double arrow

ДВА КАМЕШКА


Л. Бучкова, «Олимпийский»

Идея: повлиять на сложные (конфликтные) отношения ребят в отряде, продемонстрировать способ решения возникающих проблем.

Необходимый реквизит: по два камешка – черному и бе­лому – по количеству детей, несколько листов бумаги, ручка или фломастер.

Содержание: У каждого ребенка в руках два камешка – белый и черный. Ведущий (ведущий) просит положить один камешек рядом с костром (свечой). Белый камешек – если ребенок считает, что в отряде все хорошо и не существует проблем. Черный, если ребенок считает, что в отряде не все благополучно и есть какие-либо проблемы. Когда все дети подобным образом обозначат свое мнение, ведущий или ведущий подводит итог и делает вывод о том, что большинство ребят отряда считают, что в нашем отряде существуют проблемы. Все вместе стараются назвать наиболее общие существующие проблемы (или проблему), формулируем и записыва­ем на листе. Коллективное обсуждение причин возникновения проблем (проблемы), поиск путей решения. После того, как принимается общее решение относительно выхода из какой-либо проблемы, листок, на котором записана данная проблема, сжигается. Подведение итогов – это озвучивание того решения, к которому пришел отряд. Можно придумать определенный ритуал, который бы символизировал объединение отряда для успешного решения выделенных проблем. Например, на ниточку капаем воском, делаем браслетик. Носим его на запястье, чтобы если будут возникать подобные проблемы, он напоминал о нашем разговоре. Или берем на память уголек от костра. В конце «огонька» исполняется любимая песня отряда.




ДВЕ ПТИЦЫ

О. Лукашкина, «Звездный»

Цель: реализация потребности подростков осознать себя в мире человеческих отношений, понять, что он есть такое, как личность, индивидуальность, как его видят со стороны другие люди, открыть для себя ценность удивительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

Оборудование: костер, гитара, зеркало.

Ход дела:звучит гитара. Ребята рассаживаются вокруг костра.

Ведущий: «Вездесущий огонь насыщает каждое жизненное проявление, направляет каждое действие, поддерживает жизнь в каждом начинании. Об огне знает сердце человеческое, но рассудок пытается затемнить эту явленную мудрость. Люди говорят – он сгорел от злобы, или он загорелся желанием. Во множестве выражений, точных и ясных, люди знают значение огня. Огонь... Огонь – это особая энергия огромной силы. Он легко разгорается, но так же легко и гаснет. На мгновение все освещается пламенем – и вот уже все сгорело дотла. Огонь своей силой делает людей одновременно защищенными, всемогущими и беспомощными. Огонь всегда порождал фантазию и воображение человека, внушал чувства покоя и страха. Огонь всегда стремится вертикально вверх, от земли к небу искрами, вылетающими из костра, теплом, поднимающим вверх воздушный шар, просто языками пламени, всегда устремленным только вверх. Мы можем очень долго сидеть у костра и смотреть на пламя. Просто смотреть и думать. О чем? О себе, о своих желаниях и мечтах, о прошлом, настоящем и будущем. О том, что происходит, и что может произойти. О своей жизни. О людях, окружающих нас. На пламя костра мы можем смотреть часами. Пламя нас завораживает и притягивает. Около костра порой не произносится ни одного слова. Но люди, сидящие вокруг него, могут думать и мыслить созвучно, а иногда и понимать друг друга, не произнося вслух ничего. Странно? Да, действительно странно... Может быть, мы читаем по глазам, освещаемым пламенем? Ведь глаза – это зер­кало души, а зеркало всегда делает даже небольшое пламя бо­лее ярким. Но чаще всего рядом с огнем людей тянет поговорить. К словам людей внимательно прислушивается пламя. Давайте и сегодня поговорим, попробуем сказать друг другу слова, кото­рые запомнятся надолго, останутся в наших сердцах, понравятся пламени нашего костра».



Легенда: «Давным-давно, а может быть и недавно... Кто мы такие, чтобы обсуждать бег времени, его течение. Мы видим только свою жизнь, чувствуем свои годы. Время летит незаметно... И в мерках планетарного времени наша жизнь столь коротка и незаметна для общей истории. Однако история не создается сама по себе. Она складывается из многих и многих жизней, из поступков разных людей.



А тогда еще не было нас с вами, не было ваших родите­лей. Да что говорить... И люди жили в пещерах и грелись у костров. Ходили на охоту с копьями и луками, укрывались шкурами мамонтов и бурых медведей. Вот, в те давние времени жило на берегу моря племя. Обычное племя, каких много жило в те времена на нашей планете. Простые люди, которые жили, чтобы есть и пить, охотились, чтобы быть сытыми. Каждый вечер они собирались у костра, чтобы похвалиться своей силой, ловкостью и умением, съесть очередную косточку, показать добытые шкуры и бивни. И был в том племени один мальчик. Родился он не таким, как все. Трудно ему было... он не ходил со всеми на охоту, не стрелял из лука. Он мечтал. Он жил той жизнью, которая была не понятна всему племени. Мальчик мечтал. Он мечтал о жизни, о будущем. Он любил смотреть на звезды и думать: «А что там, на звездах?» Он любил смотреть на звезды, на море и думать: «А что там в море?».

В племени над ним часто смеялись, щипали, пинали. Трудно было ему. И он часто убегал в горы, разжигал свой маленький костерок и, сидя около огня, любил смотреть в пламя, наблюдать за звездами, любоваться бегом реки. Люди очень часто ловили на себе его задумчивый взгляд. И от непонимания людей племени стали выгонять его из племени. И вот однажды вечером мальчишка не выдержал и ушел. Долго шел он по берегу моря. Ночевал под открытым небом под кронами деревьев на мягкой траве. Но каждый вечер садился он у огня и мечтательно смотрел на небо... В это время разные мысли посещали его голову, он видел различные картины, которые поначалу пугали его... И вот однажды вечером, расположившись на ночлег, он увидел недалеко от себя горящий костер. Ему стало любопытно, что за люди расположились так смело под открытым небом. Потихоньку, крадучись, он приблизился к огню и увидел странную картину: вокруг огня сидят люди и внимательно слушают речь одного из старейшин. Приблизившись, он прислушался и понял, что разговор идет не о бивнях и шкурах, не о еде. Старейшина рассказывал какие-то истории. Вот он за­кончил, и следующий человек принялся рассказывать свою историю. За ним – следующий. Мальчишка тихонько подошел и сел у костра. Все были настолько увлечены рассказом, что даже не заметили, что в кругу появился чужой. И только когда вдруг прозвучал голос – голос мальчишки. «А вот я расска­жу...», – все встрепенулись, но, увидев, что никакой опасности им не грозит, позволили мальчишке говорить. А он? Он начал свой рассказ о звездах, как много их над головой и, что каждая звезда имеет свое назначение... О море, в котором столько всего интересного, о будущем, которое ждет эту любимую и родную планету. Мальчишка рассказывал свои сны, свои фанта­зии... Поздно закончился его рассказ, но никто в племени не смог шелохнуться, пока звучал его голос.

И с тех пор каждый вечер племя собиралось у костра, чтобы послушать его. Он приобрел друзей, которые ценили его не за силу и ловкость, а за умение красиво говорить и приду­мывать.

Много времени пролетело с тех пор. Но почему-то люди до сих пор ценят людей, умеющих красиво рассказывать свои фантазии, мечты, да и просто красиво разговаривать. В разное время их и называли по разному: гусляры, былинники. Но все­гда люди собирались вокруг, чтобы послушать их. Услышать рассказы и былины, окунуться в мир фантазий и мечтаний».

Ведущий: «Каждый из нас мечтает, уносится в свои грезы. И иногда очень хочется рассказать о том, что ты думаешь, о том, что хо­чешь».

Исполняется песня В. Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса».

Ведущий: «Но все это ваш внутренний мир. В каждом из нас живут такие чувства как: воля, стремление, порыв, трудолюбие, желание, целеустремленность. Эти качества человека движут нас вперед, дают нам шанс найти себя в этом мире. Очень часто мы слышим: «Он добьется своего, он моло­дец! Он знает, чего хочет от жизни!» Это взгляд со стороны. Порой в людей мы смотримся, как в зеркало и начинаем пере­осмысливать, думать. Но труднее всего действительно посмот­реть на себя в зеркало и поговорить с собой, со своим отраже­нием».

Исполняется песня братьев Мищуков «Не поговорили...».

Ведущий: «Я передаю вам зеркало (ведущий передает зеркало одно­му из ребят, сидящих в кругу). Пусть каждый из вас, беря это зеркало в руки, заглянет, увидит свое отражение, посмотрит себе в глаза. И как с другим человеком поговорит о себе. Но сначала я расскажу вам притчу.

Притча «О двух птицах». «Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток. Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась провидению. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Со всего маха она ударила слабое существо о камни, и, собрав разлетевшиеся перья, понесла их по свету как символ безволья, ибо перо без птицы, как тело без разума. Другая же птица расправила крылья, подняла голову и полетела навстречу ветру. Когда воздушный круговорот остался позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе и поняла, что теперь она может лететь к солнцу».

Ведущий: «О чем повествует эта притча? Почему птица сложила крылья и повиновалась ветру? Почему мы опускаем свои головы и отступаем? Что символизируют две птицы? А что символизирует ветер?»

После вопроса, заданного ведущим, каждый участник по желанию высказывает свое мнение.

Ведущий: «А теперь вглядитесь в свое отражение в зеркале и попробуйте сказать самому себе правду. Выберите, какая вы птица? Та, что летит по ветру или та, что борется с ветром?».

Каждый участник берет зеркало и пытается поговорить со своим отражением.

Методическое пояснение. Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков лич­ностного развития человека. Расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности может помочь методическая форма «У зеркала».

Суть этого приема – оставить подростка перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый са­мостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения. Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник с собою» оставался условно наедине. Если же имеется маленькое зеркало, то по просьбе ведущего подростки могут по очереди пообщаться со своим зеркальному отражением, сказать ему свое мнение.

В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения. Зеркало помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Ведущий (помогает наводящими вопросами): Почему ты считаешь себя именно такой птицей? Как бы ты поступил, если бы (столкнулся с непреодолимым препятствием; если бы не знал, как поступить в данной ситуации и т.д.)? К чему ты стремишься, если считаешь, что ты – птица с раскрытыми крыльями? Почему ты летишь по ветру, а не борешься? Вопросы могут быть различными, в зависимости от участника.

Ведущий: «В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья, судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности. Надо расправлять крылья и лететь навстречу буре, тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится перьями воздушных потоков, которые будут восприниматься на земле, как легкий безобидный ветерок».

Ведущий (ведущие заранее готовят небольших разноцветных птичек, выполненных в технике «оригами»): «Вы постарались посмотреть себе в глаза. Я думаю, что, может быть, кто-то стал немного решительнее после этого. Кто-то в душе обещал себе измениться, стать смелее и активнее. Мне хочется подарить вам птицу. Как символы легенды и на память о тех словах, которые вы сегодня сказали себе сами. Пусть эти птицы помогут вам в трудный и решающий момент. Пусть эти птицы под­скажут вам в трудные минуты или тогда, когда вы будете сто­ять перед выбором: опускать голову и сложить крылья или расправить их, чтобы взлететь высоко и показать свою силу ветру».

Вот над темно-синей волной неприметная стайка.

Грустно, но у меня в этой стае попутчиков нет.

Низко лечу, отдельно от всех, одинокая чайка,

Скользит надо мной спутник

Преданный мой – друга силуэт.

Но слабеет, слабеет крыло

Я снижаюсь все ниже и ниже

Я уже отраженья не вижу –

Море тайною заволокло.

Крылья уже над самой водой –

Мои белые крылья.

А этот соленый ветер играет – со мной,

Беспощаден и груб.

Неужели никто не придет,

Чтобы рядом лететь с белой птицей,

Неужели никто не решится

Неужели никто не спасет.

Бьется сердце под левым крылом,

Но уже я друга – спасителя вижу!

Но уже я друга крыло под своим крылом ощущаю!

Дальше к холодной мутной воде.

Мне снижаться не надо. Мы вдвоем.

Ведущий: «Огонь нашего костра потихоньку угасает. Может быть, костер устал гореть? Или его пламя устало нас слушать? Но все, что огонь сегодня услышал, он сохранит в себе. А мы унесем слова, которые говорили себе и друг другу, мысли, которые остались невысказанными. Мы все похожи на мальчишку из легенды, который стремился поделиться своим мыслями с другими.







Сейчас читают про: