпийского движения. Содержание пропаганды всегда носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено особенностями той конкретной исторической эпохи, в которой действует субъект пропаганды.
|
|
Содержание пропагандистского сообщения невозможно представить вне конкретных форм. Взаимоотношения содержания и формы пропаганды физической культуры базируются на общенаучном понимги-:ии взаимоотношения этих категорий. Для пропаганды физической культуры и спорта вопрос о соотношении содержания и формы имеет отнюдь не только теоретическое значение. Это важный практический вопрос. Все формы пропаганды можно условно поделить на несколько групп:
— устные (лекции, беседы, встречи «за круглым столом» и т. д.);
— печатные (научно-популярные книги, брошюры, статьи и др.);
— организационные (разовые лекции, лектории, циклы лекций, народные университеты по физической культуре, телевизионные и радиопередачи).
Глава 6. Информационная и пропагандистская работа 97
Неразвитость форм, их однообразие — одна из причин падения интереса к пропаганде физической культуры и спорта.
Систему средств передачи информации при пропаганде физической культуры и спорта составляют следующие три группы:
• средства массовой информации и пропаганды: печатные (газеты, журналы, книги, брошюры, листовки и т. д.), аудиаль-ные (радио, магнитофоны и др.), аудиовизуальные (телевидение, кино, видеотехника и т. д.);
• средства устной агитации и лекционной пропаганды;
• средства наглядной агитации и пропаганды физической культуры и спорта.
|
|
Следующий компонент системы — коммуникации, т. е. процесс связи, общения субъекта и объекта пропаганды. Коммуникация включает в себя многочисленную гамму педагогических, психологических, социально-психологических, управленческих приемов, обеспечивающих контактность и взаимопонимание пропагандиста и аудитории. В процессе пропаганды следует учитывать слабые и сильные стороны человеческой психики. Необходимо принимать во внимание настроение аудитории, ее предрасположенность или, наоборот, равнодушие к восприятию сообщаемых знаний.
Система пропаганды физической культуры не может обойтись без управления, которое обеспечивает ее четкое построение, оптимальное функционирование.
К принципам пропаганды физической культуры и спорта относят:
• научность, требующую, чтобы содержание сообщения базировалось на научно обоснованных данных, проверенных в ходе физкультурно-спортивной практики, — это актуально в настоящее время, когда появилось очень много «оздоровительных систем» сомнительного свойства;
• конкретно-исторический подход — пропаганда должна учитывать современное развитие физической культуры, новых видов спорта, появившихся условий для занятий физическими упражнениями;
7. С. С. Филиппов
■ -.. -шмятт