Методы сбора первичной социологической информации

Анализ документов. Любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами в социологии понимаются специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации. По форме, в которой зафиксирована информация, документы подразделяются на письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео- и фотодокументы, произведения живописи и т.д.) и фонетические (магнитофонные записи, грампластинки).

В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений (правительственные материалы, постановления, данные статистической отчетности, документы различных организаций, архивы и т.д.) и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы, а также составленные отдельными работниками документы – описания или статистические обобщения собственных наблюдений).

По источнику информации документы делятся на первичные, составляемые на базе прямого наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников.

Пo степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, личные карточки, характеристики, анкеты, заявления, жалобы) и безличными (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что один и тот же документ может быть классифицирован по нескольким основаниям. Например, личные документы могут быть официальными и неофициальными. Так, характеристика, выданная организацией, – это личный официальный документ. Первичные документы также могут быть официальными и неофициальными.

Стремление уменьшить субъективность качественного анализа привело к применению количественного формализованного метода. Приемом количественного анализа выступает контент-анализ – перевод текстовой информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа. В них отражаются значимые стороны его содержания. При этом качественное содержание становится доступным вычислению. Таким признаком, например, может быть частота употребления определенных терминов. Контент-анализ осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета. В качестве смысловой единицы выступает социально значимая тема, отраженная в понятиях – словах или сочетаниях слов. В качестве единиц счета используют количество печатных знаков или абзацев текста, число строк, печатную площадь в квадратных сантиметрах. Например, при изучении практики выборности руководителей по заводским многотиражным газетам в качестве смысловых единиц используют понятия «выборы», «самоуправление», «трудовой коллектив», а в качестве единиц счета — размер площади газетной страницы, посвященной этим вопросам.

Наблюдение – хронологически первый метод, применяемый многими науками, в том числе и социологией. Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию социальных процессов. Использование этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом открытом поведении с помощью непосредственных впечатлений о них социолога.

В зависимости от положения социолога по отношению к изучаемой группе различают включенное и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение – это наблюдение изнутри, когда социолог на время наблюдения становится членом группы. Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны. Наблюдение может быть открытым, когда группа знает о проведении исследования, и инкогнито, когда группе неизвестен факт наблюдения за ней. Надежность информации при наблюдении зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи.

Опрос – один из самых распространенных в социологических исследованиях метод. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Опрос позволяет получить информацию о мнениях и оценках респондента тех или иных сторон действительности, о мотивах его поведения. Различают четыре разновидности опроса: 1) анкетирование – письменный заочный опрос; 2) интервью – устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос; 4) экспертный опрос, предполагающий получение ответов от компетентных в изучаемой проблеме лиц.

Анкетный опрос имеет широкое распространение, поскольку позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткие сроки. Заполняется анкета самими респондентами.

Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловливаются конструированием и редакцией вопросов. Это предъявляет высокие требования к их формулировке. Вопросы различаются по содержанию, функциям, структуре и по форме (рис. 3).

Рис. 3. Классификация вопросов анкеты

Интервьюирование целесообразно применять при составлении программы исследования. Беседа с руководителями подразделений и общественных организаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Направление беседы задается проблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется беседа с опрашиваемым, различают два вида интервью: стандартизированное и нестандартизированное. Нестандартизированное интервью предполагает варьирование последовательностью, формулировкой, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью, обеспечивает большую сравнимость информации и скорость при обобщении результатов.

Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной социологической подготовки. Так, на ряде предприятий для регулирования процесса адаптации новичков в трудовых коллективах периодически проводят с ними интервью по заранее созданной стандартизированной схеме.

При проведении интервью не следует спрашивать о том, что можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Важно выбрать удобные время и место анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса – присутствием других лиц при опросе, дефицитом времени и т.д. Важно также создать дружескую атмосферу опроса. Для этого следует использовать вступительное слово социолога и своеобразную психологическую разминку.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» означает измерение степени дружественных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии или неприязни между членами коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем. В строгом смысле слова социометрический опрос относится к социально-психологическим методам. Но он достаточно широко используется для изучения особенностей трудовых отношений в первичных трудовых коллективах, поэтому его можно отнести и к методам социологических исследований.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карточка (социокарта), которая заполняется каждым членом первичного коллектива. Анализ социометрических карточек позволяет установить следующие проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение, т.е. положительный выбор; отвержение, отклонение, т.е. отрицательный выбор; оставление без внимания, опускание.

На основании заполнения социокарт всеми членами первичного коллектива по каждому критерию в отдельности строится социометрическая матрица, в которой обобщаются данные социокарт. Социоматрица представляет собой «шахматку» – таблицу, в строках которой указывается, кто выбирает (i- члены), а в столбцах – кого выбирают (j- члены). Число строк и столбцов в социоматрице равно числу членов исследуемого коллектива. Фамилии членов коллектива и по горизонтали, и по вертикали совпадают.

Обработка данных социоматриц предполагает подсчет числа полученных и сделанных оценок (выборов) по каждому члену коллектива в отдельности, а также по коллективу в целом.

Эксперимент в социологическом исследовании – это способ получить информацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием управляемых факторов. Это, по сути, вмешивающееся наблюдение. При этом сопоставляются два ряда факторов, или переменных. Фактор, изменяемый и контролируемый социологом, называется независимой переменной. Фактор, изменение которого изучается, называется зависимой переменной.

Особенности эксперимента, в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной социологической информации, заключаются в активном воздействии социолога на изучаемую трудовую ситуацию и замерах сдвигов в поведении, происходящих под влиянием этого воздействия.

Различают естественный (полевой) эксперимент и лабораторный. В ходе полевого эксперимента отдельные работники либо коллективы продолжают трудиться на своих рабочих местах в обычных производственных помещениях. Лабораторные эксперименты проводятся в специальных помещениях, в особо созданных условиях. Лабораторный эксперимент строится по принципу моделирования трудовой деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучать трудовую деятельность с большей точностью замеров и регистрации.

Основная трудность при проведении экспериментов – это обеспечение их чистоты, освобождение от «помех», т.е. влияния неизучаемых и неучитываемых факторов, которые, однако, оказывают воздействие на изучаемый объект наряду с подлежащими эксперименту.

Проведение социологических исследований предполагает использование как методов сбора первичной социологической информации, так и методов ее обработки. К последним относятся различные методы статистической обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: