Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Уровснь угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической об-становки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных соци ально-политических, экономических, национальных и религиозных проти-воречий и причин, которые следуетучитыватьпри раскрытии стратегическо-го содержания вооруженной борьбы будущего.

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.—началаХХ! века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:

не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техниче-ском отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;

все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные по сути, кон-фликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим резуль-татом в ряде случасв полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта;

существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфлик-та или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;

основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась даль-нобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода ока-залось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в воо-руженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооружен-ной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значитель-ные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем ог-невого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных воо-ружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боего-товых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядер-ного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX — на-чала XXI веков, можно сделать следуюшие принципиальные выводы относи тельно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современ-ном этапе и в обозримой перспективе.

Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизирован-ных формирований, ополчений, подразделений с^л внутренней безопасно-сти оказывается существенно меньше, чем предпол^галось до начала воору-женных конфликтов.

Решающим моментом для достижения военно-политического успеха яв-ляется захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступатель-ного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной груп-пировки и впоследствии — к проигрышу конфликта.

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструкту-рой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлек-ли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.

Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различны-ми, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение поли-тических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.

Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмоби-лизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе воору-женного конфликта.

Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных опе-раций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это под-тверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств воору-женных сил, атакже комплексной боевой подготовки.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX—начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Это означает необхо-димость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятсльности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

5. Обеспечение национальной безопасности России.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федераиии путем со-вместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, атакжс граждан, принимающихучастие в выявлении, предупре-ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эф-фективной защиты национальных интересов России.

Основными направленшши деятельности государства и общества по обес-печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз нацио-нальной безопасности во всех сферах;

определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна-чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, обще-ственной безопасности и иравопорядка, обороны, в информационной, ду-ховной сферах и др. сферах;

организация работы законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти Российской Федерации по реализа-ции комплекса мер, направлснных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион-ных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Фе-дерации является создание и поддержание такого экономического, политичс-ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото-рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности госу-дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепле-ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, рос-сийской государственности, федерализма и местного самоуправления;

формирование гармоничных межнациональных отношений;

обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

обеспечение жизнедеятельности населения в тсхногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации являются:

соблюдение Конституции Российской Федераиии и законодательства Российской Федерации при осушествлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

единство, взаимосвязь и сбалансированнбсть всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения националыюй безопасности;

реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

соблюдение норм международного права и российских законов при осу-ществлении мер принудительною характера (в том числе с использованием военной силы);

сочетание централизованного управления силами и средствами обеспе-чения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федсрации создается и развивается в соответствии с Конституиией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совста Безопасности Российской Фс-дерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу систсмы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа-ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федера-ции, не установленных федеральными законами, атакже применение проти-воправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое ЗЕтчение вобеспечении национальной безопасности Российской Федераиии имеет организация системы подготовки и принятия упреждаю-ших решений по зашите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасно-сти Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конститу-иионных полномочий органами и силами обеспечения национальной безо-пасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соотвстствии с законо- дательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; вы-ступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам нацио-нальной безопасности;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Рос-сийской Федерации — на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Ф^дерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;

Правительство Российской Федерации — обеспечивает реализацию Кон-цепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финан-совыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведом-ственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации — рассматривает стратегиче-ские проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде-рации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населсния, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и пре-одоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, по осуще-ствлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безо-пасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внут-ренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Президен-том Российской Федерации за своевременное выявление угроз националь-ной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных реше-ний по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных на-правлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти — обеспечивают соблюде-ние законодательства Российской Федерации, выполнение решений Прези- дента Российской Федерации, Правительства Российской Федераиии и Со-вета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасносш Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации — взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выпол-нения решений Президента Российской Федерации, Правительства Россий-ской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федераль-ныхпрофамм и планов в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обес-печения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Рос-сийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федераль-ные органы государственной власти, органы государственной власти субъ-ектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы наииональной безо-пасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России в военной сфере5 решается пре-жде всего военной организацией государства, которая представляет совокуп-ность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совме-стная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства военной организа-цией государства с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и класси-фикация военных уфоз, адекватность реагирования на них;

достаточностьсил, средств и ресурсов, необходимых для обсспечения во-енной безопасности, их рациональное использование;

соотвстствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор-ганизации государства потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безо-пасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной бсзопасности поставили перед Воо-руженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть струк-турированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Фе-дерации.

Осуществление силовых операций мирного времени.

Примснение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуслав-ливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, по-скольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-по-литические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политиче-ской обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Фе-дерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовиости и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, га-рантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовно-сти и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного вре-мени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального ма&штаба;

поддержанием готовности к сгратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного вре-мени.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федера-ции включает в себя следующие компоненты:

обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных кон-фликтов и политической или иной нестабильности;

создание условий для безопасности экономической деятельности Рос-сийской Федерации или представляющих ее экономических структур;

зашита национальных интересов Российской Федерации втерриториаль-ных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а тарке в Мировом океане;

проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ. Осуществление сшовых операций мирного времени

выполнение Российской Федерациейсоюзническихобязательств, всоот-ветствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстре-мизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террори-стических актов;

частичное или полное стратсгическое развертывание, поддержание го-товности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру;

обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субьектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

защита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на ос-новании решения СБ ООН;

предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуа-ций, ликвидаиия их последствий;

организация территориальной обороны; организация и ведение информационного противоборства. Применение военной сшы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, нацио-нально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го-сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя-ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооружен-ного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с уча-стием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением воору-женного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограничен-ная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в/границах противоборствующих государств и затрагиваются пре-имущественно интересы только этих государств (территориальные, эконо-мичсские, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернуты-ми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до-полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертьтвания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в регио-нальную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп го-сударств) региона национальными или коалиционными вооруженными си-лами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на тер-ритории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружи-ем, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать ре-зультатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональ-ной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут пре-следовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили-зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реали-стичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению пора-жения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и воору-женных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе ору-жия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом, Вооруженные Сшы РФ должны быть способны 6:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стра-тегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнитель-ных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миро-творческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональ-ных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической об-становки — обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время - наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развер-тывания, — решать задачи одновременно в двух локальных войнах без при-менения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государствен-ной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения националь-ной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Рос-сийской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow