Хозяйственная организация: понятие и признаки

Под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.

То есть любая организация обладает следующим комплексом обязательных признаков:

· выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;

· набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная от заборов и службы охраны и заканчивая способами оправдания правомочности своего существования;

· система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;

· структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу);

· специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное);

· наличие вознаграждений или наказаний за участие (неучастие) в делах организации.

В процессе функционирования организации вырабатываются требования:

1) организации к каждому входящему в ее состав индивиду;

2) индивида к организации.

Суть требований организации к индивидам, как уже упоминалось, можно свести к следующему:

1) активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;

2) требования, сформулированные безотносительно к личностным особенностям индивидов, т.е. безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам независимо от особенностей личности каждого из них);

3) требования к индивидам как членам определенной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, факультета, курса и т.д.).

Но для успешного функционирования организация сама должна отвечать ряду требований со стороны индивида:

1) обеспечение устойчивости социального положения данного индивида и условий для его саморазвития как личности;

2) возможности самоутверждения индивида как члена данной организации;

3) обеспечение условий для его саморазвития как личности.

От взаимодействия и удовлетворения этих взаимных требований зависит устойчивость организации и эффективность ее деятельности.

Предметом нашего рассмотрения являются хозяйственные организации, т.е. организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг – заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, торговые фирмы и т.п.

К специфическим чертам хозяйственной организации с социологической точки зрения относятся: тенденция к монополизму, стремление к замкнутости, построение позиционной иерархии, подчинение индивидов коллективным интересам, превращение вознаграждений в привилегии, стратификация индивидов и групп.

Рассмотрим эти черты.

Стремление к монополизму. Все хозяйственные организации стремятся к монополизации ресурсов или к отвоеванию определенной экономической ниши и пытаются не допустить к ним прочих хозяйствующих субъектов.

Стремление к замкнутости. Относительная закрытость для посторонних агентов капитала и рынка, эксклюзивность членства служит наиболее надежным инструментом защиты ресурсов хозяйственной организации. Затрудненность входа означает невозможность вступления в организацию только по желанию, без специальных усилий по завоеванию места. Затрудненность выхода выражается в невозможности свободно покинуть организацию без серьезных экономических или статусных потерь.

Построение иерархии. Всякая хозяйственная организация имеет более или менее выраженную иерархическую структуру, но сами иерархии по характеру не одинаковы. Распределение мест и вертикальная мобильность осуществляются на трех основаниях: наследственности, назначения сверху, выдвижения снизу. Сами же места в иерархии могут принимать облик формальных рангов и неформальных позиций.

Стремление к подчинению индивида коллективным интересам. Хозяйственные организации (хотя и в неодинаковой степени) тяготеют к возможно более полному подчинению членов своим общим целям. Причем субординация человека и группы начинается порой еще до вступления в организацию: приходится заслуживать членство посредством протекции, через ученичество (хождение в кандидатах и стажерах), отработки за половину оплаты, демонстрацию преданности, дисциплинированности, профессиональной пригодности. И лишь после этого тебя допускают в ряды организации.

Превращение вознаграждений в привилегии. Подчиняя своих членов, организации взамен обеспечивают последним доступ к определенному набору вознаграждений, приобретающих черты привилегий. Под привилегиями имеется в виду специфический способ распределения вознаграждений за сам факт членства в организации, безотносительно к начальному или текущему экономическому или трудовому вкладу.

Стратификация индивидов и групп. Практически всякая хозяйственная организация проводит ранжирование своих членов. Внутри нее можно обнаружить как минимум три социальных слоя:

1. Управляющие, имеющие власть и все доступные для организации привилегии.

2. Полноправные исполнители (основная масса работающих), не располагающие формальной властью, но имеющие доступ к какому-то ограниченному кругу привилегий.

3. Депривилегированные исполнители, не обладающие ни властью, ни привилегиями.

Для того чтобы стать полноправным исполнителем в хозяйственной организации, нужно отвечать трем условиям: а) постоянное членство в организации (иногда требуется определенный стаж работы); б) послушание и личная лояльность к непосредственному руководству; в) выражение лояльности коллективным целям и ценностям. Те, кто не удовлетворяет хотя бы одному из названных требований, вливаются в прослойку депривилегированных исполнителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: