Семейно-брачных отношений в человеческом обществе

Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В ней происходит рождение нового поколения, взросление подростков, большая часть жизни взрослых людей. Наконец, семья провожает человека в последний путь и хранит память о его индивидуальной, неповторимой судьбе. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затра­гивают семью, преломляются в ее самочувствии, способно­сти выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Объявление Организацией Объединенных Наций1994 года. – годом Семьисвидетельствует о понимании важности этого социального института не только учеными-обществоведами, но и политиками, правительствами, миро­вым сообществом в целом.

Проблемы жизнедеятельности семьи в Россииопределя­ются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых индустриальных стран в последние десятилетия, так и острым социально-экономическим кризисом в стране в по­следние годы, больно ударившим по всем слоям населения и, следовательно, по семье. Нарастающие трудности и деструк­тивные тенденции грозят превысить защитные и самовос­становительные возможности семьи. Ей нужна помощь государства и общества, так как угроза семейному образу жизни, его неудовлетворительное функционирование и раз­рушение – это угроза государству и обществу.

Происхождение семьи. Возникновение семьи обусловлено как биологическими, так и социально-экономическими причинами. В основе пер­вых лежит половой инстинкт – один из самых сильных врож­денных механизмов, регулирующих поведение животных.

Наши дальние предки, вступившие на путь эволюции от высших человекообразных обезьян к современному человеку, уже не могли действовать только под влиянием животных инстинктов и зоологического индивидуализма, которые препятствовали че­ловекообразным обезьянам создавать длительные и устойчи­вые объединения, помогать друг другу в охоте, делиться пищей и т.д.

Особенности, приобретенные прегоминидами в результате спонтанных мутаций, сделали для них насущно необходимым изготовление и использование орудий, жизнь в коллективе и соответствующую взаимопомощь. Неупорядочен­ные проявления полового инстинкта, свойственные живо­тным, могли привести внутри небольшого и очень уязвимого первобытного коллектива к столкновениям, борьбе и даже убийствам, что, безусловно, должно было дезорганизовать, ослабить или вовсе разрушить данную общность, препятствуя ее производственно-охотничьей или собирательской деятель­ности. Поэтому эксцессы в этой области были поставлены под контроль коллектива еще прежде, чем человек стал подлинно разумным и приобрел современный физический облик. Фор­мой такого контроля стал элементарный брак, то есть соци­альная норма, социальное регулирование половых отношений между мужчинами и женщинами.

Разновидности брака, известные сегодня, исторически и культурно многообразны. Некоторые из них существуют сре­ди достаточно немногочисленных народностей, задержав­шихся на стадии родовых или позднеродовых отношений. Черты других прослеживаются едва ли не у всех живущих ныне народов. Среди таких особенностей — запрет на инцест, то есть половые отношения с близкими родственниками, и вытекающая из него экзогамия, то есть обязанность искать брачного партнера вне круга родственников. Постепенно сло­жился наиболее распространенный сегодня, во всяком случае, единственно законный в странах европейской цивилизации и в России, парный моногамный брак, то есть союз одного мужчины и одной женщины. Характерно, что в странах, где юридически разрешены другие формы брачных отношений, например полигамия (многоженство), на практике преобла­дает моногамия.

Таким образом, брак — это исторически изменяющая­ся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и сан­кционирует их половую жизнь и устанавливает их супруже­ские и родительские права и обязанности.Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополнялись религиозными и юридическими ус­тановлениями, при помощи которых государство и общество защищали брак и карали нарушителей брачных установле­ний.

Нетрудно заметить, что брак в современных условиях оз­начает создание семьи, но собой семью не исчерпывает. Ис­торически между формированием брака и появлением семьи должны были пройти долгие годы, заполненные прежде всего совершенствованием социально-экономического потенциала древнейшего общества.

Экономической предпосылкой появления семьи стало развитие производительных сил, позволившее нашим пред­кам иметь хотя бы небольшой избыток продукта сверх необ­ходимого, который прежде потреблялся совместно и уравнительно всеми членами данного рода.

Социально-биологические предпосылки семьи вытекают из особенностей роста и развития человеческих детенышей. Они рождаются беспомощными, растут медленно, и между окончанием грудного вскармливания и временем, когда они сами смогут добывать себе пищу, проходит, даже в примитив­ных обществах охотников и собирателей, 12-14 лет. В обще­ствах, где для удачного социального старта нужны более сложные и насыщенные знания и навыки, этот период еще более растягивается.

Любое животное, вне зависимости от условий своей инди­видуальной жизни, будет действовать только в соответствии с врожденной, биологически заложенной в его наследственном аппарате программой. У человеческого младенца такой на­следственной поведенческой программы нет. Речью, двига­тельными навыками, эмоциональным опытом он овладевает только в человеческом общении. Недаром этот процесс был назван социализацией, то есть вхождением маленького чело­века в общество людей, превращением его в существо пре­имущественно социальное. Если эта социализация не адекватна, то есть не соответствует природным задаткам дан­ного индивида и социальным требованиям данного общества, то, даже при отличных врожденных предпосылках, может вырасти человек ущербный, неполноценный, плохо приспо­собленный к самостоятельному существованию среди людей. Поэтому объективная необходимость обеспечить все усложняющийся процесс социализации человеческого потомства явилась одной из важнейших предпосылок появления семьи.

И, наконец, психологические предпосылки. Материнское чувство, вероятно, все-таки базируется на инстинктивной ос­нове. В человеческом коллективе, при усложнении созна­тельной и эмоциональной деятельности, женщины, вероятно, так или иначе выделяли собственных детей среди всех детей данной общины. В то же время отцовское чувство целиком социально. У животных подобных отношений нет. Как пишет известная современная американская исследовательница М. Мил, «если мы рассмотрим все известные человеческие общества, мы всюду найдем какую-то форму семьи, неко­торый набор постоянных правил, побуждающих мужчин помогать женщинам заботиться о детях, пока те малы».

Социальные брачные отношения, развиваясь и услож­няясь, приводят, таким образом, к социальным семейным отношениям, которые множеством нитей связаны с тем кон­кретно-историческим типом общества, где сформировалась и функционирует данная семья. Формы семейных отноше­ний также исторически и культурно изменчивы, на них накладывают свой отпечаток религиозные и традиционные нормы данного общества, климатические условия и социаль­ные отношения. Но везде или почти везде в четко выделенной или неявной форме можно разглядеть родительскую пару и их невзрослых детей — то, что сегодня называют «нуклеарной» (от лат. nukleus — ядро) семьей, ядром любой семейной системы.

Сущность семьи. Семья является устойчивой системой взаимоотношений, выполняющих определенные функции, то есть имеет черты социального института. Будучи основанной на браке, семья имеет юридически-правовой статус, особенности которого определяются государственным законодательством. Этот ста­тус позволяет государству как защищать семью, так и нака­зывать ее членов за нарушение тех или иных законов о семье. Кроме того, государство защищает имущество семьи, ибо семейная жизнь непременно связана с владением какой-либо собственностью, хотя бы минимальной, которую супруги и другие члены семьи используют в хозяйственном обиходе. Семья, как правило, основана на общности проживания либо в доме родителей мужа (патрилокальное поселение), либо у родителей жены (матрилокальное поселение), либо в отельном от пра­родителей жилище (неолокальное поселение).

Члены семьи имеют нравственные обязательства поддер­жки и взаимопомощи, хотя и не зафиксированные порой в письменном праве, но явственные для любого нормального члена родственной общности, потому что родственники — и ближние, а в некоторых культурах и дальние — связаны взаимным чувством, которое объединяет их в особую группу и отделяет от всех чужих. Наконец, физическая близость между супругами осуществляется не только для удовлетворе­ния сексуальной потребности — в результате этих отношений на свет появляются дети. Генетически связанные, сексуальные потребности и деторождение в ходе долгой человеческой истории достаточно обособились друг от друга, так что интим­ная близость в большинстве случаев не имеет целью деторож­дение. Оно оказывается связанным с другой влиятельной собственно человеческой потребностью — потребностью в детях. «Потребность в детях является социально-психоло­гическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей индивид испытывает затруднения как личность»1. То есть семья — это, помимо всего прочего, и малая группа, члены которой объединены эмоциональной связью, общими действиями по удовлетворению совместных потребностей и общей целью — рождением и воспитанием детей. По мере развития процесса эмансипации личности от власти коллектива целью семьи все более становится также содействие саморазвитию всех своих членов.

Итак, семью можно определить как исторически-конк­ретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношения­ми, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами 1.

Семья есть всегда объединение людей, причем объедине­ние, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безус­ловной поддержке. В любом другом коллективе человеку нужно демонстрировать свои достижения, в семье его принимают и с недостатками. Семья порождает первичную, глубинную соци­альность, которая потом воплощается и усложняется в социаль­ных связях, объединяющих индивидов в общество. Поэтому судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимо­дополняемы.

Семья — это система, элементами которой являются от­дельные ее члены, а системообразующей связью — родствен­ные и супружеские отношения между ними. Структура семьи определяется способом организации взаимодействий между различными ее элементами, в том числе половозрастными ролями, принятыми на себя каждым членом семьи. Связи между элементами могут быть как жесткими, так и гибкими, причем последние предпочтительнее в динамично изменяю­щемся обществе, а первые – в традиционном.

Взаимоотношения семьи и общества предполагают как со­вместную деятельность, так и значительную долю автоном­ности по отношению друг к другу. В частности, семья является системой, восстанавливающей постоянство своих внутренних отношений после какого-либо внешнего воздействия. Это предопределяет как устойчивость семьи перед переменами общественного развития, способность ее быть опорой и хранительницей традиционных нравственных ценностей и обычаев, так и известный ее консерватизм, сопротивление переменам, в том числе, и прогрессивным.

Возникнув в человеческом обществе, брак и семья стали его неотделимой частью и способствовали развитию системы педагогических знаний в нем, давая начало развитию науки семейная педагогика – науки о воспитании человека в семье, о процессе его социализации, закономерностях развития, воспитания, обучения средствами семьи. Своими корнями она уходит в историю человечества на заре его существования.

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, соз­данное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, ро­дителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произ­ведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, нацио­нального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педа­гогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домо­строения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, за­ботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выражены пред­ставления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаи­моотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж - голова, жена - ду­ша», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами тря­сти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал историк В.С. Соловьев, коренится «нравственное на­чало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приоб­щение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помо­гающих подрастающему поколению осознать свою роль наследни­ков народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отража­ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа­лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педаго­гической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного вос­питания (И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, В.М. Петров и др.).

Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педа­гогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует аб­солютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в ны­нешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые, семейная ткань отношений, которая создавалась века­ми, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления чело­века. Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных от­ношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные исто­рическими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доминиро­вание словесных мер воздействия», излишняя стро­гость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свиде­тельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского на­рода». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горь­кого «Детство», «В людях».

Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиоз­ными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Чело­век должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным мораль­ным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только рели­гиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, со­стоящей из различных Слов и Поучений. Проповеди, Слова и По­учения охватывали широчайший круг морально-нравственных про­блем, толковали основы вероучения. В нашей стране популярной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забота о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспитание трудолюбия, терпения, скромности и др.

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-пе­дагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечествен­ных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мо­номаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авто­ров истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ста­вил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) пред­ставлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необ­ходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покорити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря ду­шевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. со­держится в работах А.Н.Радищева(1749-1802), Н.И.Новикова(1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспи­тание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого вос­питания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внима­ние прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского(1811-1848), А.И.Герцена(1812-1870), Н.И.Пирогова(1810-1881), Н.А.Добролюбова(1836-1861) и др. В работах ука­занных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ре­бенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предло­жения к совершенствованию воспитания детей в семье, предпола­гающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX - начале XX в. теория семейного вос­питания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского(1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта(1837-1909), П.Ф.Каптерева(1849-1922), М.И.Демкова(1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассмат­ривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие само­деятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень се­мейного воспитания, о котором писали исследователи того перио­да, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые забо­тятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение, нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Роди­тельского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопро­са. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейно­го воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К со­жалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеа­лов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне револю­ции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обуслов­ленную социальными и национальными проблемами. Каковы на­циональные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф.Каптерев, М.М.Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуаль­ность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в.в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуаль­ными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, ин­дивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией умень­шилось ее положительное влияние на семью и семейное воспита­ние. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функ­цией государства.

В педагогических трудах послереволюционного периода проблема семейного воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с обществен­ным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К.Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми. Она страстно возражала против утверждения некоторых ради­калов от политики об отмирании семьи при социализме: все быто­вые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К.Крупская критиковала представленные на обсуж­дение общественности утопические проекты, в которых предлага­лось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Н.К.Крупской, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами семейного воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, орга­низованный быт. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С.Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического ми­ровоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места про­изволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрез­вычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я.Варга, О.П.Клыпа, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко, Я.А.Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на иссле­дование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В.Загик), формирование нравственно-волевых качеств (В.П.Дуб­рова, Н.А.Стародубова, X.А.Тагирова), заботливого отношения к окружающим (И.С.Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и ро­дителей (М.М. Абрелева) и др. Предметом изучения стали различ­ные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: иг­ра (Г.Н.Гришина, В.М.Иванова), труд (Д.О.Дзинтаре). Работы со­временных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С.В.Ковалев, А.Д.Кошелева, А.В.Петров­ский, А.С.Спиваковская, Г.Г.Филиппова, О.А.Шаграева и др.).

Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагоги­ческой культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина, Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, кор­рекции его поведения (Е.С.Бабунова, В.И.Безлюдная, А.И.Заха­ров, А.И.Остроухова).

Представляют известную ценность дневниковые записи матерей,в которых отражаются особенности семейного воспитания и его вли­яние на формирование личности ребенка. Некоторые из таких днев­ников опубликованы и заняли достойное место в фонде семейной педагогики. Представляют интерес книги Е.И.Конради «Исповедь матери» (дореволюционный период), В.К.Маховой «Просто сча­стье (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши дети». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С.Мухиной, «Дневник матери» Н.А.Менчинской и другие.

Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретиче­ских проблем располагает разнообразным и богатым как эмпири­ческим, так и экспериментальным материалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: