Обработка и анализ первичной социологической информации

Обработка информации предполагает представление ее в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации. Перед этим полученную информацию проверяют на полноту и точность.

Представление информации в указанном виде требует использования таких методов анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, факторный анализ.

Основная задача статистических методов, которым принадлежит решающая роль среди всей совокупности методов обработки и анализа, состоит в установлении роли различных факторов в развитии и функционировании социальных процессов. Однако подобная обработка возможна только при условии количественного измерения социальных процессов. Особенностью же социологических исследований является то, что в них изучаются социальные факты, часто не имеющие в повседневной жизни количественной (числовой) характеристики. Поэтому важное место в социологической науке занимают проблемы измерения социальных процессов.

Шкалирование как способ измерения социологических характеристик. Ряд социальных свойств работников (стаж работы, возраст, уровень заработной платы и др.) имеет количественную определенность. Однако большинство социальных явлений и процессов такой количественной определенности не имеет. К ним относятся поведенческие акты (добросовестность, энтузиазм, ответственность, инициативность и др.), а также суждения и мнения работников. Причем социологу важно определить не только их наличие или отсутствие, но и интенсивность проявления. Чтобы решить эту задачу, при проведении исследования социолог вынужден создавать специальную процедуру приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Такая процедура носит название квантификации, или измерения.

Инструментом измерения выступает шкала, являющаяся способом упорядочения изучаемых социологических характеристик. С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные социальные явления.

Чтобы измерить то или иное свойство, необходимо предварительно уточнить содержание терминов, его описывающих, и его операционализировать, найти соответствующие индикаторывнешние признаки измеряемых социальных свойств. Например, индикатором такого социального свойства, как исполнительность, является выполнение всех производственных заданий, а также распоряжений и поручений мастера или бригадира. Многие операциональные понятия сами могут выполнять роль индикаторов (пол, возраст, стаж работы и т.д.).

Процедура измерения должна проводиться не только на стадии обработки и анализа данных, но уже на этапе разработки инструментария.

Наибольшее распространение в социологических исследованиях получили три типа шкал, различающихся по функциям: номинальная, порядковая, интервальная. Первая выполняет функцию классификации, вторая – функцию сравнения, ранжирования. Интервальная шкала служит для измерения интенсивности изучаемых социальных признаков, установления величины между их проявлениями. Для каждого типа шкал характерны определенные статистические операции и способы (методы) обработки информации.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой социологическое исследование?

2. Какие виды социологических исследований Вы знаете?

3. Каковы этапы программы социологического исследования и проведения социологического исследования?

4. Что представляет собой методика социологических исследований?

5. В чем особенности выборочного исследования?

6. Назовите методы сбора первичной социологической информации.

7. Почему метод опроса является наиболее распространенным?

8. Каковы особенности метода «наблюдение»?

9. Что мы называем «документами» в социологии?

10. В чем сущность социологического опроса?

11. Что представляет собой эксперимент в социологии?

12. Какие основные виды и формы вопросов используются при разработке анкеты?

13. Что представляет собой «шкала» в социологии?

Литература

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. проект, 2003.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

5. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 3. Методика и техника исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т.2. эмпирическая и прикладная социология. – М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Синкевич З.В. Социологическое исследование: Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-е изд. – М.: Академкнига: Добросвет, 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: