double arrow

Пифагорейские «Золотые стихи»


Прежде всего бессмертных богов согласно закону

Чти и клятву блюди. Затем героев преславных

И преисподних божеств почитай, обряд исполняя.

Также родителей чти и тех, кто родством тебе близок.

А из чужих в друзья выбирай, кто доблестью лучший.

Кротким внемли словам и делам, идущим на пользу.

С другом не ссорься твоим прегрешения малого ради

Сколько возможно; возможность от долга живет недалече.

Все это помни. Затем приучись обуздывать вот что:

Чрево прежде всего, и сон, и страстную похоть,

Также и гнев. Никогда дурного не делай с другим ты

Или один: всех боле себя самого да стыдишься.

Далее, праведность ты соблюдай в словах ли, в делах ли

И никогда ни в чем не веди себя безрассудно.

Помни, что всем суждено умереть неизбежною смертью:

Все, что сегодня стяжал, утратишь завтра бесследно.

Беды, что волей судеб роковых выпадают на смертных,

Следуя доле своей, всегда выноси без роптаний.

В меру сил оправляйся от них, про себя размышляя:

Добрым людям Судьба не пошлет их слишком уж много.

Много до слуха людского доходит кривых ли, благих ли

Толков. Но ты не смущайся, не дай тебе помешать им.




Хоть бы и ложь на тебя городили какую, спокоен

Будь. Но пуще всего соблюдай, что скажу тебе ниже:

Да не побудит тебя никто ни словом, ни делом

Сделать или сказать, что сам ты дурным почитаешь.

Прежде чем делать, подумай, чтоб глупости часом не вышло:

Вздор говорить или делать негодному свойственно мужу.

Ты же лишь то совершай, о чем пожалеть не придется.

Коль не умеешь чего, не берись, а сперва изучи-ка

Все, что потребно, и жизнь твоя приятнейшей будет.

Здравие тела отнюдь не должно иметь в небреженьи,

Но соблюдать и в питье, и в еде, и в гимнастике меру.

Мерой же то называю, о чем пожалеть не придется.

К жизни простой себя приучай, без роскоши, чистой,

Остерегайся все то совершать, что вызовет зависть.

Трат неуместных беги (так тратит незнающий блага),

Также и скрягой не будь. Во всем наилучшее – мера.

Делай лишь то, что не будет во вред, и загодя думай.

Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки,

Прежде чем трижды дневные дела разберешь по порядку:

«В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?».

Вспомни весь день от и до, и коли содеял дурное,

То укорись, а добрым делам возрадуйся тихо.

Вот что ты должен любить, об этом радеть и трудиться:

Это тебя наведет на след добродетели божьей,

Ей! Клянусь Передавшим нашей душе Четверицу –

Вечной природы исток. Итак, принимайся за дело,

Прежде богов помолив об успехе. Достигнув же это,

Связь ты познаешь бессметных богов и смертного рода,

Как совершается все, какому подвластно закону;

Сколько возможно, познаешь единство всеобщей природы –



Так избежишь безнадежных надежд и все тайны раскроешь.

Беды людские, поймешь ты, по их же свершаются воле,

Их, несчастных, что благ столь близких не замечают

И не слышат, от зла ж избавленье немногие знают.

Так человеческий ум повреждает Мойра: как кубарь,

Носятся взад и вперед, терпя несчетные беды,

Злой не видя сопутницы Распри, вредящей, врожденной,

Кою надобно не разжигать, а бежать, уступая.

Отче Зевс! От скольких бед ты всех бы избавил,

Если бы всем показал, какому року подвластны.

Ты же дерзай, зане божественный род и у смертных,

Вещая коим природа обряды все открывает.

Будучи в них посвящен, достигнешь того, что велю я,

Душу свою исцелишь и спасешь от этих страданий.

Яств не вкушай, о которых сказали мы в «Очищеньях»

И в «Избавленьи души», но все разбери и обдумай,

А браздодержцем поставь над собою благое решенье.

Если же тело покину, в эфир придешь ты свободный,

Станешь богом бессмертным, нетленным, боле не смертным[6].








Сейчас читают про: