ИТ решения функциональных задач Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФ) входит в состав государственных внебюджетных фондов. ПФ, согласно структуре бюджетной системы РФ, занимает отдельную позицию и является самостоятельным фи- нансово-кредитным учреждением, но организованные процессы мо­билизации и использования средств фонда строго регламентируют­ся государством. Государство определяет размеры пенсии, структуру ее начисления и выплат. Другими словами, ПФ аккумулирует сред­ства для реализации важнейшей государственной гарантии — госу­дарственного обеспечения.

ПФ, как и все бюджетные структуры, является распределенным подразделением, поэтому его АИТ должны поддерживать все три имеющихся уровня: центральный, региональный и районный.

Причем отделения фонда одного уровня решают один и тот же набор типовых задач. Взаимодействие и обмен данными между отде­лениями ПФ различных уровней и внешними сторонними организа­циями осуществляются по каналам корпоративной сети (созданной в отдельных регионах) или по общедоступной сети Интернет.

К основной задаче АИТ ПФ независимо от уровня относится управление бюджетом ПФ, которая в свою очередь подразделяется на управление доходами ПФ и управление расходами ПФ.

Доходы бюджета ПФ складываются из поступлений сумм ЕСН из ФБ, взносов на обязательное пенсионное страхование, средств ФБ, доходов от размещения временно свободных денежных средств и сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пен­сии, сумм недоимки, пеней и финансовых санкций, добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за доходами бюд­жета ведут налоговые органы соответствующего уровня, а взыскание недоимок и пеней по страховым взносам осуществляется органами ПФ в судебном порядке.

Полный учет и контроль доходов и расходов фонда возможен только при наличии общей АИС. Для этого в ПФ разработаны ряд программ, реализующих определенные задачи. Например, программ­ные приложения на уровне района реализуют следующие задачи: сбор анкетных данных (регистрацию застрахованных лиц, выдачу и обмен страховых свидетельств, а также выдачу дубликатов страхо­вых свидетельств); ввод и обработку сведений о стаже и заработке застрахованного лица; получение выписок из лицевых счетов за­страхованных лиц; обмен данными с базой данных регионального уровня; ведение классификаторов подразделений и сотрудников ПФ, а также зарегистрированных в регионе работодателей; создание ста­тистических отчетов.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ все страхователи регистрируются в базе данных территориального органа (для их учета ведется Журнал регистрации). Страхователи в свою очередь подают сведения о каждом его работнике в районное отделение ПФ с целью присвоения последнему индивидуального номера застрахованного и выдачи страхового свидетельства. Выдача страхового свидетельства осуществляется только после проверки уни­кальности в центральной базе данных ПФ, где хранится картотека всех личных номеров.

Работодатели (страховщики) с установленной периодичностью сообщают в свое подразделение ПФ сведения о стаже и заработке всех застрахованных лиц, а застрахованное лицо (частный предпри­ниматель), самостоятельно уплачивающее страховые взносы, лично представляет эти сведения. Эти данные вводятся в компьютерную базу в районном подразделении и помещаются в общую информа­ционную систему в центральном отделении ПФ. При необходимо­сти программа позволяет обобщать сведения о заработке отдельных застрахованных лиц у конкретного работодателя для проверки пра­вильности начисления взносов.

Возможность программы формировать статистические и другие формы отчетов облегчает районным отделениям работу по предо­ставлению обязательной отчетности перед вышестоящими подраз­делениями.

К расходам ПФ относятся финансирование выплаты пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению (базовая и страховая части трудовой пенсии), ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей за счет страховых взносов по дополни­тельному тарифу, дополнительного материального обеспечения ра­ботникам ядерно-оружейного комплекса, финансирование регио­нальных программ социальной защиты граждан. Учет расходов ПФ осуществляется с помощью АС «Назначение и выплата пенсий и пособий», разработанная в соответствии с Законом РФ «О государ­ственных пенсиях в Российской Федерации» и нормативными акта­ми, регулирующими его применение. Система разработана в среде CLIPPER, предназначена для инспекторов районного и городского отдела социального обеспечения и работает в децентрализованном режиме. Она выполняет следующие функции: ведение картотеки пенсионных дел (назначение пенсий и пособий, коррекцию и пере­расчет, расчет стажа, среднего заработка, повышения и надбавок, выдачу протоколов, распоряжений, справок о стаже, заработке, иж­дивенцах/отказе от пенсии); ведение картотеки получателей алимен­тов и пособий; регистрацию исполнительных документов по удер­жаниям и доплатам и ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с их учетом; выдачу необходимых документов для выплаты пенсии (ведомости и разовые поручения через отделения связи, списки получателей пенсии через филиалы Сбербанка, разовыми почтовыми переводами); формирование платежных поручений для расчетов со Сбербанком и отделениями связи; массовый перерасчет пенсий (при увеличении минимального размера пенсии, изменении районного коэффициента и т.п.); выдачу справочной информации по назначению и выплате пенсий, формирование форм государст­венной отчетности 94-рик и 94-россобес; сервисное обслуживание.

Для организации связи между отделениями ПФ используются сеть Интернет и программное обеспечение LotusNotes — мощное, многогранное программное обеспечение для OS Windows и компь­ютеров Macintosh, предназначенное для выполнения задач, решение которых обычно требует использования нескольких приложений. Программная часть Notes устраняет технические, организационные, языковые и географические границы.

Базы данных АИС ПФ содержат конфиденциальную информацию о страхователях и застрахованных лицах, поэтому в Пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасно­сти. Эта информация может передаваться только по личному запросу застрахованного лица или пенсионера или по отдельным мотивиро­ванным запросам организаций, согласно существующим соглашениям по передаче конфиденциальной информации.

Для обеспечения безопасности от несанкционированного досту­па, хакерских атак из Интернета и незаконного копирования дан­ных используется комплекс мероприятий: авторизация доступа к данным, аппаратные средства защиты информации, программный комплекс «Верба» (обеспечивает криптографическую защиту), про­грамма VipNet (шифрует сетевой трафик), межсетевые экраны.

Выводы

• Полноценное управление бюджетным процессом Российской Федерации возможно только при создании единой многоуровне­вой распределенной АИС, которая должна обеспечить единство управления, предусматривая взаимодействие бюджетов различ­ных уровней. Необходимость автоматизации отдельных органов бюджетной системы РФ с комплексной увязкой механизма взаи­модействия на одном и разных уровнях иерархической бюджет­ной системы определяет сложность данного процесса.

• При создании АИС бюджетной системы целесообразно выделять комплекс однотипных задач, решаемых бюджетными органами, и использовать модульный подход для реализации их решения. При этом, стыкуя и моделируя наборы модулей, можно доста­точно просто настраивать АРМ бюджетных служащих на основе решаемых ими функциональных задач.

• На федеральном уровне бюджетного процесса работниками Феде­ральной службы финансово-бюджетного надзора РФ в ходе проек­тирования и исполнения бюджета используется АИС «Финансы». Благодаря возможности интеграции отдельных компонентов эта система способна отражать целостную картину финансовой об­становки в стране, обеспечивая ее комплексный анализ.

• Автоматизация задач территориального (регионального) уровня бюджетного процесса РФ строится на базе отдельных компонен­тов АИС «Финансы» и «Автоматизированной информационной системы составления и исполнения бюджета» (АССИБ), которые позволяют автоматизировать обработку информации как в отдель­ном финансовом органе, так и во всей финансовой системе ре­гиона. Также для формирования и контроля исполнения регио­нальных и местных бюджетов используется сетевой программный комплекс «СЕ 2 — Бюджет».

• Для автоматизации финансового и бухгалтерского учета на пред­приятиях и организациях могут использоваться средства электрон­ного офиса, собственные разработки на базе различных платформ, программные продукты фирм «Галактика», «Парус», «1С», «Ин­теллект-сервис» и др. Для получения информации о законода­тельных и нормативных постановлениях по налогообложению, общеправовых вопросах, инструкционных и методических мате­риалах общегосударственного, территориального и местного зна­чения используются информационно-правовые (справочные) системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт» и др.

• Для автоматизации функциональных задач каждого из уровней ПФ разработаны и используются различные специализированные программные продукты. Так, учет и контроль доходов ПФ в регио­нах ведется в программном приложении «ПК — Район», а расходы учитываются с помощью автоматизированной системы «Назна­чение и выплата пенсий и пособий».

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура бюджетной системы РФ?

2. Охарактеризуйте каждый элемент структуры бюджетной систе­мы РФ.

3. Какие обязательные этапы включает бюджетный процесс любого уровня?

4. В чем заключается сложность автоматизации бюджетного процесса?

5. Как можно представить структуру информационных и финансо­вых взаимодействий участников бюджетного процесса?

6. Назовите автоматизированные системы, используемые для орга­низации работы участников бюджетного процесса.

7. Какой подход (принцип) лежит в основе создания программных продуктов комплексной автоматизации и в чем он заключается?

8. Как можно представить структуру АИС управления финансами РФ?

9. Какие задачи решает АИС «Финансы» на федеральном и терри­ториальном уровнях?

10.На каком бюджетном уровне функционирует программный ком­плекс АССИБ и каковы его функции?

11.К какому элементу структуры бюджетной системы РФ относит­ся ПФ?

12. Какие функции выполняют программы автоматизации работы ПФ?

Тесты к гл. 11

1. Что является объектом управления в АИС управления финанса­ми РФ?

а) бюджетный процесс;

б) бюджетный учет;

в) бюджетная система.

2. Отметьте задачи решаемые на всех уровнях бюджетной сферы:

а) создание проекта бюджета;

б) утверждение проекта бюджета;

в) контроль за исполнением бюджета;

г) отчет об исполнении бюджета.

3. Какова основная функция органов государственной власти в бюд­жетном процессе РФ?

а) контроль доходов и расходов бюджета;

б) планирование и управление бюджетом;

в) обслуживание бюджетных счетов.

4. Какова основная функция бюджетополучателей (бюджетных орга­низаций) в бюджетном процессе РФ?

а) формирование бюджетных средств;

б) контроль расходов бюджета;

в) потребление бюджетных средств.

5. Расставьте структурные элементы АИС Управления финансами РФ согласно делимости (сверху вниз):

а) технологический процесс;

б) модуль реализации конкретной задачи;

в) единая многоуровневая распределенная система управления фи­нансами;

г) функциональная подсистема.

6. Отметьте автоматизированную систему, применяемую органами государственной власти на федеральном уровне бюджетного процесса:

а) АС «Казна»;

б) АС «Финансы»;

в) АССИБ;

г) АСИСФ «Смета».

7. Отметьте автоматизированную систему, применяемую органами государственной власти территориальных и региональных финансов:

а) АС «Финансы»;

б) АСИСФ «Смета»;


в) АССИБ;

г) «СЕ 2 — Бюджет».

8. Отметьте автоматизированную систему, применяемую местными финансовыми органами:

а) АС «Финансы»;

б) АСИСФ «Смета»;

в) АССИБ;

г) «СЕ 2 — Бюджет».

9. Отметьте программные продукты, применяемые для автоматиза­ции финансового учета бюджетных предприятий (организаций):

а) средства электронного офиса;

б) «Галактика»;

в) «1С»;

г) «Парус».

10. Системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт» являются:

а) бухгалтерскими программами;

б) информационно-правовыми справочными системами;

в) программами автоматизации бюджетного учета.

11. Определите последовательность действий при выдаче страхового свидетельства:

а) подача в районные отделения страхователем данных о работнике;

б) запрос в центральную базу данных ПФ о присвоении номера за­страхованному;

в) регистрация страхователя в базе данных территориального органа ПФ;

г) выдача страхового свидетельства;

д) проверка наличия индивидуального номера застрахованного в ре­гиональной базе ПФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: