Культура как специфическая человеческая деятельность

Культураэто специфически человеческий способ деятельности, направленной на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которой является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные, нередко бросающиеся в глаза различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующих в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга. В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения ее места и роли в социальном мире, в развитии процессов социального структурирования общества, в количественном и качественном определении результатов последнего. В этом смысле исследование культуры означает ее включенность в определенные условия социального расслоения и территориального распределения населения и его деятельности. Культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс структурирования общества, включая его социальную и экономическую сферы.

Важную роль культуры в структурировании общества раскрыл выдающийся американский социолог Роберт Мертон. Во взаимодействии культуры с социально-стратификационными изменениями он выделил два основных фактора. Первый из них состоит из определенных культурных целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей для всего общества или же для его отдельных слоев. Эти цели более или менее связаны между собой, а соответствующие им ценности находятся в жестком соподчинении. Господствующие цели возбуждают устремленность к их достижению и представляют собой вещи, к которым следует стремиться, т.е. становятся жизненными целями для многих людей.

Вторым фактором воздействия культуры на динамику социальной структуры общества выступает ее регулирующее и контролирующее воздействие на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей. «Каждая социальная группа, – подчеркивает Р. Мертон, – всегда связывает свои культурные цели и способы их достижения с существующими моральными и поведенческими нормами». Те нормы и образцы поведения, которые закрепляются в обществе в качестве способных удовлетворять основные потребности, ожидания и предписания общества, называются институционализированными. Выбор же средств достижения целей, санкционированных господствующей в обществе культурой, или, как ее еще называют, нормативной культурой, ограничивается институционали-зированными нормами. Следует различать явно предписываемые и просто предпочитаемые, разрешаемые и запрещаемые обществом образцы поведения.

Обычно все социокультурное пространство разделяют на два основных типа культуры: материальную и духовную. Под материальной культурой понимается совокупность материальных, физических объектов, созданных творчеством человека, таких как книга, храм, орудие труда, жилой дом, самолет и т.д. Каждый из этих вещественных предметов выполняет определенные полезные функции и одновременно несет в себе своеобразное символическое значение. Все это вместе взятое представляет определенную ценность для индивида, группы или общества. Духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей: ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций, символов.

В зависимости от специфических особенностей тех или иных сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, городскую, сельскую (рис. 8).

Рис. 8. Типы культур, определяемые спецификой сфер общества и видов деятельности

Каждый из выделенных типов культур, во-первых, органически взаимосвязан со всеми остальными ее типами, во-вторых, представляет собой своеобразную «проекцию» на соответствующую сферу общества и осуществляемую в данной сфере специфическую деятельность людей.

Экономическая культура – это «проекция» культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. Именно «проекция», а не часть общей культуры, поскольку в сфере экономики и связанных с нею социально-экономических отношений работает вся культура: все ее элементы так или иначе проявляются, функционируют здесь. Например, честность или справедливость – это общекультурные нормы, проявляющиеся и в этике, и в политике, и в спорте. Но они же являются очень важными феноменами экономического поведения: мы говорим о справедливой заработной плате, о честном, добросовестном труде и т.д. Это своеобразие преломления общих принципов, идеалов, норм, требований общей системы культуры в экономической культуре, а последней – в экономической деятельности и тесно связанных с ней социально-экономических отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: