М1щвеер

OLAP- анализ

Репозиторий

----- потоки данных

потоки метаданных

Рис. 3.21. Структура хранилища данных

OLAP- хранилище

Оперативные данные собираются из различных источников, очищаются, интегрируются и складываются в реляционное храни­лище. При этом они уже доступны для анализа при помощи раз­личных средств построения отчетов. Затем данные (полностью или частично) подготавливаются для OLAP-анализа. Они могут быть загружены в специальную БД OLAP или оставлены в реляционном хранилище. Важнейшим его элементом являются метаданные, т.е. информация о структуре, размещении и трансформации данных.

Благодаря им обеспечивается эффективное взаимодействие различ­ных компонентов хранилища.

Таким образом, задача хранилища — предоставить «сырье» для анализа в одном месте и в простой, понятной структуре.

Есть и еще одна причина, оправдывающая появление отдельно­го хранилища. Сложные аналитические запросы к оперативной ин­формации тормозят текущую работу компании, надолго блокируя таблицы и захватывая ресурсы сервера.

Основными причинами, побуждающими организации внедрять хранилища данных, являются:

• необходимость выполнения аналитических запросов и гене­рации отчетов на не задействованных основными ИС вычис­лительных ресурсах;

• необходимость использования моделей данных и технологий, ускоряющих процесс выполнения запросов и подготовки от­четности, но не предназначенных для обработки транзакций;

• создание среды, в которой даже относительно небольших знаний основ СУБД достаточно для создания запросов и под­готовки отчетов, что означает сокращение времени, требуемо­го от персонала ИТ-отдела для сопровождения системы;

• создание источника с предварительно очищенной информа­цией;

• упрощение процесса подготовки отчетов на основе информа­ции из нескольких транзакционных систем и/или внешних ис­точников данных и/или данных, используемых исключительно для генерации отчетов;

• создание выделенного источника в тех случаях, когда воз­можности операционной системы не соответствует требуемо­му бизнесом сроку хранения данных и/или необходимо иметь возможность подготовки отчетов на определенные моменты времени в прошлом;

• защита конечных пользователей от необходимости в какой бы то ни было степени вникать в структуру и логику работы БД регистрирующей системы.

Переход от данных к знаниям — логическое следствие развития и усложнения информационно-логических структур, обрабатываемых с помощью компьютера. Активно развивающейся областью исполь­зования современных компьютеров является создание баз знаний (БЗ) и их применение в различных областях науки и техники.

Знания — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельно­сти и профессионального опыта, позволяющие специалистам ста­вить и решать задачи в этой области.

Знания можно рассматривать как стратегическую информацию, необходимую для формирования цели и построения кинематической траектории, а информацию — как оперативные знания, используемые системой в динамическом процессе.

Под базой знаний (БЗ) понимают совокупность знаний, накоп­ленных человеком в определенной предметной области, выраженную с помощью некоторого языка представления знаний.

Для создания БЗ разрабатываются соответствующие программ­ные средства. Они позволяют обеспечивать загрузку, актуализацию, поддержание в достоверном состоянии, расширение БЗ, формиро­вание, обработку и включение новых знаний, соответствующих те­кущей ситуации. Базы знаний составляют основу экспертных сис­тем при подготовке управленческих решений.

Экспертные системы (ЭС) — прикладные системы искусствен­ного интеллекта, в которых база знаний представляет собой форма­лизованные эмпирические знания высококвалифицированных спе­циалистов (экспертов) в какой-либо узкой предметной области, а также может содержать результатную информацию, полученную при решении экономических задач.

Структура экспертной системы и ее компоненты представлены на рис. 3.22.

Рис. 3.22. Структура экспертной системы

• База знаний предназначена для хранения экспертных знаний о предметной области, которые используются при решении задач экспертной системой. База знаний состоит из набора фреймов и правил-продукций. Фрейм — это структура данных, состоящая из слотов (полей). Фреймы используются в базе знаний для описания объектов, событий, ситуаций, прочих понятий и взаимосвязей меж­ду ними. Правила используются в базе знаний для описания отно­шений между объектами, событиями, ситуациями и прочими поня­тиями. На основе отношений, задаваемых в правилах, выполняется логический вывод. В условиях и заключениях правил присутствуют ссылки на фреймы и их слоты.

• База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или резуль­татом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой.

• Машина логического вывода — механизм рассуждений, опери­рующий знаниями и данными с целью получения новых данных из знаний и других данных, имеющихся в рабочей памяти. Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедук­тивного логического вывода (какая-либо его разновидность) или механизм поиска решения в сети фреймов или семантической сети. Машина логического вывода может реализовывать рассуждения в виде дедуктивного вывода (прямого, обратного, смешанного), не­четкого вывода, вероятностного вывода, поиска решения с разбие­нием на последовательность подзадач, поиска решения с использо­ванием стратегии разбиения пространства, поиска с учетом уровней абстрагирования решения или понятий, с ними связанных, моно­тонного или немонотонного рассуждения, рассуждений с использо­ванием механизма аргументации, ассоциативного поиска с исполь­зованием нейронных сетей и др.

• Подсистема общения служит для ведения диалога с пользова­телем, в ходе которого ЭС запрашивает у пользователя необходи­мые факты для процесса рассуждения, а также дает возможность пользователю в какой-то степени контролировать и корректировать ход рассуждений экспертной системы.

• Подсистема объяснений необходима для того, чтобы дать воз­можность пользователю контролировать ход рассуждений и, может быть, учиться у ЭС. Если нет этой подсистемы, ЭС выглядит для пользователя как «вещь в себе», решениям которой можно либо верить, либо нет. Пользователь выбирает последнее, и такая ЭС не имеет перспектив для применения.

• Подсистема приобретения знаний служит для корректировки и пополнения базы знаний. В простейшем случае это — интеллекту­альный редактор базы знаний, в более сложных экспертных систе­мах — средства для извлечения знаний из баз данных, неструктури­рованного текста, графической информации и т.д.

Среди специализированных систем, основанных на знаниях, наиболее значимы экспертные системы реального времени, или динамические экспертные системы. На их долю приходится 70% этого рынка.

Классы задач, решаемых экспертными системами реального вре­мени, таковы: мониторинг в реальном масштабе времени, системы управления верхнего уровня, системы обнаружения неисправностей, диагностика, составление расписаний, планирование, оптимизация, системы — советчики оператора, системы проектирования.

Выводы

Информационное обеспечение (ИО) предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта; служит основой для принятия управленческих решений. Основой ИО является экономическая информация, структура которой достаточно сложна и включает различные комбинации информационных элементов, имеющих различную сложность построения.

Структура ИО включает систему показателей предметной области, потоки информации, системы классификаций и кодирования, унифицированную систему документации и информационные массивы (файлы), хранящиеся на машинных носителях. Классификаторы и коды предназначены для формирования свод­ных данных на ПК и группировки информации по каким-либо признакам. Используются различные виды классификаторов, входящие в Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК). Классификаторы служат для ведения в ПК различных справочников.

Применение штрихового кодирования обеспечивает автоматизиро­ванный ввод первичной информации в ПК. С этой целью в раз­личных сферах деятельности используется информационная тех­нология, основанная на применении штрихкодов. Документы являются основными носителями информации при компьютерной обработке. Современные информационные техноло­гии позволили по-новому подойти к созданию документа в компь­ютере, который можно назвать «электронным документом». Обработка экономических задач характеризуется сложным доку­ментооборотом. Автоматизация документооборота обеспечивает­ся специальными машинными программами электронного доку­ментооборота.

Совокупность данных, организованная в соответствии с опреде­ленными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера, называется базой данных (БД). БД характеризует актуальное со­стояние некоторой предметной области и используется Для удов­летворения информационных потребностей пользователей. СУБД — это комплекс программных и языковых средств, необ­ходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации. Хранилище данных (ХД) представляет собой систему, содержащую непротиворечивую интегрированную предметно-ориентированную совокупность исторических данных крупной корпорации или иной организации для поддержки принятия стратегических решений. ХД используют технологии БД, OLAP, визуализации данных и др. Совокупность знаний, выраженная с помощью некоторого языка представления знаний, называют базой знаний (БЗ). БЗ является составной частью экспертных систем. В этих системах аккумули­руются знания специалистов в конкретных предметных областях

и тиражируется их опыт для консультаций менее квалифициро­ванных пользователей.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие информационного обеспечения, его цели и задачи; перечислите состав ИО.

2. Приведите структуру экономической информации.

3. Дайте определение классификаторов и кодов, состава ЕСКК. Ка­кова роль экономистов-пользователей в их создании?

4. Охарактеризуйте общероссийские, отраслевые и локальные клас­сификаторы.

5. Отметьте особенности различных систем кодирования.

6. В чем состоит технология применения кодов при обработке эко­номических задач?

7. Рассмотрите технологию создания в машине справочников как элемента базы данных нормативно-справочной информации.

8. В чем суть штрихового кодирования и каково его применение?

9. Дайте определение документа; приведите классификацию доку­ментов.

10. Приведите понятие унифицированной системы документации (УСД). Каковы требования УСД к документам?

11. Что представляет собой стандартная форма построения документа? Как происходит ее приспособление к автоматизированной обработке?

12. Приведите примеры форм ввода данных документа в ПК.

13. Как происходит формирование электронного документа компью­тером?

14. Рассмотрите автоматическое формирование в ПК различных до­кументов на основании введенных в базу данных первичных до­кументов.

15. Назовите варианты организации внутримашинного информаци­онного обеспечения.

16. Что представляют собой базы данных и для чего они предназна­чены?

17. Какие функции выполняет система управления базами данных (СУБД)?

18. Для чего предназначено хранилище данных (ХД)?

19. Для решения каких задач создаются базы знаний (БЗ)?

Тесты к гл. 3

1. Определите последовательность работ, выполняемых при состав­лении локальных кодов:

а) выбор системы кодирования;

б) составление списка номенклатур;

в) выделение группировочных признаков;

г) определение состава номенклатур, подлежащих кодированию;

д) присвоение кодов каждой позиции номенклатуры;

е) загрузка классификатора в базу данных;

ж) составление классификатора.

2. Определите отношение перечисленных кодов к общероссийским и локальным: классификаторы предприятий и организаций; подразде­лений предприятия; работающих; единиц измерения; валют; организа­ционно-правовой формы; унифицированной документации; материаль­ных ценностей.

Общероссийские Локальные
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

3. Каким системам кодирования присущи перечисленные характер­ные черты: не обеспечивается автоматическое составление итогов по всем выделенным признакам; выделение серии номеров старшим при­знаком; отсутствие резерва свободных номеров; четкое выделение всех группировочных признаков; автоматическое получение итогов по всем группировочным признакам; учитывается однопризначная номенклату­ра; учитывается многопризначная номенклатура?

Порядковая  
Серийная  
Позиционная  

4. В рабочем плане счета «60» (поставщики и подрядчики) выделе­ны два субсчета: рублевые поставщики и валютные. В аналитическом счете выделить три признака: регион (два знака), поставщик (два знака), товар (три знака).

Определите количество выделяемых признаков в РПС; определите значность кода РПС; выберите систему кодирования; закодируйте РПС и приведите примеры; представьте структуру РПС графически.

5. Определите, какие из приведенных ниже реквизитов размещают­ся в заголовочной, содержательной и оформляющей частях документа: наименование организации, цена, единица измерения, наименование продукции и ее код, адрес организации, количество, код по ОКПО, под­пись, дата, сумма, банковские реквизиты предприятия.

Заголовочная  
Содержательная  
Оформляющая  

6. Что проставляется в содержательной части документа?

а) подписи ответственных лиц;

б) переменные реквизиты-признаки и их коды;

в) переменные реквизиты-признаки, их коды и основания;

г) постоянные реквизиты-признаки и их коды;

д) постоянные реквизиты-признаки, их коды и основания.

7. Отметьте характерные черты электронного документа:

а) формируется на основе ввода данных в компьютер;

б) хранится в реестре документов;

в) является языком программирования;

г) служит основанием для формирования других документов с оди­наковым содержанием;

д) входит в ЕСКК.

8. Отметьте особенности технологии заполнения макета электронного документа:

а) справочные данные вводятся автоматически;

б) возможность печати унифицированного документа;

в) автоматическое кодирование номенклатуры;

г) возможность модификации макета;

д) отсутствие машинного контроля вводимых данных.

9. Какие виды организации информации относятся к внутримашин- ному информационному обеспечению?

а) документы;

б) система классификации и кодирования;

в) информационные файлы;

г) базы данных;

д) система показателей.

10. База данных позволяет осуществлять:

а) жесткую привязку данных к программам;

б) быстрый доступ к информации;

в) удобное манипулирование данными;

г) системное хранение информации.

11. Управление базой данных обеспечивается:

а) техническими средствами;

б) персоналом;

в) СУБД.

12. Что представляют собой:

База данных Хранилище данных База знаний
     

а) систематизированную совокупность знаний предметной области, описанную с использованием выбранной формы их представ­ления;

б) проблемно-ориентированный, интегрированный, пополняемый со временем, но неизменный после фиксации набор данных, форми­руемых для поддержки принятия решений;

в) именованную совокупность структурированных данных, отражаю­щую состояние объектов и их отношений в рассматриваемой пред­метной области.

Глава4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: