Пояснительная записка. Предлагаемое УМКД соответствует ФГОС ВПО и основывается на компетентностном подходе, который используется как методологический принцип формирования

Предлагаемое УМКД соответствует ФГОС ВПО и основывается на компетентностном подходе, который используется как методологический принцип формирования учебно-образовательной программы по курсу

«ЛОГИКА». В УМКД определены компетенции, составлена матрица соответствия компетенций разделам изучаемой учебной дисциплины. Успешная подготовка бакалавров невозможна без определенного общекультурного уровня развития личности,овладения им культурой мышления, развития способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору рациональных путей ее достижения.

Способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами понимания, толерантности, диалога и сотрудничества. Именно общекультурные компетенции детерминируют ритм мотиваций и установок на успешное овладение профессиональными компетенциями, побуждают личность к самооценке, философской рефлексии, выявлению внутренних потенциалов «в самой себе», интенций сознания.

Модернизация высшего образования требует введения в учебные планы подготовки бакалавров новых сценариев и конструктов совершенствования педагогического процесса. Последнее предполагает не просто обозначение «проблемных точек» в самом предмете изучения, но и развитие именно общекультурных компетенций для их разрешения, которые могут быть сформированы только через «подведение» студента к некоторому консенсусу в процессе диалога, в котором он в полной мере сможет проявить свои рефлексивные возможности. Не случайно, одной из задач, изучаемого предмета, является выработка у студентов - бакалавров ориентиров, установок и ценностей рационально – гуманистического, философского отношения к миру, к самому себе, другим членам общества. Логика– неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. В любые времена человек пытается построить в своём внутреннем сознании рациональную картину миробытия, стремясь приблизиться к адекватному восприятию и пониманию мира. и постоянно ему на этом пути приходится определить для себя, что такое истина.

Проблемы истинности знания, критерии истины издавна интересовали выдающиеся умы. Без решения для себя этих проблем не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой, опирающейся на аксиоматику раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основания. Но так или иначе,мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?

Проблемныйметод обучения, на котором в УМКД выстраивается стратегия образовательного процесса, ориентирует на следующие «шаги» в выстраивании пространства – времени процесса отыскания истины: от постановки проблемы и четкой её формулировки к аализу собственных рефлексивных возможностей, опирающихся на систематизированные знания всего курса «Логики». Это предполагает овладение некоторой совокупностью действий, выражающих определенные мысли, интерпретацией этих элементарных действий и созданием в своём внутреннем сознании конкретных понятий, мыслей и образов. совпадающих с мыслеформами других субъектов.То есть общение субъектов возможно лишь в "человеческих"действиях, в понятиях "придуманных" человеком (ограниченных чувствами).Интерпретация индивидуальных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная

речь, письменная и так далее) приводит к потере и неточности

ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира, своего места в нем человеку необходимо постоянное самосовершенствование, расширение и уточнение общественных терминов,, понятий и операций с ними. Чем глубже человек будет овладевать законами мышления, тем ярче и многообразнее предстанет перед ним днйствительность,в которой он живёт. Выдающийся мыслитель древности Аристотель считается"отцом логики". Обобщая методы познания миробытия философией он в 6-4 в.в. до н.э., классифицировал и описал их. Аристотель создал учение о формах

постигающего истину мышления, то есть логику. В дальнейшем в историческом развитии логическое учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений. Философы различных эпох стремились приспособить его к своим интересам и задачам, использовать его в тех или иных исследовательских целях. Слово "логика", а тем более выражение "формальная логика" у Аристотеля не встречается. У него мы находим такие словоупотребления,как "логический силлогизм", "логическое рассуждение", "логические проблемы", но не слово "логика".

Аристотель впервые вычленил и исследовал формы логического мышления, передав их изучения специальной науке, которую мы теперь называем логикой. Первыми, кто занялся изучением методов исследования, и сделали их предметом философской рефлексии, были Сократ и Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом критической их переработки и развития. У обоих древнегреческих философов диалектика понималась в качестве органона познания вещей через их сущность ("идеи" у Платона). Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием вещей на основе их идей и средством познания самих идей.

Аристотель неоднократно подчеркивал, что для применения и развития науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов логики”...не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправится от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению" «Если существует движение и нечто движущееся, а движется от чего-то и к чему-то,то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и [затем] не быть в нём, двигаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их мнению" (см. [1],т.1,стр. 281-284)

Учебный предмет «ЛОГИКА» является, систематизирующим концептом между культурным, научным и психологическим мирами личности, которые сами по себе исторически не склонны к коммуникациям. Стержнем, определяющим внутреннюю логику изложения материала в учебно-методическом комплексе, выступает синергетическая парадигма фундаментальности, которая коррелирует с главной идеей синергетического образовательного пространства.

В таблице №1 обозначены уровни «совмещения» и конкретизации указанных подходов: образовательного процесса (компетентностный подход), педагогического подхода ( научныйподход ), психологического (личный уровень обладания).

Таблица №1

Компетенция (ФГОС) Знания, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (ФГОС) Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенций как ОК.
Общекультурные компетенции Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности. диалога и сотрудничества (ОК-3) Способен логически верно использовать устную и письменную речь в практической деятельности.. (ОК-6) Знать основные строительные конструкты логики,правила их формирования Уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности. Знать язык логики как науки. Уметь осуществлять различные логические операции и философски их обосновывать. Владеть методами и методологией познания мира. Знать сущность современной эволюционно-синергетической парадигмы. Знать и понимать основные тенденции развития математической логики Знать и понимать современные лингвистические практики,язык коммуникации.Уметь отличать научное знание от квазинаучного.логически четко строить обоснования своих суждений.

Таблица №2 представляет графическое моделирование процессов корреляции матрицы компетенций (ОК,) и программных тем курса«ЛОГИКА» Концептуальным стержнем, определяющим внутреннюю логику изложения материала в предлагаемом учебно-методическом комплексе, выступает синергетическая парадигма фундаментальности,на основе которой выстраивается процесс компетентностной подготовки студента к профессиональной деятельности.,

«ЛОГИКА»

Таблица № 2

  Лекции Семинары ОК1 ОК 3 ОК-6
    * * *
    *   *
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: