Базовые стратегии конкуренции: характеристики, отличительные черты

Стратегия конкуренции - это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояния конкурентам и укрепление позиции на рынке. Понятие конкурентной стратегии уже. чем понятие деловой стратегии, потому что последняя, кроме методики конкуренции, включает в себя действия и планы руководства для решения всего спектра стратегических задач.

Цель конкурентной стратегии - достижение превосходства над конкурентами в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров и услуг и получить за счет этого конкурентное преимущество и лидерство на рынке. Кроме того, в конкурентную стратегию входят наступательные и оборонительные действия, распределение и перераспределение ресурсов для поддержания долгосрочных конкурентных возможностей и выгодной конкурентной позиции, а также тактические действия, предпринимаемые при изменении рыночной конъюнктуры.

Предприятия во всем мире стараются разработать неординарные стратегии конкуренции. Поскольку конкурентные действия компании разрабатываются с учетом особенностей ее позиций на рынке и общей ситуации в отрасли, существует бесчисленное множество вариантов конкурентных стратегий - конкурентных стратегий столько же, сколько конкурентов. Однако, в целом различия в стратегиях определяются двумя факторами: целями, которые организация преследует на рынке, и основой конкурентного преимущества - низкими издержками либо дифференциацией.

Существует пять базовых стратегии конкуренции:

1. Стратегия лидерства по издержкам - привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства.

2. Стратегия широкой дифференциации - привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов.

3. Стратегия оптимальных издержек - повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов и ниже. Избрав эту стратегию, предприятие должно снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции.

4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек - ориентация предприятия на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства.

5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции - ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров лучше удовлетворяющих потребности покупателей.

Отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий.

Отличительная черта Стратегия лидерства по издержкам Стратегия широкой дифференциации Стратегия оптимальных издержек Сфокусированные стратегии на базе низких издержек и широкой дифференциации
Стратегическая цель Большая доля рынка Большая доля рынка Чувствительные к потребительской ценности покупатели Узкий сегмент рынка, потребительские предпочтения значительно отличаются от господствующих на рынке в целом
Конкурентное преимущество Лидерство по издержкам Предложение продукции, отличной от продукции конкурентов Больше потребительской ценности за ту же цену Лидерство по издержкам в обслуживаемой нише рынка или придание товару специфических свойств, ценных в глазах покупателей данного сегмента
Ассортимент товаров Базовая модель товара в нескольких модификациях Большое количество модификаций продукта, упор на дифференцирующие свойства Диапазон качества от среднего до высокого, количество модификаций от нескольких до многочисленных Потребительские свойства, удовлетворяющие специфические нужды или вкусы данного сегмента покупателей
Приоритеты в производстве Постоянный поиск путей снижения издержек Придание товару дополнительной ценности, стремление к превосходству товара Придание товару дополнительных свойств при умеренной цене Товар разработан с учетом вкусов и нужд потребителей
Приоритеты в маркетинге Попытка представить как преимущество те свойства товара, которые обеспечивают низкие издержки Придание товару тех свойств, за которые потребитель согласен платить Повышение цены для покрытия издержек Снижение цены ниже уровня конкурентов на аналогичные товары с приданием товару дополнительных свойств Анализ уровня удовлетворения потребителей набором свойств товара, соответствующих их специфическим вкусам
Поддержка стратегии Сочетание низких цен и приемлемого качества Информирование о дифференцирующих свойствах товара по каналам Снижение издержек при одновременном совершенствовании свойств товара Удовлетворение запросов покупателей избранного сегмента

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: