Модели и моделирование в теории принятия решений

Оптимизация решений – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы менеджмента и системы. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ:

- анализ;

- прогнозирование;

- моделирование, которое в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.

Рассмотрим подробнее моделирование (физическое, экономико-математическое)

ФИЗИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ представляют собой пропорционально уменьшение в 10 раз и более раз и изготовленные из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты. Они изготавливаются в уменьшенном виде с целью экономии материалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель - это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт.

Математические модели - основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути модели – средство плановых расчетов.

Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Модель – условный образ объекта управления.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Отметим принципиальные черты, характерные для построения экономико-математической модели любого вида.

Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа:

1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому объекту, явлению или процессу и эмпирических данных о его структуре и особенностях, на основе такого анализа формируются модели;

2) определение методов, с помощью которых можно решить задачу;

3) анализ полученных результатов;

Важнейшим моментом первого этапа является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Такими критериями в системе менеджмента могут быть: максимализация прибыли фирмы при условии, что качество товара, услуг, не снизится; снижение себестоимости товара, услуг при условии, что его качество не снизится, затраты у потребителя не увеличатся; рост производительности труда, улучшение использования оборудования или материалов, повышение оборачиваемости оборотных средств при условии, что качество товара, услуг не снизится и другие критерии не ухудшатся.

Таким образом, в качестве критерия оптимизации может быть целое или любой компонент прибыли, в т.ч. эффективность товара (услуг), для водного транспорта – min себестоимость перевозок, max прибыли от перевозок и погрузочно – разгрузочных работ, max провозной способности флота, min простоя флота под операциями (ожидание погрузки, разгрузки и т.д.)

На водном транспорте приведенные критерии используются в экономико-математических моделях при решении задач обоснования основной (эксплутационной) деятельности морского и речного транспорта.

В том числе:

- прогнозирование и перспективное планирование развития перевозок и технических средств;

- рациональное распределение перевозок между видами транспорта и подвижного состава;

- оптимальное распределение технических средств водного транспорта для освоения перевозок грузов и пассажиров в процессе текущего и оперативного планирования;

- обоснование рационального технологического процесса работы флота, портов и других технических средств и систем обслуживания;

- учет и анализ работы организаций водного транспорта.

Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями. Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.

Вторым этапом моделирования экономических процессов является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и другие.

Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки.

Излишняя детализация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации, к неадекватному отражению реальности.

Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата полученного при изучении экономического явления.

Окончательным критерием достоверности и качества модели является практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несоответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информации, несоответствие модели экономическим условиям и др.

По результатам анализа причин несоответствия экономико-математи-ческая модель корректируется, и решение задачи повторяется.

Математическое моделирование подразделяется на аналитическое и имитационное. В аналитических моделях основные количественные взаимосвязи отражаются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраические уравнения, неравенства и т.д.) Имитационное моделирование воспроизводит процесс функционирования системы во времени путем воспроизводства (имитации) на ЭВМ (персональных компьютерах) искусственного процесса, обладающего необходимыми свойствами реального процесса. Этот вид моделирования позволяет решать более сложные задачи как с учетом дискретных, так непроизвольных элементов, зависимостей линейного характера, многочисленных случайных воздействий. Комбинированное моделирование позволяет объединить достоинства и первого и второго.

В практике работы водного транспорта процесс моделирования многоэтапный, в том числе:

- постановка задачи и описание ее содержания;

- сбор и обработка исходных данных, анализ полученной информации с целью выявления наиболее существенных фактов технико-экономических и эксплуатационных обоснований, установление количественных и качественных взаимосвязей между ними;

- построение экономико-математической модели в виде системы уравнений и неравенств, логических соотношений определение целевой функции и системы ограничений;

- выбор в зависимости от характера модели численного метода решения задачи разработку или выбор соответствующую вычислительного алгоритма и программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: