Т. Андреева, «Дозорный»
Цель: знакомство детей друг с другом, традициями орлятского огонька, выявление детских интересов и целей их пребывания в лагере.
Оборудование: стулья, небольшие свечи (по количеству участников огонька), коряга, сюрприз, гитара.
Сценарный план: звучит песня под гитару (например, «Изгиб гитары желтой» О. Митяева), ведущий вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.
Ведущий знакомит ребят с законами и традициями орлятского огонька, историей его появления (легенда об огоньке). (Звучат слова и стихи об огне, свече, о стихии).
Легенда о свече: «...Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжем свечу, и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит то, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него. В трепете огня течет само Время. Когда Человек появился на Земле, ему многому пришлось учиться: добывать пищу, изготавливать одежду, обустраивать жилище. А самым главным и трудным было добыть Огонь, потому что только раз в году – в день летнего солнцестояния могли получить его люди. Трепетно хранили и берегли Огонь на Земле. Только самые отважные и чистые душой удостаивались чести быть Хранителями Огня. Каждое племя имело своего Хранителя. Постепенно племена разрастались и уходили жить на новые пространства. Чтобы не потерять Огонь, Хранители объединились в Орден Огня и построили Башню. В самые трудные и опасные моменты жизни, когда человек оказывался на краю, гибели, терял дорогу, не мог найти выхода, возникал силуэт Башни, свет которой служил ему спасательным маяком. Башня появлялась в самых разных местах, ее могли видеть несколько разных людей одновременно.
День и ночь поддерживали Хранители огонь огромной Свечи, горевшей в Башне. Когда Свеча догорала, самый достойный из Хранителей сам становился свечой и чистый огонь его души светил людям.
Проходили века. Человек достиг самых дальних краев и решил, что все, о чем мечтал, у него уже есть. Он построил высокие дома со множеством отдельных квартир, придумал быстрые автомобили и даже искусственный свет. Люди перестали нуждаться в огне Башни. И когда последняя звезда догорела, Башня растаяла, а людей, поверивших в наступившее вечное благополучие, окутали довольство и спокойствие.
Человек продолжал жить. Но даже в эти обустроенные квартиры стали приходить Беды, Одиночество и Страх. Чтобы прогнать их, человек включил свет и громкую музыку. Но и это не помогло ему.
Однажды на старом заброшенном чердаке среди ненужных вещей человек нашел маленькую восковую свечу – символ далекой, утерянной во времени Башни. Он принес свечу в свой дом, где горел большой свет, и играла музыка, и поставил свечу на стол. Ничего не изменилось в комнате. Маленький огонек свечи среди ярких лучей искусственного света едва был различим. Собираясь выйти из комнаты, человек выключил свет, но не потушил свечи. И тут произошло чудо: обычные вещи потеряли свои привычные очертания, комната стала теплой и уютной, а в сердце человека проник душевный покой.
О свершившемся чуде узнали другие люди. И с тех пор они стали собираться вокруг огонька свечи, который очень чутко реагировал на их настроение. Если вдруг в сердце к кому-либо закрадывалась тень недовольства и сомнения, пламя свечи начинало коптить. Если же чисты были дела и помыслы людей, то тогда в трепещущем огоньке виделись всем силуэт старинной Башни и тени ее верных Хранителей.
Кто знает, найдется ли Человек, достойный стать свечой, освещающей сердца и души других людей? И, может быть, когда-нибудь благодаря ему, мы с вами сможем увидеть силуэт той Башни. А пока...
Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. Тонкий лепесток свечи дрожит на сквозняке. Он живой. В нем таится могучая сила. Потому мы так любим смотреть на него.
В ходе рассказа ведущий переводит разговор от свечи к огню, горящему в наших сердцах.
Ведущий зажигает свою свечу и рассказывает о себе (интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере).
По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о себе, для чего «горит» его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи.
Последней зажигается свеча второго ведущего, он подводит разговор к общей свече. Рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются, иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу. А наши дороги встретились сегодня в «Орленке» и все дни нашей смены мы будем идти одной, общей дорогой, (зажигается общая свеча). И освещаться эта дорога будет единым светом, нашим общим огнем.
Напутственные слова на смену (ведущие условно передают частичку своей души, которая будет помогать ребятам двигаться по дорогам смены).
Заключительное слово и песня в подарок (например, «Алые паруса» В. Ланцберга).
Ведущие уводят ребят.
Данный огонек является первым из серии огоньков. На последнем огоньке можно будет погасить свечи и увезти их с собой.
ДРУЖБА
Из опыта Ю. Кашириной, «Звездный»
Идея: тематический огонек. Дружба, которая только начинается между ребятами отряда, похожа на тонкую паутинку, которая ткется маленькими старательными паучками.
Необходимое оформление и реквизит: нарисованная паутинка, пары разноцветных паучков, на обратной стороне которых написаны ситуации, которые могут произойти с друзьями.
Содержание: Ведущий рассказывает легенду о трудолюбивом паучке, который старался со всеми подружиться. Каждый ребенок снимает с нарисованной паутины своего паучка. Ребята находят себе пару. Соединив паучков, прочитывают ситуацию, и стараются найти совместное решение, отвечают на вопрос «кого называют настоящим другом?». Высказываться пары ребят начинают по желанию, закончив рассказ, прикрепляют своих паучков рядышком на нарисованную паутинку.