Методы формирования решений создаются в соответствии с классом задач принятия решений. Данное понятие является многоуровневым и включает в себя сочетания базовых и специфических методов решения задач. Базовые методы используются в различных областях управленческой деятельности, специфические — в некоторых.
К базовым методам относят следующие:
• целевое управление;
• сетевое планирование и управление;
• статистические методы (временные ряды, уравнения регрессии, прогнозирование и т.д.);
• методы оптимизации (линейные, нелинейные);
• факторный анализ;
• имитационное моделирование;
• таблицы решений;
• нечеткие множества;
• математический анализ и т.д.
К специфическим методам решения относятся:
• управление проектами;
• управление перевозками;
• управление запасами;
• управление цехом и т.д.
Метод формирования решений, как правило, включает в себя один-два базовых и несколько специфических методов решения задач. Устойчивое, широко применяемое сочетание методов решения задач может приобретать имя и тогда оно получает свой собственный статус. Например, сочетание сетевого планирования и управления с методами оптимизации и методами управления перевозками получило название «оперативный анализ и управление перевозками».
|
|
Формирование решений осуществляется, как правило, на основе здравого смысла, предполагающего получение определенной выгоды. Для оценки альтернатив разработана теория полезности, которая базируется на нескольких аксиомах. На их основе выведена формула для расчета среднего результата, который будет получен после принятия решения. Формула имеет вид:
R = рх + (1 - р)у,
где R — математическое ожидание результата принятия решения;
р — вероятность появления результата х;
х, у — альтернативы принятия решения.
Пусть существует несколько альтернатив решения.
А = {а;}; i = 1,т.
Последствия зависят от внешних факторов и находятся вне контроля:
Q = {qj\, у=й
Выбирая альтернативу а, для внешнего фактора qj, получим последствие Су
Пусть известно:
а) вероятности влияния внешних факторов (P(qj))\
б) полезность от альтернативы а/ при факторе qj, равная С,у. Тогда получим общую полезность альтернативы:
т
7=1
где j) ~ вероятность влияния фактора qf
Cjj — полезность альтернативы а,- при влиянии фактора qf, и(а,) — общая полезность альтернативы а,.
Полученные результаты можно ранжировать по полезности:
где v|/ — функция ранжирования;
со — вектор оценочных данных, которые указывает лицо, принимающее решение.
2.4.3. Этапы принятия решений. Критерии оценки, поиск вариантов, выбор
Практика принятия решений многообразна. Однако все они реализуются по определенной схеме, подсказываемой здравым смыслом. Для того чтобы принять эффективное решение, необходимо выполнить ряд работ, складывающихся из отдельных этапов, процедур и операций. Среди многочисленных подходов к формированию решений выделим трехэтапную модель Г. Саймона, являющуюся основой для реализации большинства известных на сегодня технологий. Модель приведена на рис. 2.8.
|
|
1-й этап 2-й этап 3-й этап Рис. 2.8. Трехэтапное формирование решений |
Рассмотрим содержание каждого из этапов. На первом этапе применяются в основном неформальные методы для того, чтобы:
а) сформулировать проблему;
б) выявить цель;
с) сформулировать критерий оценки принятия решений.
Проблема выражает объективно возникающий в процессе управления вопрос, решение которого диктуется интересами лица, принимающего решение (ЛПР).
Для того чтобы осознать проблему, ЛПР должно дать ответы на ряд вопросов. Например:
1. В чем проблема? Каковы симптомы, т.е. признаки или показатели проблемы? Что, собственно, не устраивает ЛПР?
2. В чем особенности проблемы? Что мешает или чего не достает при наличии проблемы?
3. Можно ли разложить проблему на части, а среди выделенных частей выделить основные и второстепенные проблемы?
Если проблема осознана и идентифицирована количественными показателями или качественными признаками, то далее можно сформулировать цели. Цель — это антипод проблемы. Если проблема это то, чего не хочет ЛПР, то цель — это то, чего он хочет.
В иерархии управления (см. рис. 2.7) формулируются цели, соответствующие своему уровню. На самом высоком уровне находятся цели, носящие директивный характер. Эти цели называют также траекторными. Такое название связано с тем, что заданные цели отражают желаемую траекторию изменения объекта управления во времени. На практике траектория развития предприятия задается с помощью показателей, количественно отражающих уровень достижения той или иной цели.
В процессе управления ЛПР стремится избегать негативных проявлений и добивается совпадения фактической траектории с желаемой. Траекторным целям подчинены рабочие цели, которые меняются в соответствии с возникающей фактической ситуацией.
Директивные цели всегда детализируются. Процесс детализации носит иерархический характер. В результате получают дерево целей. Нижний уровень дерева целей превращается в мероприятие, которое следует выполнить для достижения директивной цели.
Существует следующее правило, согласно которому должно строиться дерево целей:
• ни одна из нижних вершин дерева не должна входить более, чем в одну верхнюю;
• вершины дерева одного уровня не должны быть альтернативными, т.е. для достижения цели вышестоящего уровня должны быть достигнуты все подцели данного уровня;
• цели нижнего уровня должны являться детализацией цели ближнего верхнего уровня. Если таковой нет, она должна быть введена фиктивно.
Если проблема и цель сформулированы, далее следует разработать критерии, согласно которым выполняется отбор приемлемого решения. Критерием отбора может служить любой признак, значение которого можно зафиксировать в некоторой шкале. Так как критерий служит для оценки вариантов решений, он должен быть измерим. Для этого можно воспользоваться различными шкалами. Распространенными среди них являются следующие [27]:
• Шкала наименований используется для присваивания объектам наименований или идентификаторов. В этой шкале число может использоваться лишь для обозначения с последующим выделением объекта из множества других. Например, страницы книги отличаются номерами. Номера страниц не могут быть использованы для каких-либо иных целей, кроме выделения. Нельзя утверждать что материал книги на с. 20 имеет ббльшую ценность, чем материал на с. 25.
|
|
• Ранговая шкала задает отношение порядка. Критерии в этой шкале более информативны по сравнению с предыдущей, так как позволяют манипулировать понятиями «хуже—лучше». Оценки здесь, как правило, балльные, что позволяет их сопоставлять с общепринятыми нормами (например, ранжирование целей по значимости).
• Шкала интервалов позволяет измерить что-либо в произвольно заданных фиксированных величинах. Примером здесь может служить измерение температур или времени. Температуры по Цельсию и Фаренгейту приводятся к друг другу с помощью линейных преобразований (точка начала отсчета и масштаб, задающий единицу измерения).
• Шкала отношений является дальнейшим развитием шкалы интервалов. Она позволяет сравнивать не только интервалы между собой, но и их отношения. Шкалы отношений используются для измерения величин, у которых существует естественное начало отсчета (масса, длина, стоимость).
Если известна природа сравниваемых величин, то, как правило, выбор типа шкалы не представляет особых затруднений. Большинство психологических, социальных и других качественных показателей, связанных с учетом человеческого фактора, не могут быть измерены в шкале отношений, а часто и в шкале интервалов, что создает сложности в использовании этих показателей в процессе принятия решения.
Показатели, характеризующие состояние экономического объекта управления, как правило, измеримы в шкале отношений. Если среди показателей выбрать тот, который, по мнению ЛПР, в наибольшей степени характеризует соответствие объекта управления заданному целевому назначению, то он и будет играть роль критерия оценки вариантов решений. Формировать критерий следует так, чтобы наиболее предпочтительная оценка состояния, объекта или процесса соответствовала его максимуму или минимуму.
Рассмотрим типовые критерии выбора варианта решения. Общее правило для всех критериев можно записать в виде:
|
|
Y* = extremum(P[, Р2,..., Р„),
V*
где т — искомым вариант решении;
Р, — коэффициент важности /-го решения.
Эта запись означает, что из множества чисел следует выбрать экстремальное число и по номеру этого числа определить, какое из альтернативных решений является наилучшим.
Если коэффициенты важности определены так, что чем больше их значение, тем лучше решение, то критерий нахождения решения соответствует операции нахождения максимума, т.е.:
7* = шах(Р|, Р2, Р„).
Если коэффициенты важности определены так, что чем меньше их значение, тем более значимо решение, то критерий следующий:
Г =min(p„p2,...,p„).
Приведем три наиболее распространенных критерия, применяемых в области экономики.
Критерий осторожного выбора. Этот критерий соответствует правилу «рассчитывай на худший случай»:
7* = maxminCy-, / J
где Су — результаты, которые будут получены по /-му варианту в у'-й ситуации.
