Значение темы. Изучение процессов происхождения государства и права:
1) позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты;
2) дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития;
3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.
Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
1) государство – продукт божественной воли;
2) государственная власть вечна и незыблема;
3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;
4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;
5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.
Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:
|
|
– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;
– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.
Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:
– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;
– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;
– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;
– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.
Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
1) государство – это результат развития и разрастания семьи;
2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;
3) власть государя, отца неограниченна;
4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;
5) сопротивление такой власти недопустимо;
6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;
7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.
Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:
– создает ореол святости, уважения государственной власти;
– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.
Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:
– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";
|
|
– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;
2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;
3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;
4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;
5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;
6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;
7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:
– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;
– признавала приоритет естественного права над позитивным;
– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;
– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.
Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:
– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;
– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономические, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.
Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;
2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;
3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;
4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.
Достоинства органической теории состоят в том, что она:
– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;
– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;
– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.
Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:
– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;
– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.
Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
|
|
1) врожденной потребностью жить вместе;
2) осознанием массой своей зависимости от власти;
3) деятельностью той или иной "сильной" личности;
4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.
Достоинства психологической теории.
Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.
Недостатки психологической теории:
– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;
– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.
Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:
1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;
2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);
3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).
Достоинства теории. Положительное в данной теории:
– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);
– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).
Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:
– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;
– никак не объясняет возникновение самого насилия;
– оправдывает агрессию, войны, расизм;
– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.
|
|
Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;
2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;
3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствующего класса, диктатура этого класса.
Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:
– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;
– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;
– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.
Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Публичная (общественная) власть
и нормы поведения в первобытном обществе
Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.
Особенности социальной власти. В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:
1) распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. объект и субъект власти здесь совпадали);
3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;
4) покоилась на традициях;
5) подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;
6) носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.
Социальные нормы первобытного общества. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т. е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.
Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
1) естественно-природный характер формирования;
2) действие на основе механизма обычая;
3) синкретность, нерасчлененность норм;
4) мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;
5) доминирование запретов;
6) распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело");
7) нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;
8) специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.
Виды социальных норм. Социальные нормы первобытного общества разнообразны. К ним относятся: обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы, мифология, табу.
Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.
Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т. п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.
Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов.
Агрокалендари – система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.