Пенсионный фонд РФ (ПФ) входит в состав государственных внебюджетных фондов. ПФ, согласно структуре бюджетной системы РФ, занимает отдельную позицию и является самостоятельным фи- нансово-кредитным учреждением, но организованные процессы мобилизации и использования средств фонда строго регламентируются государством. Государство определяет размеры пенсии, структуру ее начисления и выплат. Другими словами, ПФ аккумулирует средства для реализации важнейшей государственной гарантии — государственного обеспечения.
ПФ, как и все бюджетные структуры, является распределенным подразделением, поэтому его АИТ должны поддерживать все три имеющихся уровня: центральный, региональный и районный.
Причем отделения фонда одного уровня решают один и тот же набор типовых задач. Взаимодействие и обмен данными между отделениями ПФ различных уровней и внешними сторонними организациями осуществляются по каналам корпоративной сети (созданной в отдельных регионах) или по общедоступной сети Интернет.
|
|
К основной задаче АИТ ПФ независимо от уровня относится управление бюджетом ПФ, которая в свою очередь подразделяется на управление доходами ПФ и управление расходами ПФ.
Доходы бюджета ПФ складываются из поступлений сумм ЕСН из ФБ, взносов на обязательное пенсионное страхование, средств ФБ, доходов от размещения временно свободных денежных средств и сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сумм недоимки, пеней и финансовых санкций, добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за доходами бюджета ведут налоговые органы соответствующего уровня, а взыскание недоимок и пеней по страховым взносам осуществляется органами ПФ в судебном порядке.
Полный учет и контроль доходов и расходов фонда возможен только при наличии общей АИС. Для этого в ПФ разработаны ряд программ, реализующих определенные задачи. Например, программные приложения на уровне района реализуют следующие задачи: сбор анкетных данных (регистрацию застрахованных лиц, выдачу и обмен страховых свидетельств, а также выдачу дубликатов страховых свидетельств); ввод и обработку сведений о стаже и заработке застрахованного лица; получение выписок из лицевых счетов застрахованных лиц; обмен данными с базой данных регионального уровня; ведение классификаторов подразделений и сотрудников ПФ, а также зарегистрированных в регионе работодателей; создание статистических отчетов.
Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ все страхователи регистрируются в базе данных территориального органа (для их учета ведется Журнал регистрации). Страхователи в свою очередь подают сведения о каждом его работнике в районное отделение ПФ с целью присвоения последнему индивидуального номера застрахованного и выдачи страхового свидетельства. Выдача страхового свидетельства осуществляется только после проверки уникальности в центральной базе данных ПФ, где хранится картотека всех личных номеров.
|
|
Работодатели (страховщики) с установленной периодичностью сообщают в свое подразделение ПФ сведения о стаже и заработке всех застрахованных лиц, а застрахованное лицо (частный предприниматель), самостоятельно уплачивающее страховые взносы, лично представляет эти сведения. Эти данные вводятся в компьютерную базу в районном подразделении и помещаются в общую информационную систему в центральном отделении ПФ. При необходимости программа позволяет обобщать сведения о заработке отдельных застрахованных лиц у конкретного работодателя для проверки правильности начисления взносов.
Возможность программы формировать статистические и другие формы отчетов облегчает районным отделениям работу по предоставлению обязательной отчетности перед вышестоящими подразделениями.
К расходам ПФ относятся финансирование выплаты пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению (базовая и страховая части трудовой пенсии), ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей за счет страховых взносов по дополнительному тарифу, дополнительного материального обеспечения работникам ядерно-оружейного комплекса, финансирование региональных программ социальной защиты граждан. Учет расходов ПФ осуществляется с помощью АС «Назначение и выплата пенсий и пособий», разработанная в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и нормативными актами, регулирующими его применение. Система разработана в среде CLIPPER, предназначена для инспекторов районного и городского отдела социального обеспечения и работает в децентрализованном режиме. Она выполняет следующие функции: ведение картотеки пенсионных дел (назначение пенсий и пособий, коррекцию и перерасчет, расчет стажа, среднего заработка, повышения и надбавок, выдачу протоколов, распоряжений, справок о стаже, заработке, иждивенцах/отказе от пенсии); ведение картотеки получателей алиментов и пособий; регистрацию исполнительных документов по удержаниям и доплатам и ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с их учетом; выдачу необходимых документов для выплаты пенсии (ведомости и разовые поручения через отделения связи, списки получателей пенсии через филиалы Сбербанка, разовыми почтовыми переводами); формирование платежных поручений для расчетов со Сбербанком и отделениями связи; массовый перерасчет пенсий (при увеличении минимального размера пенсии, изменении районного коэффициента и т.п.); выдачу справочной информации по назначению и выплате пенсий, формирование форм государственной отчетности 94-рик и 94-россобес; сервисное обслуживание.
Для организации связи между отделениями ПФ используются сеть Интернет и программное обеспечение LotusNotes — мощное, многогранное программное обеспечение для OS Windows и компьютеров Macintosh, предназначенное для выполнения задач, решение которых обычно требует использования нескольких приложений. Программная часть Notes устраняет технические, организационные, языковые и географические границы.
Базы данных АИС ПФ содержат конфиденциальную информацию о страхователях и застрахованных лицах, поэтому в Пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасности. Эта информация может передаваться только по личному запросу застрахованного лица или пенсионера или по отдельным мотивированным запросам организаций, согласно существующим соглашениям по передаче конфиденциальной информации.
|
|
Для обеспечения безопасности от несанкционированного доступа, хакерских атак из Интернета и незаконного копирования данных используется комплекс мероприятий: авторизация доступа к данным, аппаратные средства защиты информации, программный комплекс «Верба» (обеспечивает криптографическую защиту), программа VipNet (шифрует сетевой трафик), межсетевые экраны.
Выводы
• Полноценное управление бюджетным процессом Российской Федерации возможно только при создании единой многоуровневой распределенной АИС, которая должна обеспечить единство управления, предусматривая взаимодействие бюджетов различных уровней. Необходимость автоматизации отдельных органов бюджетной системы РФ с комплексной увязкой механизма взаимодействия на одном и разных уровнях иерархической бюджетной системы определяет сложность данного процесса.
• При создании АИС бюджетной системы целесообразно выделять комплекс однотипных задач, решаемых бюджетными органами, и использовать модульный подход для реализации их решения. При этом, стыкуя и моделируя наборы модулей, можно достаточно просто настраивать АРМ бюджетных служащих на основе решаемых ими функциональных задач.
• На федеральном уровне бюджетного процесса работниками Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ в ходе проектирования и исполнения бюджета используется АИС «Финансы». Благодаря возможности интеграции отдельных компонентов эта система способна отражать целостную картину финансовой обстановки в стране, обеспечивая ее комплексный анализ.
• Автоматизация задач территориального (регионального) уровня бюджетного процесса РФ строится на базе отдельных компонентов АИС «Финансы» и «Автоматизированной информационной системы составления и исполнения бюджета» (АССИБ), которые позволяют автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона. Также для формирования и контроля исполнения региональных и местных бюджетов используется сетевой программный комплекс «СЕ 2 — Бюджет».
|
|
• Для автоматизации финансового и бухгалтерского учета на предприятиях и организациях могут использоваться средства электронного офиса, собственные разработки на базе различных платформ, программные продукты фирм «Галактика», «Парус», «1С», «Интеллект-сервис» и др. Для получения информации о законодательных и нормативных постановлениях по налогообложению, общеправовых вопросах, инструкционных и методических материалах общегосударственного, территориального и местного значения используются информационно-правовые (справочные) системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт» и др.
• Для автоматизации функциональных задач каждого из уровней ПФ разработаны и используются различные специализированные программные продукты. Так, учет и контроль доходов ПФ в регионах ведется в программном приложении «ПК — Район», а расходы учитываются с помощью автоматизированной системы «Назначение и выплата пенсий и пособий».
Вопросы для самоконтроля
1. Какова структура бюджетной системы РФ?
2. Охарактеризуйте каждый элемент структуры бюджетной системы РФ.
3. Какие обязательные этапы включает бюджетный процесс любого уровня?
4. В чем заключается сложность автоматизации бюджетного процесса?
5. Как можно представить структуру информационных и финансовых взаимодействий участников бюджетного процесса?
6. Назовите автоматизированные системы, используемые для организации работы участников бюджетного процесса.
7. Какой подход (принцип) лежит в основе создания программных продуктов комплексной автоматизации и в чем он заключается?
8. Как можно представить структуру АИС управления финансами РФ?
9. Какие задачи решает АИС «Финансы» на федеральном и территориальном уровнях?
10.На каком бюджетном уровне функционирует программный комплекс АССИБ и каковы его функции?
11.К какому элементу структуры бюджетной системы РФ относится ПФ?
12. Какие функции выполняют программы автоматизации работы ПФ?
Тесты к гл. 11
1. Что является объектом управления в АИС управления финансами РФ?
а) бюджетный процесс;
б) бюджетный учет;
в) бюджетная система.
2. Отметьте задачи решаемые на всех уровнях бюджетной сферы:
а) создание проекта бюджета;
б) утверждение проекта бюджета;
в) контроль за исполнением бюджета;
г) отчет об исполнении бюджета.
3. Какова основная функция органов государственной власти в бюджетном процессе РФ?
а) контроль доходов и расходов бюджета;
б) планирование и управление бюджетом;
в) обслуживание бюджетных счетов.
4. Какова основная функция бюджетополучателей (бюджетных организаций) в бюджетном процессе РФ?
а) формирование бюджетных средств;
б) контроль расходов бюджета;
в) потребление бюджетных средств.
5. Расставьте структурные элементы АИС Управления финансами РФ согласно делимости (сверху вниз):
а) технологический процесс;
б) модуль реализации конкретной задачи;
в) единая многоуровневая распределенная система управления финансами;
г) функциональная подсистема.
6. Отметьте автоматизированную систему, применяемую органами государственной власти на федеральном уровне бюджетного процесса:
а) АС «Казна»;
б) АС «Финансы»;
в) АССИБ;
г) АСИСФ «Смета».
7. Отметьте автоматизированную систему, применяемую органами государственной власти территориальных и региональных финансов:
а) АС «Финансы»;
б) АСИСФ «Смета»;
в) АССИБ;
г) «СЕ 2 — Бюджет».
8. Отметьте автоматизированную систему, применяемую местными финансовыми органами:
а) АС «Финансы»;
б) АСИСФ «Смета»;
в) АССИБ;
г) «СЕ 2 — Бюджет».
9. Отметьте программные продукты, применяемые для автоматизации финансового учета бюджетных предприятий (организаций):
а) средства электронного офиса;
б) «Галактика»;
в) «1С»;
г) «Парус».
10. Системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт» являются:
а) бухгалтерскими программами;
б) информационно-правовыми справочными системами;
в) программами автоматизации бюджетного учета.
11. Определите последовательность действий при выдаче страхового свидетельства:
а) подача в районные отделения страхователем данных о работнике;
б) запрос в центральную базу данных ПФ о присвоении номера застрахованному;
в) регистрация страхователя в базе данных территориального органа ПФ;
г) выдача страхового свидетельства;
д) проверка наличия индивидуального номера застрахованного в региональной базе ПФ.