И понятия управления персоналом

 
 


Рассматриваем 1.1. Эволюция подходов к управлению в системе социально-трудовых отношений 1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией 1.3. Система управления персоналом 1.4. Персонал организации как объект и субъект управления 1.5. Функции и методы управления персоналом Читаем 1.Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 2004. — 423 с. 2. Управление персоналом в условиях рынка: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. — Пенза: Знание, 2006. — 90 с. 3. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. — М.: Моск. ун-т, 2005. — 480 с. 4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 637 с. — (Высшее образование). 5. Михайлов, Б.Ф. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. / Б.Ф. Михайлов. — Казань, 2001. Обсуждаем 1.1. Как связаны этапы эволюции социально-трудовых отношений в обществе и концепций управления работниками в организации? 1.2. Как можно охарактеризовать место и роль управления персоналом в общей системе управления организацией? 1.3. Чем отличается управление персоналом от управления любыми другими системами и процессами? 1.4. На какие характеристики персонала должна быть направлена управленческая деятельность? 1.5. Какие методы управления персоналом наиболее современны?

1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Запоминаем Социально-трудовые отношения — взаимосвязи между индивидами и социальными общностями, возникающие в процессе трудовой деятельности (в области рынка труда, занятости, заработной платы, социальной защиты) и направленные на удовлетворение общественных потребностей и достижение разного рода благ. Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противоположность революции). Доктрина (лат. doctrina — учение) — система научных, философских, политических, религиозных воззрений, руководящих принципов. Концепция (от лат. conceptio — понимание) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет (явление). Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на сущность и содержание, цели и задачи, принципы и методы управления персоналом, основанная на понимании и определении роли человека в системе социально-трудовых отношений. Записываем

Изучаем


1. Эволюционные изменения в управлении работниками в организациях происходили вследствие стремления адаптироваться к условиям изменяющейся внешней среды. Этапы развития производства и рыночных отношений, подход к управлению, основанный на теории человеческих отношений, обусловили эволюцию концепций управления персоналом.

Трансформации находили свое выражение в изменении моделей, функций и организации управления персоналом по основным направлениям:

– повышение роли человека в управлении и производстве;

– развитие активности кадровых служб в участии в управлении организацией;

– увеличение социальной составляющей управления, то есть удовлетворения потребностей работающих.


2. Эволюция концепций управления работниками в организации

Концепции Основные идеи Базовые категории Организационная структура управления Основные функции управления
Использования рабочей силы и трудового потенциала Главное — способность работника к труду Производитель­ность труда, за­траты рабочего времени Уп­равление работниками осуществлялось руководителями низового и среднего звена Нормирование труда работников
Управления кадрами Управление осуществляется через административные механизмы, четкое определение функций работников Должность, фун­кции работника Отделы кадров Учет фактического кадрового состава и труда работников
Управления персоналом Управление персоналом — это комплекс ме­тодов организации работы, в результате которого достигается максимальная эффективность деятельности Реализация способностей работников, производственные взаимоотношения Управления по ра­боте с персоналом, включающие несколь­ко специализированных отделов Информационная и консуль­тационная поддержка руководителей подразделений и сотрудников
Управления человеческими ресурсами Повышение роли кадровых служб в управлении организацией, увеличение значения социальной составляющей управ­ления Корпоратив­ная культура, раз­витие персонала Управления человеческих ресурсов как многоцелевые подразделения с гибкой структурой Формирование организационной культуры, обучение персонала, управление карьерой

3. Сравнение концепций управления кадрами/персоналом и управления человеческими ресурсами

Показатель Управление кадрами/персоналом Управление человеческими ресурсами
Цель Обеспечить «наличие нужных людей в нужном месте, в нужное время и высвобождение ненужных людей». Совмещение квалификации и потенциала имеющихся человеческих ресурсов со стратегией и целями компании.
Направленность кадровой политики Достижение компромисса между экономическими и социальными целями. Развитие целостной, сильной корпоративной культуры и сбалансированность потребностей работников, организации и окружающей среды
Характер управления Вертикальное управление, «управление кадрами» — отдельная функция в управлении. Горизонтальное управление, акцент на формирование команды.
Функции кадровой службы и линейных руководителей Главная функция — кадровый учет и делопроизводство. Линейные руководители управляют производством и персоналом: планируют, организуют, мотивируют и контролируют. Оказание консультационной и информационной поддержки линейному менеджменту. Руководители управляют ресурсами и взаимоотношениями для достижение целей деятельности.
Характер кадрового планирования Кадровое планирование — следствие производственного плана и реакции на него, связь односторонняя. Планирование человеческих ресурсов интегрировано в корпоративное планирование; связь двусторонняя.
Отношение к работникам Работники — фактор производства, их «расставляют», как фигуры в шахматах. Сотрудники — объект корпоративной стратегии и инвестиций, фактор преимущества в конкурентной борьбе.

4. Эволюция социально-трудовых отношений

Доктрина Характеристики Управление капиталом Управление трудом Управление знаниями Управление средой
Период в истории общества До конца XIX в. Начало — середина XX в. Середина — конец XX в. Начало XXI в.
Характер трудовых отношений Работа на собственника Организационное закрепление Развитие форм занятости Социальное партнерство
Функция труда Средство выживания Общественная потребность Средство развития Средство самореализации
Форма деятельности Совместно-последовательная Совместно-взаимодействующая Совместно-индивидуальная Совместно-творческая
Требования к условиям труда Безопасность Научная организация труда Эргономичность рабочих мест Открытое информационное пространство
Требования к человеку Выносливость, работоспособность Узкая квалификация Способности к обучению и развитию в различных областях Способность к творчеству и командной работе
Образное восприятие человека «Человек исполнительный» «Человек административный» «Человек профессиональный» «Человек психологический»
Отношение к работнику Как к рабочей силе Как к функции Как к личности Как к ресурсу

5. Эволюция подходов и концепций управления

Подход Восприятие человека (метафора) Концепция управления Задачи и принципы управления
Экономический «винтик» Использование рабочей силы и трудового потенциала Набор способных работников, нормирование труда
Административный «механизм» Управление кадрами Организационное закрепление работников, четкое распределение обязанностей
Органический «мозг» Управление персоналом Изучение и удовлетворение потребностей и мотивов
Гуманистический «личность» Управление человеческими ресурсами Профессионально-личностное развитие, управление через формирование ценностей

Делаем выводы.

Смена управленческой парадигмы на рубеже XX и XXI веков может быть представлена следующим образом:

1. От управления кадрами к управлению человеческими ресурсами.

2. От функций кадрового учета и делопроизводства к стратегическому управлению человеческими ресурсами.

3. От сбора, обработки, анализа кадровой информации к прогнозированию развития кадровой ситуации.

4. От обеспечения кадровой деятельности руководителей к сопровождению принятия решений по управлению трудовыми коллективами.

5. От принципа оплаты за должность к принципу оплаты за результат, конкретный вклад в достижение целей организации

Выполняем

Задание 1. Определите, какие формы совместной деятельности характерны для приведенных в таблице концепций (по Т.Ю. Базарову)

Концепция Формы совместной деятельности
Использования трудового потенциала и научной организации труда  
Человеческих отношений  
Профессионального развития и индивидуальной ответственности  
Командного менеджмента  

Задание 2. Ознакомьтесь с текстом «Ситуация в гостинице»– шуточной аналогией эволюций концепций управления.

Ситуация в гостинице

Представьте себе: в одноместный номер гостиницы поселили двух человек. Приходит ночь, а кровать одна и одеяло одно.

Как может складываться ситуация?

1. Один человек стягивает одеяло с другого. Тот, другой, поджимает ноги, сворачивается калачиком и пытается поспать.

2. Одеяло как-то распределяется на двоих, им не очень удобно, но поспать все же удается.

3. Одни из постояльцев берет дополнительное одеяло. Оба человека спят в одной кровати, им тесно, но каждый может спать под своим одеялом.

4. В гостинице в принципе не принято поселять в одноместный номер двух людей. Каждому дадут свой номер или свою кровать!

Как Вы думаете, как соотноситсяхарактер реагирования на возникшую проблему в каждой ситуации с концепциями управления? Запишите и объясните Ваше мнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: