В диверсифицированной компании менеджеры должны постоянно анализировать два ключевых фактора:
1. привлекательность отраслей, в которых работает компания;
2. перспективы прибыльности компании в течение ближайших нескольких лет при сохранении теперешнего бизнес-портфеля.
Стратегический анализ диверсифицированной компании основан на тех же концепциях и методиках, которые применяют однопрофильные компании. Однако в анализ необходимо включить некоторые дополнительные параметры и рассмотреть дополнительные аналитические инструменты.
Этапы анализа:
1. Анализ текущей стратегии компании по параметрам: диверсификация – родственная, неродственная, комбинированная; характер и цель последних приобретений и разделений; будущее компании в представлении менеджмента
2. Анализ привлекательности отраслей по параметрам: долгосрочная привлекательность каждой отрасли; сравнительная привлекательность отраслей; привлекательность сочетания отраслей.
3. Анализ конкурентоспособности по параметрам: конкурентные возможности каждого из подразделений.
4. Анализ стратегического соответствия по параметрам: потенциал конкурентного преимущества в результате межфирменного и межотраслевого взаимосовпадения цепочек ценностей.
5. Анализ ресурснойбазы по параметрам: соответствие ресурсной базы компании потребностям текущего бизнес-портфеля.
6. Оценка производительности по параметрам: показатели производительности за прошлые периоды, тенденции развития.
7. Определение приоритетности подразделений для размещения ресурсов по параметрам: стратегическое положение каждого подразделения и его роль в дальнейшей стратегии.
8. Разработка новых стратегических инициатив для повышении общей эффективности компании: изменение бизнес-портфеля за счет приобретения и разделения компаний, улучшение координации деятельности разных подразделений для снижения издержек и обмена технологиями, направление корпоративных ресурсов в самые перспективные отрасли.
Среди дополнительных аналитических инструментов, используемых при стратегическом анализе диверсифицированных компаний можно назвать портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления и сокращение/прекращение инвестиций в неэффективные проекты.
Матрица Boston Consulting Group (BCG)
Матрица используется, когда в составе фирмы имеется несколько бизнес-единиц (диверсифицированная компания) или несколько товарных групп.
| Доля рынка | |||
| высокая | низкая | ||
| Темпы роста бизнеса | высокие | Звезды
Быстрый рост и расширение
| Вопросительные знаки
Новые предприятия. Связаны с высокими рисками; звездами становятся немногие, остальные продаются
|
| низкие | Дойные коровы
«Золотое молоко» для финансирования «вопросительных знаков» и «звезд»
| Собаки
Не нуждаются в инвестициях. Если они приносят прибыль, целесообразно сохранить в составе компании. Возможна продажа
|
Каждый кружок на рисунке представляет хозяйственную единицу. Центр каждого круга соответствует положению подразделения, а размер круга пропорционален доходу от продаж.
Желаемая последовательность развития «вопросительные знаки» – «звезды» – «дойные коровы» [и если неизбежно] – «собаки».
Матрица McKincey – General Electric
(«привлекательность отрасли – конкурентоспособность»)
Матрица позволяет определить инвестиционные приоритеты диверсифицированной компании
Построение этой матрицы позволяет сконцентрировать ресурсы в подразделениях с самой высокой привлекательностью и конкурентоспособностью, избирательно инвестировать в подразделения с неопределенными позициями и прекратить финансирование конкурентно слабых подразделений в непривлекательных отраслях (за исключением тех из низ, эффективность которых можно резко повысить за счет реструктуризации).
Высокий инвестиционный приоритет – стратегия ориентирована на рост и расширение.
Средний инвестиционный приоритет – выборочно
Низкий инвестиционный приоритет – стратегия подготовки к отделению
| Конкурентоспособность подразделения и его позиции на рынке | ||||
| высокая | средняя | низкая | ||
| Долгосрочная привлекательность отрасли | высокая |
|
| |
| средняя |
|
| ||
| низкая |
|
|
| – | Высокий инвестиционный приоритет | |
| – | Средний инвестиционный приоритет | |
| – | Низкий инвестиционный приоритет |
Быстрый рост и расширение
Новые предприятия. Связаны с высокими рисками; звездами становятся немногие, остальные продаются
Дойные коровы
«Золотое молоко» для финансирования «вопросительных знаков» и «звезд»
Не нуждаются в инвестициях. Если они приносят прибыль, целесообразно сохранить в составе компании. Возможна продажа






