План:
1. Существенные черты научного знания.
2. История возникновения науки и варианты ее «прорастания» в интеллектуально-духовных пространствах общественного сознания различных эпох. Функции науки
3. Классификация наук. Критерии и методологические основания классификации в различные эпохи развития познавательной деятельности..
4. Значение науки в организации общественного и индивидуального сознания личности. Диалектика феноменов бытие-наука-сознание.
Литература:
1. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2007
2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический Проект, 2012
3. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов /.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007
4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012
Тема 1.4. Модели развития естественнонаучного познания
План:
1. Позитивистская модель эволюционного развития науки. Персоналии.(О.Конт).
2. Постпозитивистские концепции развития научного знания.
А) Модель научных революций Т. Куна.
Б) Модель конкурирующих исследовательских программ И. Лакатоса.
В) Модель «методологического анархизма» Фейерабенда.
3 Теория самоорганизации. И.Пригожин.
4. Методология системного подхода.
Литература:
1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2006
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007
3. Концепции современного естествознания: Учебник / [А.Д. Урсул, В.А. Лось]; М.: РАГС, 2009.
Планы семинарских занятий