К осмотровому и подъемно-транспортному оборудованию относятся: эстакады, осмотровые канавы, домкраты, подъемники и т.п.
Эстакады и осмотровые канавы. В некоторых предприятиях, а также в полевых условиях для технического обслуживания и ремонта автомобилей часто используют эстакады с наклонным въездом. Недостатком эстакад является их громоздкость. Полуэстакадами называют эстакады, уменьшенные по высоте и имеющие под собой углубления, которые позволяют работать, стоя в полный рост.
Осмотровые канавы. Удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта обеспечивают осмотровые канавы, причем автомобили остаются на уровне пола, а рабочие места располагают в осмотровой канаве ниже уровня пола.
На рисунке 16 показаны различные осмотровые канавы. В зависимости от того, в какую сторону автомобили съезжают с канав, их подразделяют на тупиковые и прямоточные (проездные). С тупиковых канав автомобили съезжают задним ходом, с прямоточных– передним ходом (сквозной проезд).
|
|
Тупиковая канава занимает мало места, но не позволяет устанавливать сразу несколько автомобилей и организовывать техническое обслуживание поточным методом.
Рис. 16. Осмотровые канавы: а и б – узкие межколейные прямоточная и тупиковая; в – широкая тупиковая; г – поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля; 1 – рельсовый путь; 2 – тележки для подъема автомобиля с опорами для переднего и заднего мостов; 3 – въездной трамплин; 4 – электротельфер; 5 – трос; 6 – толкающая тележка; 7 – подъемная горка; 8 – электромеханический подъемник; 9 – натяжное устройство
Узкие межколейные прямоточные канавы допускают работу стоя только снизу, для подъема колес автомобиля необходимо иметь подъемник.
Узкая межколейная тупиковая канава имеет ширину 0,9…1,1 м и глубину около 1,2 м. Во избежание падения автомобиля в канаву по ее краям сделаны реборды. В стенах канавы устроены ниши для размещения инструмента и осветительных приборов.
Широкую канаву оборудуют рельсами, по которым могут перемещаться тележки. Автомобиль, въехавший на канаву, устанавливают передним и задним мостами на тележки, и его колеса при этом вывешиваются.
Преимущества широких канав – хороший доступ ко всем механизмам автомобиля, возможность выполнения работ одновременно снизу и сбоку при постоянно поднятых колесах.
На рисунке 16, г показана поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля. Канава имеет вдоль правой стороны реборду из двух швеллеров, являющуюся одновременно направляющей коробкой для толкающих тележек 6, соединенных между собой тросом 5.
|
|
Передвигает тележки и автомобиль на поточной линии электротельфер 4, помещенный в конце осмотровой канавы. При работе электротельфера упоры тележек нажимают кожухи полуосей (приводных валов) или подушки рессор ведущего моста и заставляют автомобиль перемещаться. После перемещения на следующий пост автомобиль останавливается, а тележки возвращаются в первоначальное положение.
Передние колеса автомобиля поднимает горка 7, задние колеса – подъемник 8, установленный в канаве.
По обеим сторонам канавы у каждого поста могут быть установлены верстаки, барабаны с самонаматывающимися шлангами для раздачи масел и воды, а также подведен сжатый воздух, что позволит использовать пневматический инструмент, проверять и регулировать тормозную систему с пневматическим приводом при неработающем двигателе и накачивать шины.
В непосредственной близости от канавы могут быть расположены вспомогательные цеха, обеспечивающие все посты отремонтированными агрегатами, узлами, приборами и деталями.
На рисунке 17, а показан гидравлический подъемник. Он состоит из гидравлического цилиндра 9 с помещенным внутри поршнем со штоком 4. Подхватом 5 шток упирается в поднимаемую часть автомобиля. Цилиндр подъемника можно перемещать в поперечном направлении (относительно канавы) вместе с кареткой 12 по двум скалкам 2 для подъема мостов автомобиля, поставленного на канаву.
а б
Рис. 17. Гидравлический подъемник: а – устройство подъемника осмотровой канавы; б – использование двух подъемников для вывешивания задней части автомобиля; 1 – каток; 2 – скалка; 3 – страхующий штырь; 4 – шток; 5 – подхват; 6 – гильза; 7 и 10 – направляющие; 8 – кран управления; 9 – гидравлический цилиндр; 11 – регулируемый упор; 12 – каретка
Скалки с одной стороны опираются на наклонные регулируемые упоры 11, а другие концы скалок имеют катки установленные в направляющих 7, закрепленных в бетонированной стенке канавы, по которым подъемник может перемещаться вдоль канавы. В средней части направляющих установлен кран управления 8.
Продолжение цилиндра подъемника– гильза 6, являющаяся опорой страхующего штыря 3, вставляемого в одно из отверстий штока после вывешивания колеса. Подъемник приводится в действие при помощи электродвигателя и эксцентрикового плунжерного насоса.
Разновидности используемых осмотровых канавизображены на рисунке 18.
Рис. 18. Схемы осмотровых канав: а – межколейная с внутренними ребордами; б – межколейная с наружними ребордами; в – широкого типа; г – безребордная; д – боковая; е – колейный мост
В настоящее время для технического обслуживания и ремонта автомобилей эстакады и осмотровые канавы применяются все реже. Это связано с широким использованием для этих целей различных подъемников (как для легковых так и для грузовых автомобилей).
Подъемно-транспортное оборудование. В качестве подъемно-транспортного оборудования в автомастерских в основном используются подкатные домкраты и подъемники.
Подкатные домкраты. Подкатные гидравлические домкраты представляют собой низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству в работе способствуют съемные площадки, изменяющие высоту подхвата и подъема. В компактных моделях рукоятка делается складной и не является многофункциональной.
Подкатные гидравлические домкраты можно разделить на три группы.
1. Для личного использования автомобилистом. Их грузоподъемность – до 3 т (рис. 19а). Преимущества: быстрота подъема, большой рабочий ход. Главный недостаток – хрупкость конструкции.
2. Для автосервисов и шиномонтажных мастерских. Грузоподъемность –до 4 т (рис. 19б). Могут иметь педаль предварительного подъема для быстрого получения нужной высоты подхвата. Преимущества: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, быстрота подъема, большой рабочий ход. Недостаток – возможность работы только на ровном и твердом покрытии.
|
|
3. Для обслуживания тяжелых автомобилей и спецавтотехники (инкассация, автопогрузчики и т.п.). Грузоподъемность – от 2 до 20 т (рис. 19г). Могут снабжаться педалью предварительного подъема и допускают использование дополнительных приспособлений, например раздвижной траверсы для поднятия стороны автомобиля (рис. 19в). У некоторых моделей с помощью приводной рукоятки можно поднимать или опускать груз, а также перевозить домкрат. Преимущества: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, высота подъема при использовании дополнительных приспособлений может доходить до 1 м. Недостатки: большой вес (от 60 до 225 кг), сложность оперативной подготовки домкрата к работе.
Рис. 19. Подкатные гидравлические домкраты: а – для личного использования автомобилистом; б – для автосервисов и шиномонтажных мастерских, г – для обслуживания тяжелых автомобилей и спецавтотехники; в – раздвижная траверса
Подкатные ножничные домкраты. Подъем осуществляется за счет выдвижения поршня из гидроцилиндра, при этом изменяется угол между рычагами, соединенными с помощью шарниров (рис. 20). Иногда имеют два уровня подхвата, что дает возможность приподнимать автомобили с небольшим дорожным просветом на значительную высоту. Могут снабжаться карданной системой управления, клапаном давления и ручкой для переноски. Грузоподъемность таких домкратов обычно составляет от 4 до 7 т.
Преимущества: жесткость конструкции, мобильность, невысокое усилие на приводной рукоятке, небольшая начальная высота, значительная высота подъема. Недостатки: большой вес, высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии.
Рис. 20. Подкатной ножничный домкрат
Автомобильные подъемники по типу конструкции делятся на одностоечные, двухстоечные, четырехстоечные, параллелограммные (ножничные), плунжерные (рис. 21).
|
|
Одностоечный подъемник состоит из одной несущей стойки (колонны). Главным плюсом таких подъемников является малая занимаемая площадь. Одностоечные подъемники бывают стационарные и передвижные. Стационарные подъемники обладают большей грузоподъемностью (до 2,5 тонн), чем передвижные (до 250 кг). Подъем автомобиля таким одностоечным подъемником осуществляется с одной стороны автомобиля, либо за пороги, либо за колеса. Подъемник одностоечный прекрасно подойдет для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля, для антикоррозионной обработки днища, для шиномонтажа на станциях технического обслуживания с ограниченной площадью и гаражах.
а б в
г д
Рис. 21. Разновидности автомобильных подъемников: а – одностоечный; б – двухстоечный; в – четырехстоечный; г – параллелограммный (ножничный); д – плунжерный
Двухстоечный подъёмник состоит из 2-х стоек, каждая из которых оснащена кронштейнами (лапами) для подъема. В зависимости от типа подъемника их грузоподъемность достигает 5 т. Подхват автомобиля в таких подъемниках осуществляется за поддомкратные площадки. Передние лапы подъемника имеют угол поворота 180 градусов, таким образом, обеспечивается быстрая установка автомобилей, как с длинной, так и с короткой базой. Подъемник двухстоечный с асимметричной конструкцией применяется для обслуживания широкобазных легковых автомобилей. Двухстоечные автомобильные подъемники подразделяются на симметричные и асимметричные.
В асимметричных подъемниках стойки развернуты несколько к задней части автомобиля и соответственно телескопические лапы имеют разную длину (передние короче), что позволяет дверям автомобиля открываться значительно шире. Такие автомобильные подъемники можно рекомендовать для не слишком тяжелых авто (до 3 тонн). Для более тяжелых и крупных автомобилей рекомендуется использовать симметричные автоподъемники, что предпочтительнее из-за большей устойчивости автомобилей на лапах подъемников симметричного типа. Двухстоечные подъемники бывают и с напольной рамой, что предпочтительно использовать для непрочных полов. Такая конструкция облегчает и установку подъемника.
Последнее время все большую популярность приобретают подъемники «с чистым полом». Они, обеспечивающим комфортный заезд автомобиля и работу автослесаря под поднятым транспортным средством. При расположении элементов синхронизации вверху, следует обратить внимание на такой важный элемент как высота верхней горизонтальной перемычки. Для обслуживания мини-венов с высокой крышей, ГАЗелей и.т.д., необходима минимальная высота от 4000мм. Подъемники применяются для общесервисных, шиномонтажных и арматурных работ.
Четырёхстоечный подъёмник состоит из четырех стоек и размещенной на них платформы для автомобиля. Благодаря встроенной в платформу гидравлической системе, подъемник работает очень тихо, а низкая высота платформы позволяет обслуживать автомобили с низким клиренсом, например, спортивным автомобилям. Подъемник четырехстоечный оснащается разными типами платформ: гладкой платформой, длинной гладкой платформой, платформой под развал-схождение с выемками под поворотные столы и укомплектованные скользящими пластинами под задние колеса, платформой с дополнительным микроподъемником. Четырехстоечные подъемники обычно используются для обслуживания грузовой техники, а также на постах контроля и регулировки углов установки колес (развал-схождение).
Параллелограммные (ножничные) подъемники. Существенным преимуществом этих подъемников является то, что в нерабочем положении они не занимают места (в модификациях с заглублением трапов). При наземной установке на поверхности располагаются лишь трапы и въездные аппарели. Ножничные подъемники, как правило, оснащены гидравлическими приводами, что обеспечивает бесшумность и долговечность работы оборудования.
Синхронизация между обеими сторонами ножничного подъемника осуществляется либо при помощи гидравлики, которая является очень надежной, бесшумной и предельно точной, либо электронным способом. Ножничные подъемники комплектуются дополнительными подъемными столами для вывешивания колес и комплектом для стенда «развал-схождение». Подъемники ножничной конструкции используются для совместной работы со стендами установки углов колес, а также для общесервисных работ.
Плунжерный подъемник. Конструкция плунжерных подъемников очень проста. Подъемные лапы, трапы или платформы закреплены на концевых частях поршней (плунжеров) гидроцилиндров, которые, в свою очередь, заглублены в полы в вертикальном положении.
Плунжерные подъемники могут иметь два исполнения – с наземным расположением подъемных приспособлений или с заглублением их в полы, причем во втором случае, когда подъемник находится в нерабочем положении, на поверхности пола вообще ничего нет. Когда автомобиль находится на подъемнике, к нему имеется свободный доступ с любой стороны.
Выносной блок управления позволяет эксплуатировать эти подъемники внутри помещений и на автомобильных мойках. Плунжерные подъемники являются идеальным решением при проведении общесервисных работ, в том числе при приемке и сдаче автомобиля. Предлагаются одно-, двух- или четырехплунжерные подъемники, причем последние отлично подходят для совместной работы со стендами «развал-схождение». Благодаря применению специальных схем синхронизации плунжерные подъемники могут объединяться в большие системы, для обслуживания, например, длинномерного и крупногабаритного транспорта.
По типу привода подъемники делятся на электромеханические, электрогидравлические и пневматические.
Подъемники с электромеханическим приводом. Достоинством таких подъемников до сих пор остаются низкая стоимость, позволяющая реализовать самый экономичный вариант оснащения автосервиса, и простота конструкции. Рабочим «органом» подъемников является пара винт-гайка, к периодичности обслуживания которой предъявляются высокие требования.
Подъемники с электрогидравлическим приводом. Электрогидравлические подъемники по сравнению с аналогичными моделями с электромеханическим приводом обладают рядом преимуществ: меньшее энергопотребление, бесшумность и плавность работы, высокая скорость подъема - опускания, значительно более высокий срок службы, возможность опускания в случае отключения электроэнергии, простота и низкая стоимость обслуживания, высокий уровень безопасности.
Подъемники с пневматическим приводом. Данный тип подъемника принадлежит к пантографным или ножничным подъемникам. В отличие от гидравлических подъемников, подъем платформы осуществляется за счет сжатого воздуха, что увеличивает скорость обслуживания автомобиля. Подъемник предназначен для использования на различных СТО и шиномонтажных мастерских. При помощи платформы можно вывешивать всю ходовую часть автомобиля и обслуживать все колеса автомобиля одновременно. Установка платформы на шиномонтаже позволяет, в межсезонье, проводить мелкий ремонт ходовой (замена шаровых опор, рулевых наконечников, тормозных колодок). В конструкции подъемника предусмотрен предохранительный стопор. Подъемник монтируется на бетонном, асфальтном или на другом подготовленном твердом и ровном полу в необходимом месте.