double arrow

Виды вопросов интервьюера

По отношению к цели исследования обычно выделяют два вида вопросов:

· процедурные (или функциональные), направленные на оптимизацию хода опроса (в том числе выявляющие степень информированности респондента об условиях его проведения, о цели интервью, а также способствующие установлению и поддержанию контакта с интервьюером)

· тематические. информационные, по ответам на которые в дальнейшем делаются те или иные психологические выводы.

По своему содержанию вопросы подразделяются на:

  • выявляющие фактическую информацию о социальном положении респондента и событиях его прошлой жизни;
  • выясняющие субъективные мнения опрашиваемого, мотивы его поведения, жизненные позиции, отношение к себе и к другим;
  • уточняющие интенсивность мнений, отношений, эмоциональных реакций.

В зависимости от характера ответов вопросы могут пред­полагать получение

· кратких, односложных

· нераспространен­ных ответов или распространенных

· пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов

По форме ответов существуют вопросы:

  • закрытые, где опрашиваемый должен лишь сделать свой выбор из предлагаемых вариантов ответов, не выходя за его, пределы. (Закрытые но форме вопросы более характерны для анкетирования, чем для интервью)
  • открытые, при которых опрашиваемый сам формулирует свой ответ (18).

Основные правила составления вопросов для интервью:

1) каждый вопрос должен быть логически однозначным, не содержащим в себе нескольких относительно автономных частей, требующих различных ответов;

2) следует избегать употреблений малораспространенных иностранных слов, специальных терминов, слов с неопределенным значением, затрудняющих работку респондентов;

3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их; целиком и ответить только на часть или же вообще отказаться от ответа;

4) предпочтение отдастся конкретными вопросам перед абстрактными или обобщенными, так как достоверность информации, касающейся отдельных случаев или позиций, обычно заметно выше, чем информации, запрашиваемой "в целом", т. с. предполагающей пренебрежение частными ситуациями. Лучше задать несколько конкретных вопросов в пределах одной темы, чем один вопрос типа "Как вы обычно поступаете...";

5) в случаях необходимости получения сведений дискуссионного характера или не вполне приемлемых для публичного выражения респондентом, целесообразно, придавать вопросу маскирующий оттенок. Это достигается выведением в обсуждение соответствующей воображаемой ситуации, касающейся самого опрашиваемого (скажем, в будущем) или любого неопределенного лица (к примеру, "одного студента", "юношу вашего круга" и т.п.), идентификация с которым не представляла бы для него особых затруднений;

6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком личные, не выносить в начало интервью. Известно, что чем далее вшиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказатся от продолжения беседы;

7) если речь заходит о предмете, в котором опрашиваемый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие, пояснив ему на примерах или в других словах излагаемый в вопросе материал. Тогда сами вопросы будут оставаться краткими;

8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты предлагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента не означали для него потерю престижа, оскорбление самолюбия (18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: