Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций.
В процессе принятия решения менеджеру необходимо ответить на вопросы: что делать? Как делать? Кому поручить работу? Каковы сроки исполнения? Для кого делать? Где делать? Что это даст?
Сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково содержание каждой из них, - вопросы спорные и решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и корпоративной культуры организации. Главное, чтобы менеджер сумел выбрать лучший вариант.
Классический подход к принятию управленческих решений состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнения обязательных действий. Составные элементы процесса принятия управленческих решений представлены на рис. 4.1.

![]() |

1. Определение 3. Принятие 5. Контроль за
проблемы решения исполнением

2. Выявление ограничений 4. Реализация решения
и определение альтернатив
Рис. 4.1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений
1. Определение проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, то есть определении симптома «болезни», изучении целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Обнаружение проблемы – осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов (информация, мнение специалистов-менеджеров). Оценка проблемы – установление ее масштаба проблемы не есть нахождение ее причины и источника. Речь идет об оценке средств для ее решения и степени серьезности.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной возникновения проблемы могут быть внешние силы (внешняя среда), которые менеджер не может изменить. Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений, поэтому необходимо определить их источник и суть и наметить возможные альтернативы, то есть нужно выделить все возможные действия, устраняющие причины появления этой проблемы.
3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры по конкретизации решения и доведения его до исполнителей, то есть ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать управленческое решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.
