Научный метод познания
Методология
Свойства научного знания:
объективность.
достоверность,
точность,
системность.
Уровни научного познания:
эмпирический,
теоретический
наблюдение,
измерение,
индукция,
анализ,
синтез.
абстрагирование,
дедукция,
моделирование,
эксперимент.
Гипотеза
Требования к научным гипотезам
соответствие эмпирическим фактам
проверяемость (принципы верификации и фальсификации)
Научная теория
Область применения научной теории
Функции науки:
объяснительная,
описательная,
прогностическая,
мировоззренческая,
систематизирующая,
производственно-практическая
Соотношение абсолютной и относительной истин
2. Естествознание как отрасль научного познания
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)
Дифференциация наук
Интеграция наук
Гуманитарные науки
Гуманитарно-художественная культура, ее основные отличия от научно-технической:
субъективность знания,
нестрогий образный язык,
интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов,
сложность (или невозможность) верификации и фальсификации.
Математика как язык естествознания
Этические принципы научных исследований:
самоценность истины
исходный критицизм
свобода научного творчества
новизна научного знания
равенство ученых перед лицом истины
общедоступность истины
Псевдонауки как имитация научной деятельности:
астрология
парапсихология
уфология
биоэнергетика
Отличительные признаки псевдонаук:
фрагментарность
некритический подход к исходным данным
невосприимчивость к критике
отсутствие общих законов
неверифицируемость и (или) нефальсифицируемость псевдонаучных данных
нарушение этических норм
3. Исторические этапы становления и развития естествознания, тенденции развития
Научная (исследовательская) программа
Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира
Идеи Милетской школы (Фалес):
проблема поиска первоначала,
Идеи мыслителей Элейской школы (Ксенофан. Парменид,. Зенон):
дуализм познания
Апории Зенона:
постановка вопроса о движении,
о природе континуума.
Идеи Пифагорейской школы: мир, гармония, число
Пифагорейско-платоновская исследовательская программа:
появление принципа причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию).
Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: все состоит из дискретных атомов; все сводится к перемещению атомов в пустоте.
Развитие космологических представлений пифагорейцев (Аристарх, Филалай.).
Натурфилософская картина мира Аристотеля:
космологические представления о мире
разделение мира на подлунный и надлунный
единая первостихия,
отсутствие пустоты в природе,
все формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.
Геоцентрическая система мира Птолемея («Альмагест»).
Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ.
Научная (или натурфилософская) картина мира как образно - философское обобщение достижений естественных наук.
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:
о материи
о движении
о взаимодействии
о пространстве и времени
о причинности, закономерности и случайности
о космологии (общем устройстве и происхождении мира)
Развитие континуальной исследовательской программы: Фарадей, Максвелл.
Типология научных картин мира:
- механическая
- электромагнитная
- неклассическая (первая половина ХХ в.)
- современная эволюционная
Гелиоцентрическая система мира Коперника
Развитие математической исследовательской программы (Ньютон. Максвелл, Эйнштейн, Шредингер).
Принцип дальнодействия и корпускулы Ньютона
Фотоны - кванты света
Понятие квантового поля
4. Естественнонаучные картины мира и их компоненты
Развитие представлений о материи
Фалес: проблемы поиска первоначала
Абстракции материи - алейрон, гомеомерии. число.
Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул.
Материальная точка – основная абстракция классической механики
Атомно-молекулярное учение:
Учения о составе – первый уровень научного химического знания
Учения о строении – второй уровень научного химического знания
Электромагнитная картина мира: две формы материи – вещество и непрерывное электромагнитное поле
Волна как распространяющееся возмущение физического поля
Длина волны
Спектр электромагнитных волн
Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн
Современные представления о формах бытия материи
вещество
физическое поле
физический вакуум
Развитие представление о движении
Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей
учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразия форм движения
Механическая картина мира: единственная форма движения - механическое перемещение
Описание механического движения материальной точки:
координаты
скорость
траектория
система отсчета
Система отсчета, её основные элементы:
тело отсчета,
система координат («линейка»),
часы.
Первый закон Ньютона (закон инерции): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него.
Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение)
возникновение концепции взаимодействия (третий закон Ньютона)
открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения)
принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния.)
Электромагнитная картина мира:
открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитного) возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью).
полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создает поле, которое действует на соответствующие заряды).
Электромагнитная картина мира: движение - не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн)
Волновые процессы: интерференция и дифракция
Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение.
Движение как изменение состояния, как химический процесс
Учение о закономерностях химических процессов - третий уровень научного химического знания
Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы
Эволюционная химия — четвертый уровень научного химического знания Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи
Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Развитие представлений о взаимодействии
Представления Аристотеля о взаимодействии -:одностороннее воздействие движущего на движимое. Первоначальная форма концепции близкодействия: (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте).






