Стратегический анализ диверсифицированной компании. Матричный анализ с использованием матрицы БКГ и матрицы General Electric

В диверсифицированной компании менеджеры должны постоянно анализировать два ключевых фактора:

1. привлекательность отраслей, в которых работает компания;

2. перспективы прибыльности компании в течение ближайших нескольких лет при сохранении теперешнего бизнес-портфеля.

Стратегический анализ диверсифицированной компании основан на тех же концепциях и методиках, которые применяют однопрофильные компании. Однако в анализ необходимо включить некоторые дополнительные параметры и рассмотреть дополнительные аналитические инструменты.

Этапы анализа:

1. Анализ текущей стратегии компании по параметрам: диверсификация – родственная, неродственная, комбинированная; характер и цель последних приобретений и разделений; будущее компании в представлении менеджмента

2. Анализ привлекательности отраслей по параметрам: долгосрочная привлекательность каждой отрасли; сравнительная привлекательность отраслей; привлекательность сочетания отраслей.

3. Анализ конкурентоспособности по параметрам: конкурентные возможности каждого из подразделений.

4. Анализ стратегического соответствия по параметрам: потенциал конкурентного преимущества в результате межфирменного и межотраслевого взаимосовпадения цепочек ценностей.

5. Анализ ресурснойбазы по параметрам: соответствие ресурсной базы компании потребностям текущего бизнес-портфеля.

6. Оценка производительности по параметрам: показатели производительности за прошлые периоды, тенденции развития.

7. Определение приоритетности подразделений для размещения ресурсов по параметрам: стратегическое положение каждого подразделения и его роль в дальнейшей стратегии.

8. Разработка новых стратегических инициатив для повышении общей эффективности компании: изменение бизнес-портфеля за счет приобретения и разделения компаний, улучшение координации деятельности разных подразделений для снижения издержек и обмена технологиями, направление корпоративных ресурсов в самые перспективные отрасли.

Среди дополнительных аналитических инструментов, используемых при стратегическом анализе диверсифицированных компаний можно назвать портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления и сокращение/прекращение инвестиций в неэффективные проекты.

Матрица Boston Consulting Group (BCG)

Матрица используется, когда в составе фирмы имеется несколько бизнес-единиц (диверсифицированная компания) или несколько товарных групп.

    Доля рынка
    высокая низкая
Темпы роста бизнеса высокие Звезды Быстрый рост и расширение Вопросительные знаки Новые предприятия. Связаны с высокими рисками; звездами становятся немногие, остальные продаются
низкие Дойные коровы «Золотое молоко» для финансирования «вопросительных знаков» и «звезд» Собаки Не нуждаются в инвестициях. Если они приносят прибыль, целесообразно сохранить в составе компании. Возможна продажа

Каждый кружок на рисунке представляет хозяйственную единицу. Центр каждого круга соответствует положению подразделения, а размер круга пропорционален доходу от продаж.

Желаемая последовательность развития «вопросительные знаки» – «звезды» – «дойные коровы» [и если неизбежно] – «собаки».

Матрица McKincey – General Electric

(«привлекательность отрасли – конкурентоспособность»)

Матрица позволяет определить инвестиционные приоритеты диверсифицированной компании

Построение этой матрицы позволяет сконцентрировать ресурсы в подразделениях с самой высокой привлекательностью и конкурентоспособностью, избирательно инвестировать в подразделения с неопределенными позициями и прекратить финансирование конкурентно слабых подразделений в непривлекательных отраслях (за исключением тех из низ, эффективность которых можно резко повысить за счет реструктуризации).

Высокий инвестиционный приоритет – стратегия ориентирована на рост и расширение.

Средний инвестиционный приоритет – выборочно

Низкий инвестиционный приоритет – стратегия подготовки к отделению

    Конкурентоспособность подразделения и его позиции на рынке
    высокая средняя низкая
Долгосрочная привлекательность отрасли высокая  
средняя  
низкая  
  Высокий инвестиционный приоритет
     
  Средний инвестиционный приоритет
     
  Низкий инвестиционный приоритет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: