Стратегическими целями использования информационных технологий (ИТ) в экономике являются обеспечение развития бизнеса, его управляемости и качества, конкурентоспособности, снижения стоимости выполнения бизнес-процессов.
При разработке информационных систем (ИС) отдельные, близкие по характеру выполнения операции, объединяют в укрупненные элементы технологического процесса — процедуры (этапы). Такой подход позволяет использовать общее специализированное инструментальное средство для выполнения всех (большинства) входящих в состав процедуры операций. К типовым технологическим операциям относят сбор и регистрацию информации, ее передачу, обработку, вывод, хранение, накопление, защиту, поиск, анализ, прогноз, подготовку вариантов решений.
В процедуру сбора и регистрации первичной информации включают операции по ее доставке, сбору, передаче, регистрации, вводу в систему, контролю ввода. Общими требованиями к выполнению этих операций являются достоверность, полнота и своевременность.
Процедура передачи информации помимо собственно передачи включает операции ввода данных в систему, преобразования из аналоговой формы в цифровую, и наоборот, вывод сообщений, контроль и защиту данных. Для них характерна высокая вероятность перехвата передаваемой информации, ее искажение или потеря из- за сбоев в работе каналов связи, что помимо быстродействия предполагает решение вопросов безопасности и надежности.
В процедуры обработки включают операции хранения, запроса, поиска данных, выдачи информации, формирования и отображения сообщений, контроля. Операции данной группы являются основными в ИТ, так как именно они определяют их функциональность и характерные особенности.
Процедура анализа, прогноза, подготовки вариантов решений является наиболее сложной процедурой, опирающейся на использование баз данных, баз знаний, современных математических методов по обработке данных.
Основой инструментальных средств, реализующих перечисленные процедуры в различных предметных областях человеческой деятельности, является программное и техническое обеспечение современных ИТ.
Характерные для общественного развития тенденции углубления специализации и усиления взаимодействия наблюдаются и в отношении развивающихся информационных инфраструктур (ИТ-инфра- структур) организаций (корпораций, предприятий, компаний, фирм), отражающих процессы реального мира и содержащих информационные модели товарных и финансовых потоков, взаимоотношений компаний и клиентов, производства товаров, предоставления услуг и др. ИТ-инфраструктура — это совокупность всех взаимодействующих ресурсов, обеспечивающих поддержку и развитие информационных технологий, применяемых в организации с целью повышения эффективности ее деятельности. К понятию ИТ-инфраструктура близки понятия автоматизированная информационная система (АИС) и корпоративная информационная сеть (КИС). АИС представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и подготовки управленческих решений. КИС — это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных компьютерных сетей (JIKC) структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации [2]. В системе иерархии рассмотренных понятий ИТ-инфраструктура находится сверху, являясь обобщающим понятием в данной предметной области. При этом ИС (АИС) рассматривается как основная часть ИТ-инфраструктуры; другие компоненты ИТ-инфраструктуры (например, службы обучения пользователей автоматизированных рабочих мест, подразделения проектирования специализированного ПО, службы безопасности и др.) обеспечивают своевременную адаптацию ИС к изменениям среды и ее развитие с учетом реализуемых в организации задач. Понятие КИС является подчиненным относительно понятия ИС и акцентирует внимание на особенностях реализации корпоративной сети, служащей основой построения ИС организации.
По мере усиления и усложнения характера взаимодействий в обществе активно развиваются и распространяются соответствующие его потребностям информационные технологии, при этом ИС становятся все более многочисленными и интегрированными, а число их пользователей неуклонно возрастает.
Специфический состав унаследованных ИС со сложившейся архитектурой, особенности организационных структур компаний с учетом территориального распределения их подразделений, характер сформировавшихся трудовых отношений, взаимодействие с другими компаниями, а также ряд других факторов способствовали формированию различных подходов к управлению ИТ-инфраструктурами.
Во многом процессы развития ИТ-инфраструктур напоминают процессы развития государств; до появления эффективных систем междугороднего сообщения (особенно на основе железнодорожного транспорта) населенные пункты являлись относительно самостоятельными островками жизнедеятельности (структурными единицами слабо связанной системы). Развитие транспортных систем явилось катализатором усиления связей как в пределах отдельных государств, так и между ними. Аналогом транспортной инфраструктуры в области ИС являются различные телекоммуникационные системы, включая сеть Интернет; они позволяют связать ранее изолированные друг от друга корпоративные ИТ-инфраструктуры.
Глубина проникновения ИТ в бизнес требует переосмысления принципов построения и подходов к развитию ИТ-инфраструктур; динамика их развития должна соответствовать изменениям в деятельности компаний в условиях жесткой конкуренции на рынках. Поэтому при выборе того или иного направления развития корпоративной ИТ-инфраструктуры помимо традиционного внимания к ее функциональности, производительности, масштабируемости и стоимости в последние годы особое внимание обращается на ее способность адаптации к быстро изменяющимся условиям деловой среды.
4.1.1. Эволюция развития ИТ в ИС
С начала 1960-х годов ИТ претерпели значительные изменения, позволяя во все большей степени снимать ограничения по масштабу систем обработки данных и обеспечивать возрастающие требования к их безопасности и отказоустойчивости. Развитие методов и программных средств обработки данных во многом определялось возможностями технических средств обработки и хранения данных для соответствующего периода времени.
Для распространенных в 1960-х гг. файловых систем хранения данных были характерны: высокий сетевой трафик в системе, обусловленный структурными единицами обмена данными на уровне файлов, узкие возможности реализации политики безопасности данных и др. ИТ позволяли создавать слабоструктурированные системы хранения данных в виде упорядоченных наборов файлов, не рассчитанные на одновременную работу большого числа пользователей.
С развитием возможностей ВТ в 1970-х гг. была реализована актуальная потребность в поддержке сложных структур данных. Специализированную часть ИС, обеспечивающую управление структурированными данными, удалось выделить в самостоятельный класс ПО — системы управления базами данных (СУБД), что упростило разработку ИС. На СУБД возлагались задачи ввода, модификации и быстрого поиска данных, контроля целостности хранимых данных, параллельного доступа многих пользователей к базе данных и др. В большинстве современных СУБД поддерживается работа с БД реляционного типа, в которых данные структурированы в виде связанных посредством ключевых полей таблиц. Ускорение поиска данных обеспечивают средства оптимизации доступа к данным посредством различных индексов. Стандартизированный язык структурированных запросов SQL обеспечил разработчикам программных приложений универсальный пользовательский интерфейс; со временем появились средства оптимизации запросов (query parsing и query plan).
Широкое внедрение в практику этих механизмов повышения эффективности работы с реляционными БД послужило основой построения систем оперативной транзакционной обработки данных — OLTP-систем (On-Line Transaction Processing, оперативная транзак- ционная обработка данных), ориентированных на выполнение частых и коротких транзакций при анализе данных. Понятие транзакция используется для определения групповой дискретной операции в ИС, например ввода заказа клиента в систему. Основными свойствами транзакции являются: неделимость (должны выполняться все составляющие транзакцию операции или не выполняться ни одна из них); согласованность (транзакция не нарушает корректности информации в БД); изолированность (каждая транзакция не зависит от других); надежность (завершенная транзакция может восстанавливаться после сбоя в системе, а незавершенная отменяется). Для OLTP-таблиц характерна высокая степень упорядоченности часто модифицируемых данных.
С середины 1980-х гг. (во многом благодаря распространению ПК) проявилась тенденция расширения типов используемых структур данных с более сложной организацией, результатом чего явилось создание объектно-ориентированных БД, мультимедийных БД, многомерных хранилищ данных (Data Warehouses) и витрин данных (Data Marts). Соответственно, имела место специализация СУБД, и в последующем были созданы базы знаний.
Хранилище данных представляет собой предметно-ориентирован- ный, интегрированный, неизменяемый, поддерживающий хронологию набор данных, организованный для целей поддержки принятия решений. Оно содержит как исходные, так и агрегированные данные, относящиеся ко всей компании и собранные из различных оперативных источников, включая учетно-операционные системы.
Витрины данных содержат тематически объединенное подмножество корпоративных данных и строятся для конкретных подразделений компании с учетом направлений их деятельности. Данные для витрины могут поступать как из корпоративного хранилища данных (зависимая витрина), так и непосредственно из оперативных источников (независимая витрина).
Независимо от типа структур хранения эффективность использования находящихся в них данных при подготовке управленческих решений во многом определяется наличием развитых инструментов доступа к данным, их обработки и визуализации.
К классу относительно простых систем в области информационно-аналитических систем (ИАС), использующих оперативные и накопленные данные, принадлежат информационные системы руководителей (Executive Information Systems — EIS), ориентированные на формирование заданного множества запросов. Как правило, они просты в применении, но жестко ограничены в функциональности. Формирование запросов, не входящих в состав типового перечня, связано с постановкой новых задач для программистов, что предполагает определенную временную задержку в получении ожидаемых результатов обработки данных.
Последующее развитие ИАС сопровождалось усилением возможностей выполнения нерегламентированных запросов пользователей (аналитиков, руководителей и др.) в интерактивном режиме работы. Интенсивное развитие подобных систем, в дальнейшем называемых системами OLAP (On-Line Analytical Processing — оперативная аналитическая обработка), началось с середины 1990-х гг. В основе концепции OLAP лежит принцип многомерного представления данных, обеспечивающий возможности проведения многомерного анализа, обнаружения закономерностей, поиска детализированных данных, формирования агрегированных показателей.
В 1990-е гг. на развитие корпоративных ИС стали оказывать значительное влияние Web-технологии, обеспечивающие удобный единообразный доступ к данным. Они устраняют зависимость от конкретных особенностей используемых клиентами технических средств и операционных систем, обеспечивают возможность применения типовых решений (браузеров, протоколов и др.), снижают общую стоимость решений и др. Браузер — программа доступа к ресурсам сети Интернет. Сетевой протокол — набор правил для взаимодействия функциональных блоков (узлов), расположенных на одном уровне сети, и передачи данных между ними. В этот период были разработаны Web-ориентированные СУБД, реализуемые как в виде XML-хранилиш, так и в виде Web-хранилищ, формируемых на основе поиска данных в сети Интернет.
В последние годы все большее количество компаний переносят свои транзакционные системы в Интернет. Приложения OLTP становятся доступными для клиентов вне зависимости от их места расположения и используемой аппаратно-операционной платформы. В качестве универсального «клиентского места» используется браузер, стандартом для описания структуры перемещающихся в сети документов становится язык XML (extensible Markup Language — расширенный язык разметки).
Современным направлением развития и консолидации ИС организаций является использование технологии корпоративных порталов. Портал представляет собой интегрированную систему управления информационными ресурсами, реализующую доступ различных категорий пользователей (сотрудников организации, клиентов и др.) с единой точки входа, и использующую общие унифицированные правила представления и обработки информации. При этом портал устроен так, что сотрудник организации получит доступ к информации определенного направления для выполнения своих служебных обязанностей, партнеры по бизнесу видят другую информацию, а покупателям предлагаются прайс-листы и условия взаимодействия.