Процессы принятия решений лежат в основе любой целенаправленной деятельности в экономике, политике, технике, социальной сфере. Научным обслуживанием этих процессов, т.е. изучением и развитием методов принятия решений, первоначально занималась такая научная дисциплина, как «Исследование операций». Однако со временем практика управления потребовала вовлечения в процесс принятия решений не только формальных методов, но и качественных факторов. К последним относятся характеристики и знания специалистов, которые не возможно формализовать! Это прежде всего опыт, интуиция, приверженность к тем или иным взглядам на методы управления лица, принимающего решение (ЛПР). Отсюда появилось новое комплексное научное направление «Системы поддержки принятия решений», которое использует не только формальные методы дисциплины «Исследование операций», но и достижения в области новых информационных технологий и искусственного интеллекта. В числе последних особенно важными являются мульти- агентные системы, способные к воспроизведению таких антропоморфных свойств, как опыт и интуиция, а также имитации убеждений, желаний, замыслов и обязательств [51, 55].
|
|
Конечный продукт работы любого менеджера — это решение и действия. Принятое им решение ведет либо к преуспеванию предприятия, либо к неудачам. Принятие решения — это всегда выбор определенного направления деятельности из нескольких возможных.
Так как процесс управления в экономике реализуется исключительно посредством формирования и реализации управленческих решений, поэтому остановимся на типах решений, которые имеют различные характеристики и требуют различных источников данных. На рис. 2.7 показана взаимосвязь типов решений, принимаемых руководством различных уровней.
Оперативные решения принимаются в условиях определенности. В результате процесс принятия решения становится относительно рутинным и почти беспроблемным. Параметры (характеристики) производства, используемые в процессе принятия решения, определены, их оценка известна с высокой точностью, а взаимосвязь параметров с принимаемым решением понятна. Например, работники отдела поставок, осуществляющие поддержку на определенном уровне бесперебойности производства, проверяют соответствие запасов выполнению заказов, договорам и потребностям предприятия и изменяют предыдущее количество заказов, если количество товаров на складе снизилось.
Принятие оперативных решений ведет к вполне ожидаемым и прогнозируемым результатам. Например, если товары заказаны на склад, то есть высокая вероятность их пополнения. Оперативные решения являются краткосрочными. Допущенная ошибка в объеме заказа материала, который был быстро использован, может быть исправлена без серьезных потерь, влияющих на прибыль.
|
|
Тактические решения обычно принимаются управленцами среднего уровня, ответственными за обеспечение средствами для достижения целей и намерений, поставленных ЛПР верхнего звена. Ответы на такие вопросы, как: «Каковы должны быть кредитные лимиты для определенного класса заказчиков?», «Какой поставщик должен быть первоисточником сырьевых ресурсов?», «При каких условиях давать скидку заказчику?» — примеры тактических решений, принимаемых на среднем уровне.
Тактические решения не так рутинны и структурированы, как оперативные решения. Во многих случаях все главные параметры объекта управления, входящие в состав тактических решений, неизвестны; оценки характеристик, определенные как важные, могут быть неизвестны, а взаимосвязь между характеристиками и решениями может быть не ясна. Например, выбор дешевого поставщика сырья может стать большой комплексной проблемой. Некоторый поставщик может предлагать самые низкие цены, но необходимо знать причины этого. Возможно, что качество продукта нового поставщика, его надежность поставки и обслуживание не известны. Этот недостаток ясности взаимосвязи между переменными ведет к неопределенности, даже если действия управленца совершенны.
Стратегические решения принимаются на основе целей компании, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базироваться долгосрочное планирование, а также определение критических факторов деятельности предприятия. Эти решения обеспечивают базу для принятия тактических и оперативных решений. «Какой стратегии мы должны придерживаться, чтобы быть конкурентоспособными другим фирмам — дешевый поставщик или что- то другое?», «Хотим ли мы завоевать весь рынок или его часть?», «Каков соответствующий баланс между ростом долгосрочных продаж и краткосрочной прибыльностью?». Это типичные решения стратегического уровня.
Стратегическим решениям присуща долгосрочность, комплексность, неструктурированность и непериодичность. Большинство характеристик, которые следует учесть, не могут быть определены, хотя оценки, как правило, содержат несколько ключевых переменных, влияющих на решения. Существует много неопределенных факторов, которые влияют на решение (например, информация о конкурентах, поставщиках, потребителях и о всей индустрии, в которой работает фирма). Во многих случаях информация, используемая для принятия решения, основывается на интуиции и мнении других Л ПР. Из-за расплывчатости и отсутствия ясных причинно-следственных связей существует высокая степень неопределенности, связанная с принятием стратегических решений, сопряженных с высокой степенью риска и длительным периодом их влияний. Должен пройти длительный срок для выявления реальных результатов, которые в дальнейшем трудно изменить.
Задачи принятия решений можно классифицировать по следующим признакам:
• степени определенности;
• критериальности;
• коллективности.
Степень определенности определяется условиями, в которых принимается решение.
1. Принятие решений в условиях определенности. Под определенностью понимается ситуация, при которой альтернативное решение может вызвать вполне определенный набор последствий. Для расчетов, как правило, применяются детерминированные зависимости, а исходные данные достаточно достоверны. При этом:
• задача хорошо формализована (имеется модель решения);
• существует критерий оценки качества решения;
|
|
• последствия принятия решения можно определить.
2. Принятие решений в условиях риска. В этом случае имеется несколько ситуаций, которые могут наступить с разной вероятностью и каждому условию соответствует свой набор последствий. Вероятность может быть определена, для чего должны быть статистические данные.
3. Принятие решений в условиях неопределенности. Эти задачи возникают при условии применения в процессе принятия решений неточной, неполной, слабо структурируемой информации. Формальные модели либо отсутствуют, либо сложны. Вероятности наступления событий не определяются.
С помощью следующего признака все задачи принятия решений можно разделит на два класса:
• однокритериальные;
• многокритериальные.
Если процесс принятия решения характеризуется несколькими альтернативами, то должен существовать критерий, согласно которому будет выбрана одна их них. Если альтернативы нет, задача тривиальна.
Последний признак делит все задачи на те, что принимаются одним лицом и те, что принимаются коллективом.
На практике задача принятия решения характеризуется одновременно несколькими значениями признаков классификации:
• решение в условиях определенности, однокритериальные, групповые;
• решение в условиях риска, многокритериальные, индивидуальные;
• решение в условиях неопределенности, однокритериальные, индивидуальные и т.д.