Основными задачами органов Федерального казначейства являются следующие.
1. Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках исходя из принципа единой кассы.
2. Регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
3. Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов.
4. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом.
5. Управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
|
|
6. Разработка методологических и инструктивных материалов порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации РФ, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Система органов Федерального казначейства в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает:
• финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
• учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;
• сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов;
• контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
• ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
• краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
«краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
• распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
«выполнение учета взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
• регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
• размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов;
|
|
• осуществление взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
• обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга и т.д.
Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизионная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях исполнения. Органы федерального казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций.
При комплексном исполнении бюджета на первое место выступает решение следующих функциональных задач.
1. Осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования.
2. Оперативный бухгалтерский учет исполнения бюджетов различных уровней.
3. Формирование росписи доходов и расходов бюджетов.
4. Контроль своевременности совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств.
5. Учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам.
6. Составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета.
7. Комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов Федерального казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.
Для выполнения указанных функций организована сложная многоуровневая система с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой федеральной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях, охватывая большое количество участников, принадлежащих различным ведомствам.
Многообразие и сложность задач, выполнение которых обеспечивается в казначейской системе, сказывается на особенностях построения ИС и ИТ для реализации исполнения бюджетного процесса. Функции, возложенные на казначейские органы, требуют внедрения современных средств вычислительной техники с рациональной организационной структурой их территориального размещения.
Основными критериями выбора технических средств при построении автоматизированной информационной системы в казначейских органах являются:
1) характеристики основных функциональных задач, решаемых при организации автоматизированной информационной системы в казначейских органах;
2) характеристики программного обеспечения для решения функциональных финансовых задач;
3) характеристики автоматизированной информационной системы;
4) основные технические характеристики средств вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, к которым относятся:
«производительность персональных компьютеров (тип микропроцессора, объем оперативной памяти, скорость обработки данных);
• надежность работы;
• степень совмещения во времени выполнения отдельных технологических операций;
|
|
• совместимость работы оборудования различных типов и классов;
• состав и количество обслуживающего персонала;
• стоимость оборудования и т.д.
Таким образом, комплекс технических средств (КТС) должен обеспечивать техническую поддержку всех технологических операций для решения задач в казначейской системе: сбор, передачу, хранение, накопление, обработку финансовой информации и выдачу всех необходимых данных в формализованном виде для всех подразделений системы, по всему перечню задач управления.
Эффективность АИС и ИТ при рациональном подборе средств вычислительной техники обеспечивается как за счет повышения производительности труда специалистов казначейских органов, так и за счет возможности использования оптимальных экономико-матема- тических методов решения задач управления на основе более полной, оперативной и точной информации.
В связи с этим эффект применения технических средств в казначейской системе в основном определяется не снижением управленческих эксплуатационных расходов, а улучшением экономических показателей функционирования органов за счет более рационального управления.
Выбор архитектуры построения АИС в казначейских органах определяет свои требования к аппаратной части технологического процесса. Организация автоматизированных хранилищ данных по принципу централизации и иерархии, объемы информационных потоков при автоматизированной обработке и создании документов требуют применения производительных серверов различной специализации, которые устраняют наиболее узкие места в работе сети (сервер приложений, файловый сервер, архивационный сервер, почтовый сервер и т.д.).
Для повышения производительности, надежности, отказоустойчивости технических решений в казначейских органах практикуется объединение серверов в группы (домены), которые работают под управлением сетевой операционной системы. При этом ресурсы и нагрузки распределяются между серверами, что увеличивает эффективность функционирования локальной вычислительной сети.
|
|
Группирование серверов в домены дает два важных преимущества сетевым администраторам и пользователям. Наиболее важное из них состоит в том, что серверы домена формируют единый административный блок, совместно использующий службу безопасности и информацию учетных карточек пользователей. Каждый домен имеет одну базу данных, содержащую учетные карточки пользователя и групп, а также установочные параметры политики безопасности. Все серверы домена функционируют либо как первичный контроллер домена, либо как резервный контроллер домена, содержащий копию этой базы данных.
Контроллер — специализированный процессор, предназначенный для управления внешними устройствами и, таким образом, освобождения центрального процессора от выполнения этих функций.
Это означает, что администраторам нужно управлять только одной учетной карточкой для каждого пользователя, и каждый пользователь должен использовать пароль только одной учетной карточки. Второе преимущество доменов сделано для удобства пользователей, когда пользователи просматривают сеть в поисках доступных ресурсов, они видят сеть, сгруппированную в домены, а не разбросанные по всей сети серверы.
Для оснащения казначейских органов и решения специализированных функциональных задач используются производительные серверы, организованные на микропроцессорах Intel Pentium, которые имеют возможность установки двух микропроцессоров, SCSI- устройств, в том числе винчестеров, устройств для считывания информации с оптических дисков (CD-ROM Drive) и других периферийных средств.
Производительный сервер, организованный как автоматизированный банк данных, предназначен для надежного оперативного хранения данных с организацией информации в виде дисковых массивов RAID.
При увеличении нагрузки на сервер возможно увеличение производительности АИС за счет распределения нагрузки на несколько серверов, в том числе по кластерной технологии DIGITAL и по технологии распределения баз данных ORACLE.
Кластерная технология — это процесс разбиения большого количества информации на подмножества близких между собой данных.