Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Характер современных войн и вооруженных конфликтов




Уровснь угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической об-становки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных соци ально-политических, экономических, национальных и религиозных проти-воречий и причин, которые следуетучитыватьпри раскрытии стратегическо-го содержания вооруженной борьбы будущего.

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.—началаХХ! века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:

не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техниче-ском отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;

все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные по сути, кон-фликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим резуль-татом в ряде случасв полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта;

существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфлик-та или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;

основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась даль-нобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода ока-залось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в воо-руженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооружен-ной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значитель-ные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем ог-невого поражения с предельных дальностей.




Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных воо-ружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боего-товых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядер-ного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX — на-чала XXI веков, можно сделать следуюшие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современ-ном этапе и в обозримой перспективе.

Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизирован-ных формирований, ополчений, подразделений с^л внутренней безопасно-сти оказывается существенно меньше, чем предпол^галось до начала воору-женных конфликтов.

Решающим моментом для достижения военно-политического успеха яв-ляется захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступатель-ного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной груп-пировки и впоследствии — к проигрышу конфликта.

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструкту-рой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлек-ли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.



Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различны-ми, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение поли-тических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.

Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмоби-лизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе воору-женного конфликта.

Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных опе-раций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это под-тверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств воору-женных сил, атакже комплексной боевой подготовки.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX—начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Это означает необхо-димость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятсльности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

5. Обеспечение национальной безопасности России.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федераиии путем со-вместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, атакжс граждан, принимающихучастие в выявлении, предупре-ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эф-фективной защиты национальных интересов России.

Основными направленшши деятельности государства и общества по обес-печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз нацио-нальной безопасности во всех сферах;

определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна-чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, обще-ственной безопасности и иравопорядка, обороны, в информационной, ду-ховной сферах и др. сферах;

организация работы законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти Российской Федерации по реализа-ции комплекса мер, направлснных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион-ных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Фе-дерации является создание и поддержание такого экономического, политичс-ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото-рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности госу-дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепле-ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, рос-сийской государственности, федерализма и местного самоуправления;

формирование гармоничных межнациональных отношений;

обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

обеспечение жизнедеятельности населения в тсхногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации являются:

соблюдение Конституции Российской Федераиии и законодательства Российской Федерации при осушествлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

единство, взаимосвязь и сбалансированнбсть всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения националыюй безопасности;

реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

соблюдение норм международного права и российских законов при осу-ществлении мер принудительною характера (в том числе с использованием военной силы);

сочетание централизованного управления силами и средствами обеспе-чения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федсрации создается и развивается в соответствии с Конституиией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совста Безопасности Российской Фс-дерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу систсмы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа-ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федера-ции, не установленных федеральными законами, атакже применение проти-воправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое ЗЕтчение вобеспечении национальной безопасности Российской Федераиии имеет организация системы подготовки и принятия упреждаю-ших решений по зашите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасно-сти Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конститу-иионных полномочий органами и силами обеспечения национальной безо-пасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соотвстствии с законо- дательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; вы-ступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам нацио-нальной безопасности;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Рос-сийской Федерации — на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Ф^дерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;

Правительство Российской Федерации — обеспечивает реализацию Кон-цепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финан-совыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведом-ственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации — рассматривает стратегиче-ские проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде-рации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населсния, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и пре-одоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, по осуще-ствлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безо-пасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внут-ренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Президен-том Российской Федерации за своевременное выявление угроз националь-ной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных реше-ний по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных на-правлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти — обеспечивают соблюде-ние законодательства Российской Федерации, выполнение решений Прези- дента Российской Федерации, Правительства Российской Федераиии и Со-вета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасносш Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации — взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выпол-нения решений Президента Российской Федерации, Правительства Россий-ской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федераль-ныхпрофамм и планов в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обес-печения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Рос-сийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федераль-ные органы государственной власти, органы государственной власти субъ-ектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы наииональной безо-пасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России в военной сфере5 решается пре-жде всего военной организацией государства, которая представляет совокуп-ность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совме-стная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства военной организа-цией государства с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и класси-фикация военных уфоз, адекватность реагирования на них;

достаточностьсил, средств и ресурсов, необходимых для обсспечения во-енной безопасности, их рациональное использование;

соотвстствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор-ганизации государства потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безо-пасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной бсзопасности поставили перед Воо-руженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть струк-турированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Фе-дерации.

Осуществление силовых операций мирного времени.

Примснение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуслав-ливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, по-скольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-по-литические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политиче-ской обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Фе-дерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовиости и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, га-рантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовно-сти и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного вре-мени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального ма&штаба;

поддержанием готовности к сгратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного вре-мени.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федера-ции включает в себя следующие компоненты:

обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных кон-фликтов и политической или иной нестабильности;

создание условий для безопасности экономической деятельности Рос-сийской Федерации или представляющих ее экономических структур;

зашита национальных интересов Российской Федерации втерриториаль-ных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а тарке в Мировом океане;

проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ. Осуществление сшовых операций мирного времени

выполнение Российской Федерациейсоюзническихобязательств, всоот-ветствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстре-мизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террори-стических актов;

частичное или полное стратсгическое развертывание, поддержание го-товности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру;

обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субьектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

защита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на ос-новании решения СБ ООН;

предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуа-ций, ликвидаиия их последствий;

организация территориальной обороны; организация и ведение информационного противоборства. Применение военной сшы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт.Одна из форм разрешения политических, нацио-нально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го-сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя-ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооружен-ного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с уча-стием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением воору-женного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война.Война между двумя и более государствами, ограничен-ная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в/границах противоборствующих государств и затрагиваются пре-имущественно интересы только этих государств (территориальные, эконо-мичсские, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернуты-ми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до-полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертьтвания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в регио-нальную или крупномасштабную войну.

Региональная война.Война с участием двух и более государств (групп го-сударств) региона национальными или коалиционными вооруженными си-лами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на тер-ритории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружи-ем, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война.Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать ре-зультатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональ-ной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут пре-следовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили-зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реали-стичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению пора-жения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и воору-женных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе ору-жия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом, Вооруженные Сшы РФ должны быть способны 6:

В мирное времяи в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стра-тегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнитель-ных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миро-творческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональ-ных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической об-становки— обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время- наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развер-тывания, — решать задачи одновременно в двух локальных войнах без при-менения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государствен-ной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения националь-ной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Рос-сийской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.





Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 1221; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8649 - | 7096 - или читать все...

Читайте также:

 

34.226.234.20 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.01 сек.