Этапы | Доминирующие ценности | Уровень динамичности процессов | Уровень контроля за процессами | Степень формализованности функций | Главные вопросы | Основные риски |
«Рождение и рост» | Выжить в конкурентной борьбе | Высокий | Низкий | Низкая | Чем рисковать? Чем пожертвовать? | Бездеятельность и «смерть» |
«Юность» | Развитие | Высокий | Средний | Средняя | В какую сторону развиваться? | Авантюризм, переоценка возможностей |
«Зрелость» | Конкурентоспособность Репутация | Средний | Высокий | Высокая | Как лучше организовать дело? Как оценивать деятельность? | Построение агрессивного имиджа |
«Старение» | Стабильность Внести вклад в развитие общества | Низкий | Высокий | Высокая | Изменяться ли и как? Делиться прибылью или нет? | Распыление сил, средств и энергии |
Делаем выводы
1. Современная организация, как живой организм, состоит из «клеток» — отдельных работников и социальных групп; она развивается, проходя определенные стадии (этапы жизнедеятельности); как-то «выглядит» (имидж организации), «ведет себя» (стратегия поведения на рынке) и «чувствует себя» (социально-психологический климат организации).
|
|
2. Моделирование организации в виде фигуры человека позволяет отразить стадии роста и развития в виде фигурок разного размера, а имидж организации в виде элементов стиля одежды, аксессуаров, организационную патологию — «болезнь» организации, проявляющуюся в несоразмерности или неразвитости отдельных частей, а также «слабости» системы управления, и показать, с одной стороны, ее целостность и самодостаточность, принципиальную неразрывность компонентов, а с другой стороны, — открытость для существования в окружающем пространстве.
3.Управление — функция организованных систем, обеспечивающая сохранение структуры, поддержание определенного состояния или перевод в другие состояния в соответствии с поставленной целью.
4. Система управления персоналом имеет свои особенности в зависимости от стадии развития организации. Эти особенности проявляются в реализации основных направлений деятельности по управлению персоналом.
5. Управление персоналом в современных условиях рассматривается как центральное направление менеджмента в любой организации независимо от ее масштабов или профиля, так как именно человек, а не техника или финансы является самым ценным ресурсом, обеспечивающим ее развитие и конкурентоспособность.
Выполняем
Задание 1. Нарисуйте модель организации, являющейся местом Вашей работы (практики), отобразив на ней различные характеристики (имиджа, организационной структуры, организационной патологии и т.п.).
|
|
Задание 2. Покажите на созданной модели роль подсистемы управления персоналом в организации (цветом, формой, расположением элементов).
Задание 3. Нарисуйте схему этапов развития организации, используя данные об этапах и основных характеристиках (см. таблица в п.5).
Задание 4. Приведите свои аргументы, подтверждающие ключевую роль управления персоналом
в организации.
Задание 5. Прочтите текст «Что делать менеджеру по персоналу?», помещенный под рубрикой «Улыбнитесь!». Ответьте на вопрос по тексту.
Улыбнитесь!
Что делать менеджеру по персоналу?
Представьте себе организацию как некое пространство, в центре которого стоит менеджер по персоналу. Справа от него — работники организации, слева — работодатель (собственник, наемный управляющий, руководитель и т.п.). Если, выполняя свою работу, менеджер будет удовлетворять интересы и потребности работников, то есть повернется к ним «лицом», то к работодателю он повернется… местом, в котором спина теряет свое приличное название. А если «лицом» он повернется к работодателю, то соответственно это самое место увидят работники. Вопрос: что делать менеджеру по персоналу?
Обычно видится два пути: крутиться, как волчок (есть опасность быстро выдохнуться и упасть) или занять позицию «и нашим, и вашим» (говоря по-русски — «раскорячиться», что также неудобно, долго не простоишь). Но есть и третий путь — смотреть вперед: как известно, там, в перспективе, интересы работников и работодателя должны сходиться в одной точке. Задача менеджера по персоналу, работая, приближать эту точку к сегодняшнему дню!
Для обозначения роли персонала и управления им в организации подходит образ замечательной игрушки — волчка (или юлы), который приводят в действие вращением оси и тем самым создают движение. Раскрасьте рисунок волчка, обозначая оттенками цвета роль человеческих ресурсов, технологий и результата деятельности.