double arrow

ПРЕДИСЛОВИЕ. Студенты, обучающиеся по специальностям «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление»


Студенты, обучающиеся по специальностям «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение» и др., изучают курс «Основы управления персоналом». Целью его изучения является подготовка будущих специалистов к особому виду профессиональной деятельности — менеджменту персонала, управлению системой трудовых отношений в организации.

Многолетний опыт работы авторов в сфере управления персоналом и преподавания соответствующих дисциплин убедительно показывает: эта деятельность — интересная и творческая, не терпящая академизма и рутины. А значит, может быть творчески и интересно представлена при обучении студентов, вызывать желание с интересом и творчески же ее осваивать. Принцип «Учение с увлечением» должен применяться не только в обучении детей, но и взрослых, поскольку хорошо известно — положительные эмоции и переживание успеха, сопровождающие процесс получения знаний, способствуют лучшему их усвоению.

Современные студенты находятся в выгодном положении: со времени появления в 1991 году в стране первого учебника[1] по новой специальности «менеджмент персонала» издано немало учебных пособий, посвященных различным вопросам управления персоналом. Кроме того, в распоряжении студентов такое чудо глобальной информатизации как Интернет, где целые порталы и множество сайтов буквально напичканы интересными и полезными материалами по проблемам управления людьми в организациях.




Почему же, не смотря на это, авторы предпринимают попытку к разработке собственного пособия? По целому ряду причин, среди которых

— отсутствие пособий, полностью отвечающих авторской концепции курса и современным требованиям формирования не знаний и умений для выполнения каких-либо функций, а компетентности как способности успешно решать профессиональные задачи;

— необходимость методически обеспечить самостоятельную работу студентов в ходе изучения ими дисциплины;

— потребность осмыслить и систематизировать накопленный авторами в течение последних лет практический опыт управления персоналом и преподавания соответствующих курсов, а также результаты собственных научных исследований в этой сфере;

— и, самое главное, желание активно способствовать формированию у «продвинутых» студентов, проявляющих осознанное отношение и глубокий интерес к освоению профессии, личностной и профессиональной готовности к применению полученных знаний в практике своей будущей работы, высокого уровня компетентности сразу после завершения обучения;

— наконец, стремление вооружить студентов пособием, содержащим образцы документов и описания примеров часто возникающих практических ситуаций, которое будет помогать им и после окончания вуза.



Настоящая рабочая тетрадь соответствует программе курса
и раскрывает все дидактические единицы госстандарта. В нее включен интересный и, по мнению авторов, важный для формирования у студентов профессионального сознания материал к лекциям (по большей части авторский, либо заимствованный из указанных источников и творчески переработанный авторами). В то же время, рабочая тетрадь отличается от многих других тем, что это — пособие-тренинг, так как основное внимание уделено практическим заданиям различного характера и уровня сложности, связанным с изучением образцов документов, анализом описанных проблем, решением практических ситуаций, как правило, из опыта авторов, и требующих творческого осмысления прочитанного материала, обобщения, сравнения, приведения своих примеров и т. п. Для выполнения некоторых заданий необходимо привлечь знания, полученные при изучении других дисциплин.

Рабочая тетрадь отражает действенную позицию авторов в рамках гуманистической парадигмы, предполагающей приоритет ценности человеческого развития над экономическим ростом, и социально-психологический (а не экономический) подход к управленческой деятельности.

В результате систематической работы с тетрадью студенты могут приобрести следующие компетенции, предусмотренные государственным образовательным стандартом:

– знать основы разработки и внедрения кадровой политики, стратегии планирования, привлечения, подбора и отбора персонала;



– владеть технологиями оценки и обучения персонала;

— разрабатывать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, и создавать организационные механизмы управления персоналом организации;

– уметь анализировать эффективность управления персоналом организации;

– проявлять приверженность этическим ценностям профессии: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, толерантность и др.

Данная рабочая тетрадь разработана таким образом, чтобы не только дать системную информацию по курсу «Управление персоналом», но и вызвать эмоциональное отношение к изучаемым вопросам, предоставить возможность творчества при выполнении заданий и получения удовольствия от учебной работы. Именно поэтому в нее включены виды работ, позволяющие придумывать образы и создавать различные иллюстрации к учебному материалу, превращать скучные академические схемы в яркие картинки, формулировать серьезные выводы из юмористически поданного материала или, наоборот, юмористически отнестись к строгим научным положениям.

Кроме того, при создании данной тетради авторы учитывали особенности визуального восприятия содержания текста, которые заключаются в наличии трех аспектов:

— восприятия как видения, в основе которого лежит отображение объективной реальности;

— восприятия как понимания, проникновения в смысл воспринимаемого;

— восприятия как отношения, эмоциональной реакции на воспринимаемое;

а также психологические закономерности усвоения информации разными людьми: для «левополушарных» (с доминированием структурно-логического восприятия и осмысления) даны схемы и таблицы, для «правополушарных» (с доминированием образного, эмоционально-интуитивного восприятия и осмысления) — метафоры и образы, для «аудиалов» (воспринимающих лучше на слух) — короткие тексты, «визуалов» (лучше воспринимающих наглядно представленную информацию) — рисунки, «кинестетикам» (лучше усваивающим информацию в процессе действий) адресованы задания на дописывание, раскрашивание и т.п. В то же время предлагаемые задания способствуют развитию всех интеллектуальных способностей.

В тетради учтены принципы концентрического расположения учебного материала: от общего к частному, простого к сложному и др.

Рабочая тетрадь имеет четкую структуру и включает все требуемые элементы. В ней 2 части и 10 разделов. Каждый Раздел посвящен теме, изучаемой на лекции и практических занятиях. В разделе выделены рубрики:

Рассматриваем — вопросы, рассматриваемые в теме;

Обсуждаем — вопросы для семинарских занятий;

Читаем — список литературы, рекомендуемойпри изучении темы;

Запоминаем — определения основных терминов и понятий, рассматриваемых в теме;

Изучаемтекстовые и иллюстративные материалы к лекциям;

Делаем выводы — основные выводы по теме;

Записываем — для записи комментариев по ходу лекции, семинара или изучения литературных источников во время домашних занятий;

Выполняем — творческие задания и практические ситуации для выполнения во время домашней работы;

Улыбнитесь! — интересные философские высказывания, забавные анекдоты и рисунки юмористического характера «в тему» — известно высказывание: нет ничего серьезнее глубокого юмора.

В соответствии с авторской концепцией развития рефлексивной позиции студентов в ходе обучения в рабочую тетрадь включен раздел Подводим итоги, на страницах которого можно провести не только самооценку приобретенных знаний и умений, но и себя как будущего профессионала.

Кроме того, при создании рабочей тетради использован принцип нумерологии, а именно — ритм числа 5. Известно: у человека 5 органов чувств и 5 пальцев на руке, и это делает его восприимчивым и умелым. По законам нумерологии, пятерка обладает особой энергетикой и гармонией. Когда нас сопровождает число 5, жизнь идет быстрее, проблемы решаются успешнее, мы развиваемся и совершенствуемся. Именно поэтому в каждой части тетради 5 разделов, в каждом разделе 5 вопросов для изучения и 5 вопросов для обсуждения, 5 литературных источников, рекомендуемых для чтения, и 5 заданий, за выполнение которых можно получить отметку 5!