В соответствии с этим критерием последовательно выполняются операции нахождения минимальных значений результатов во всех ситуациях, и затем из полученных вариантов находится тот, что имеет максимальное значение. Его номер и определит наилучшее решение. Такой критерий называют максиминным.
Критерий оптимистичного выбора ориентирован на правило «рассчитывай на лучший случай». Наилучший вариант определяется по формуле:
7* = шах max С,у.
i j
Критерий максимума среднего выигрыша используется тогда, когда известны вероятности возникновения той или иной ситуации. Если предпочтения измеряются в шкале отношений, то средний выигрыш при каждом варианте рассчитывается так:
Mi^PjCij, j
где Mj — математическое ожидание выигрыша в случае принятия /-го решения;
Pj — вероятность появления у'-й ситуации;
Су — оценка /'-го решения при j-й ситуации.
На втором этапе формирования решений происходит поиск различных вариантов — альтернатив. Варианты могут отыскиваться в различных формах и шкалах измерений (действия, состояния, маршруты, стоимости и т.д.).
Варианты, как правило, задаются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описанием их свойств. Генерация вариантов решений в большинстве случаев выполняется либо с помощью различного рода аналитических моделей, либо с помощью баз знаний экспертных систем.
Существует множество аналитических моделей, используемых для подсчета результатов принятия того или иного варианта. Наиболее распространенными являются:
• численные методы решения уравнений или их систем;
• теория игр;
• теория полезности;
• теория статистических решений и т.д.
Подсчет результатов с помощью уравнений выполняется во многих случаях. Все они привязаны к конкретной области применения и поэтому систематизировать их достаточно сложно. Можно лишь отметить, что существуют области, где эти методы применяются успешно, но существуют и такие, где с их помощью не удается достичь желаемого результата.
Теория игр используется в условиях конфликтных ситуаций. Схема игры позволяет получить формулу подсчета результатов для каждого варианта. Формализация процесса игры и есть формализация процесса подсчета результатов.
Предметом теории полезности служит представление в действительных числах относительных предпочтений отдельного лица при выборе варианта из некоторого их множества. Она позволяет сравнивать полезности альтернативных решений при условии учета в каждом варианте вклада существенных факторов.
Теория статистических решений используется для формирования вариантов довольно часто. С ее помощью создаются выражения, применяющие различные распределения изучаемого случайного процесса.
Генерирование вариантов решений на основе баз знаний, которые могут быть представлены в форме семантических сетей, деревьев целей или деревьев вывода, получило широкое распространение в результате применения экспертных систем. Наиболее популярными являются правила И-ИЛИ, синтезируемые в деревья. Правила снабжаются информацией, указывающей на степень доверия, как к самому правилу, так и условиям его реализации. С помощью правил
И-ИЛИ воспроизводятся процессы принятия решений в областях, где исходная информация характеризуется противоречивостью, обрывочностью, приблизительностью.
На третьем этапе, согласно сформулированному на втором этапе критерию выбора, происходят сопоставление, оценка и выбор решения на основании функции полезности.
Простейшим методом оценки, используемым в условиях определенности, является оценка с помощью таблицы «Стоимость- эффективность». Критерием выбора в данном случае выступает максимальный доход на единицу издержек. Метод требует расчета общих издержек и общих доходов по каждому из вариантов. В табл. 2.1 приведен пример использования метода «Стоимость—эффективность» для оценки вариантов капиталовложений.
Вычисленное отношение доходов к издержкам показало, что вариант /?4 имеет наибольшую величину (3,2), поэтому ему присваивается первый ранг, варианту В\ присваивается второй ранг и т.д. Очевидно, согласно критерию, который требует выбора варианта с максимальным уровнем дохода на единицу издержек, лучшим будет вариант 54. Варианты в данном случае сопоставимы, так как результаты измеряются в одной и той же шкале (шкала отношений) и одних и тех же единицах измерения (рублях). Величины в последней графе измеряются в ранговой шкале.
Таблица 2.1. Использование метода «Стоимость—эффективность»
|
Таблица «Стоимость—эффективность» может быть использована лишь в том случае, если каждый из вариантов оценивается на осно- ве одного критерия. Если же применяется больше одного критерия, создается таблица «Стоимость—критерий» (табл. 2.2). В ней представляются варианты решений, оцениваемые с различных точек зрения. Допустим, те же четыре варианта капитальных вложений необходимо оценить с позиций трех критериев; близость расположения к железной дороге (транспортные затраты), близость расположения к водоемам (затраты на транспортировку воды), наличие в данной местности работоспособного населения (затраты на перевозку людей).
Таблица 2.2. «Стоимость—критерий»
|
Элементами таблицы могут быть, как абсолютные величины, указывающие на издержки или доходы, так и относительные, например, ранг варианта, вычисленный на основе таблицы «Стоимость—эффективность». Будем считать что используется величина издержек, измеряемая в относительной шкале. В последней строке таблицы указываются коэффициенты значимости каждого из критериев оценки. Это та качественная информация, которая собственно и отличает систему поддержки принятия решений от формальных оптимизационных методов. Здесь лицо, принимающее решение, вносит свой опыт и знание в процесс оценки вариантов.
Распространенным методом сравнения вариантов служат оценочные баллы. Оценочные баллы нормируют, т.е. ограничивают, их значения в некотором диапазоне, например от 0 до 1. Кроме того, устанавливается закон оценки: например, сумма всех баллов должна быть равна 1.
Общая оценка каждого из вариантов рассчитывается по формуле:
°i=lLajE,j-.
j
общая оценка /-го варианта решения; оценкау'-го критерия;
результат, который может быть получен при /-м варианте согласно критерию у.
Тогда по варианту В\ общая оценка равна:
0| = Е\ | • + Е\ + Щ за3 = 178.
где Oj |
Eij - |
Наилучшим вариантом, согласно данным табл. 2.2, является вариант В4. Однако абсолютные величины в большинстве случаев мало информативны. Например, издержки в сумме 153, не соотнесенные с доходами, не дают полностью объективной картины. Поэтому в
большинстве случаев в качестве элементов Еу используют относительные величины (ранги, рентабельности, нормы прибыли и т.д.).
Кроме критериев оценки в табл. 2.2 могут указываться и условия, влияющие на результат реальных событий. Такие таблицы получили название «таблицы решений».
Таблицы решений сочетают в себе варианты решений и возможные ситуации (условия). Их элементы указывают на ожидаемый результат. Продолжая рассматривать пример о капитальных вложениях, будем считать, что в результате применения таблицы «Стоимость- критерий» выбран вариант /?4. При данном варианте возможны различные условия его реализации. В результате будут различаться и последствия. Допустим, возможны следующие факторы:
• (J\ — тарифы на энергоносители не будут превышать установленных границ;
• Ui — тарифы на водозабор не будут превышать установленных границ;
• Uj — работоспособного населения достаточно.
Таблица решения в данном случае имеет вид (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Таблица решений
|
В табл. 2.3 с помощью символа (У, представлено условие, отрицающее фактор U.
Таблицы решений используются в том случае, если:
• можно выделить условия, влияющие на результаты вариантов решений;
• выделенные условия достаточно весомы.
Деревья решений используются в условиях риска и при этом условия, определяющие варианты решения, находятся в отношениях соподчиненности. На практике это означает, что процесс принятия решения носит многоступенчатый характер: принятие одного решения на более низком уровне управления позволяет перейти к другому, более высокому уровню. Как правило, условия носят качественный характер и определяются вероятными величинами.
Иерархические отношения удобно представлять в виде дерева: дуги дерева отражают альтернативы частичных решений, а узлы — результаты. Таким образом, получают дерево решений с помощью которого можно представлять вероятностные (частотные) характеристики условий. Это позволяет достаточно просто определять результат принятия решения на том или ином уровне дерева с помощью математического ожидания:
п
Е(общего _ результата) = ^ pjdi;
;=1
где Е (общего_результата) — математическое ожидание общего, или промежуточного, результата;
Pi — вероятность наступления события г;
ф — результат (частный), получаемый при наступлении события /';
п — количество событий, влияющих на общий (промежуточный) результат.
Рассмотрим пример. Допустим, лицу, принимающему решение, известны два варианта повышения уровня рентабельности на 5%:
1. Произвести продукцию А в количестве 100 ед. и продать ее по цене 10 ед. за штуку. Себестоимость единицы продукции составляет 8 ед.
2. Произвести продукцию В в количестве 50 ед. и продать ее по цене 20 ед. за штуку. Себестоимость единицы продукции составляет 18 ед.
Конъюнктура рынка неизвестна, поэтому будем считать, что рынок одинаково благоприятен для обоих видов продукции. Для упрощения задачи будем считать, что в случае неблагоприятного рынка для какой-либо продукции предприятие терпит убытки по ее себестоимости. Тогда в случае благоприятного рынка предприятие получит от продажи продукции следующий доход:
1. От продукции A: d{ = 100 • 10 = 1000 ед.
2. От продукции В: d2 = 50 • 20 = 1000 ед.
При неблагоприятном рынке оно будет убыточным:
1. От продукции A: d2 =-100 • 8 = -800 ед.
2. От продукции В: d4 = —50 • 18 = -900 ед.
Построим дерево решений, на котором отразим последовательность событий от корня к листьям, а затем выполним расчет доходов (убытков) в обратном направлении.
На дереве решений (рис. 2.9) представлены альтернативные варианты, при которых предприятие ожидают доходы или убытки. Так как отсутствует информация о рынке, будем считать, что он одинаково благоприятен или неблагоприятен для обоих видов продукции и вероятность такого состояния рынка равна 0,5.
d, = 1000 |
Производство продукции А |
d2 = -800 |
Конъюнктура для А благоприятна (Р | = 0,5)
Конъюнктура для А неблагоприятна (Р2 = 0,5)
Производство продукции
Конъюнктура для В благоприятна (Pi = 0,5)
Производство продукции В
Конъюнктура для В неблагоприятна (Р2- 0,5)
d* = -900
Рис. 2.9. Дерево решений производства продукции А и В
Определим средний ожидаемый доход для каждого из вариантов.
1. Е\ (доход _ от _ А) = 0,5 • 1000 - 0,5 • 800 = 100 ед.
2. Е\(доход от В) = 0,5-1000-0,5-900 = 50ед.
Вывод: целесообразным будет вариант 1, т.е. производство продукции А.
Можно пойти на некоторые затраты с целью получения информации о конъюнктуре рынка, что позволит уточнить, насколько рынок будет благоприятен для того или иного товара.
Допустим, в результате такого обследования получены следующие вероятности:
• ситуация будет благоприятна для продукта А с вероятностью 0,6;
• ситуация будет благоприятна для продукта В с вероятностью 0,7.
Воспользовавшись формулой расчета математического ожидания получим:
1. £j2 (доход _ от _ А) = 0,6 • 1000 - 0,4 • 800 = 280 ед.
2. Е^ (доход от В) = 0,1 Л 000 - 0,3 • 900 = 430 ед.
В данном случае выгоднее выбрать вариант 2, т.е. производство продукции В.
d2 = 1000 |
Решение может формироваться не только одним лицом, но и группой лиц (экспертов). Групповые решения более точны, так как базируются на совокупном опыте группы. Мнения отдельных членов группы по поводу принятия того или иного варианта решения, как правило, не совпадают, поэтому должны использоваться специальные методы, учитывающие мнение каждого. Простейшим является метод суммирования рангов. Суть метода в следующем: каждый из участников ранжирует варианты решений в соответствии с
его представлением о правильности варианта. Далее для каждого варианта подсчитывается сумма присвоенных им рангов. Выбирается вариант, получивший наибольший ранг.
Обратимся к табл. 2.4, где представлены результаты оценки трех вариантов решений четырьмя участниками группы оценки. Если считать, что ранг варианта снижается от 1 до 3, то наилучшим вариантом является В\, так как сумма рангов для него минимальная (7).
Таблица 2.4. Групповая оценка вариантов
|
Рассмотренные методы и модели формирования управленческих решений не затронули весьма важные аспекты данного процесса, касающиеся нравственной стороны дела. Принятие решений в любой сфере человеческой деятельности базируется на системе нравственных ценностей, усвоенной лицом, принимающим решение. Ценности условно можно разделить на собственные и нормативные, т.е. общественно признанные. У каждого человека свое отношение к общепризнанным ценностям: одни он принимает, другие нет. Однако в любом случае ему необходимо определиться в двух принципиальных позициях:
• в главной цели, которая может быть гуманистической, корыстной, узковедомственной, общественно значимой и т.д.;
• в средствах достижения целей, которые могут быть приемлемыми или нет в глазах общественности.
Выбор управленческих решений зависит не только от интеллектуального уровня личности, но и от его нравственно-этической позиции. Современная действительность подчеркивает особую актуальность этой проблемы во всех звеньях управления экономикой.