Динамика – это процесс управления.
Процесс управления отражает динамическую сторону управления, это необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив или управляющей системы на управляемую.
Процесс - это комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени, т.е. это ряд операций, осуществляемых в управлении в определенной последовательности и комбинации, эти операции разнообразны (аналитические, информационные, организационные, интеллек-туальные, т.е. поисковые исследовательские).
С переходом на рыночную систему хозяйствования происходят изменения практически во всех элементах системы управления. Однако, если в элементах, отнесенных к статике системы, происходят не слишком большие изменения, то в “динамических” элементах изменения очень значительны.
Управление - процесс ситуационный. Многие управляющие считают, что их опыт позволяет вырабатывать определенные стереотипные решения, которыми можно пользоваться всегда. Это не вполне верно. Ситуации в управлении никогда не повторяются полностью; решение, которое было принято по принципу аналогии, может оказаться неверным в изменяющихся условиях. Необходимо принимать решения, базируясь на специальных знаниях в области управления, опыте и интуиции, но обязательно на основе тщательного анализа сложившейся ситуации.
|
|
Обстановка, в которой приходиться работать частным компаниям и государственным предприятиям и организациям в нашей стране в настоящее время, коренным образом отличается от той, в которой работало народное хозяйство бывшего СССР. В прошлом руководителям не приходилось думать ни об обеспечении своего предприятия сырьем и материалами, ни о сбыте своей продукции, ни о формировании своих фондов - все эти вопросы решались на уровне Министерства, Госплана и Госснаба. Основной задачей руководителя было - “выбить” из руководящих органов как можно больше ресурсов для своего предприятия.
Так на водном транспорте Госплан определял сумму капитальных вложений на развитие флота и портов, Минморфлот, Минречфлот принимали решение о том, какой флот, в каком количестве и на каких судоверфях (отечественных и зарубежных) необходимо заказывать, какие порты и причалы строить, где и в каком количестве покупать оборудование для портов и судоремонтных заводов, а Госснаб обеспечивал поставку топлива и горюче-смазочных материалов для работы флота, сырья, материалов и энергии для работы портов и СРЗ. Задачей же самих предприятий было - выполнить утвержденный план. Рыночная инициатива руководителей и аппарата морских и речных пароходств заключалась, в основном, в привлечении грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) для перевозки своим флотом.
|
|
Сейчас ситуация совершенно иная. Руководители и менеджеры и частных и государственных компаний должны сами заботиться о реализации своей продукции или услуг, а, следовательно, они должны, прежде всего, думать о том, для кого они производят свои товары или услуги, чего хотят их клиенты, как сделать так, чтобы их продукция была бы конкурентоспособной на выбранном сегменте рынка.
Для того чтобы выжить и успешно функционировать в условиях конкуренции, каждая компания должна разработать стратегию и тактику своего поведения на рынке.
Экономическая стратегия фирмы отражает набор приемов и правил, направленных на достижение ее долговременных стратегических целей. Тактика поведения фирмы на рынке основывается на выработанных наборах приемов и правил, определяющих оперативное управление ее деятельностью Тактика определяет последовательность процедур по обоснованию и реализации управленческих решений.
Этапы процесса управления характеризуют:
1. Целеполагание (определение цели)
2. Определение ситуации, в которой мы находимся
3. Распознавание проблемы
4. Осуществление принятого решения
Противоречие на разрешение, которого направлено воздействие, называется проблемой.
Проблема - это главное противоречие в несоответствии ситуации и цели управления.
Поэтому управленческое решение представляет собой переход процесса управления из среды управления в сферу производства, в сферу управляемых процессов. Это переход из области анализа и поиска вариантов действий в область организационной работы в управляемой системе.
Процесс управления обладает разными свойствами:
1. Свойство флуктуации, которое проявляется как изменчивость процесса управления, но в виде колебаний вокруг устойчивых состояний, из которых возникает понимание системы управления;
2. Свойство непрерывности, оно характеризует динамику связи управляемых и управляющих процессов. Если управляемый процесс непрерывный, то и процесс управления не может прерываться;
3. Свойство дискретности, это свойство дополняет свойство непрерывности и проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает не равномерно (в начале накапливается потенциал воздействия при постановке цели, при оценке ситуации, определения проблемы, а далее превращается в импульс активной организационной работы на этапе решения);
4. Свойство необходимой последовательности;
5. Свойство цикличности - это свойство характеризует повторяющуюся последовательность этапов процесса управления по мере реализации управленческих решений и на этой основе перевода управляемой системы в новое состояние;
6. Свойство инерционности, оно характеризует существующие в той или иной мере запаздывание управленческих решений, своевременность решений - это важнейшая характеристика процесса управления.
Она содержит меру запаздывания или опережения решений проблемы.
7. Свойство временной протяженности процесса.
Цикл управления - это время от осознания цели до реализации управленческого решения.
Время - это один из важнейших ресурсов управления.
Экономия времени в процессах управления достигается посредством:
- повышения уровня организации в процессах управления (четкость и распределение функций, заданий, операций и информации. Несогласованность или потребность в дополнительном согласовании, уточнении заданий - все это потеря времени невосполнимого ресурса).
- параллельного выполнения работ там, где это возможно по технологии разработки управленческих решений и обработке информации.
|
|
- использования техники управления (ЭВМ, оргтехника), позволяющей ускорять выполнение многих операций в процессе управления.
- специальной организации процесса управления (исключение очередностей и ожиданий, неравномерности нагрузки по звеньям системы управления, обеспечение ритмичности деятельности и ее учета, планирование использования времени)
- регулярного изучения распределения и использования времени и корректировки организации процесса управления по результатам этого анализа.