Жертвы вооруженных конфликтов 11 страница

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (ст. 264) устанавливал уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен по трусости или малодушию, за исключением случаев насильственного захвата в плен военнослужащего, лишенного возможности оказать сопротивление противнику. Ничто, в том числе и угроза смерти, не должно заставить военнослужащего сдаться в плен. См.: Уголовный кодекс РСФСР (с комментариями). М.: Российские промышленники, 1992. С. 630.

Лагеря для военнопленных должны быть развернуты в соответствии с приказом командующего сухопутными войсками на ТВД на уровне корпуса. Развертывание лагерей может осуществляться специальной командой либо подразделениями военной милиции (управлением военного коменданта). Приказом командующего назначаются начальник лагеря и администрация. Администрация должна обеспечить централизованный прием задержанных, их медицинское обслуживание и административное оформление (составление специальных документов, снятие отпечатков пальцев и фотографирование, присвоение порядкового номера и др.). Только после этого для захваченного в плен устанавливается статус военнопленного.

Военнопленные должны быть разделены по категориям (офицеры, сержанты, рядовые), полу, национальности, языку при условии, что одних военнопленных не будут отделять от других военнопленных тех вооруженных сил, в которых они служили в момент захвата их в плен, за исключением случаев, когда они сами выразят на это согласие (ст. 22 ЖК III). Среди них могут выделяться лица, активно сотрудничающие с администрацией, а также лица, оказывающие групповое или индивидуальное противодействие проводимым мероприятиям, призывающие к массовому неповиновению, и др. Для них могут организовываться специальные лагеря с усиленным режимом, куда они перемещаются за совершение враждебных акций: отказ от еды, работы, некачественное ее выполнение по идеологическим мотивам, симуляция болезни, порча оборудования и инвентаря. Лагеря для военнопленных не должны создаваться в спешном порядке. Начальник по тыловому обеспечению должен принять соответствующие предварительные меры уже в мирное время (например, спланировать места размещения лагерей, составить схему организации, обеспечить подготовку персонала лагеря). Сферы ответственности должностных лиц, подразделений и служб по осуществлению мероприятий с военнопленными могут быть представлены в виде схемы (см. Приложение 29).

Лагеря для военнопленных должны размещаться на суше, за исключением случаев, когда существуют иные, более благоприятные условия временного размещения (например, для военнопленных лагерь на отапливаемом судне лучше, чем палатки на открытой местности в необычно холодном климате) (ст. 22 ЖК III). Лагеря для военнопленных не могут быть размещены в районах, подвергающихся опасности из зоны боевых действий. Соответственно, если возникает такая опасность, сам лагерь или по меньшей мере военнопленные должны быть эвакуированы в другой район (ст. 23 ЖК III). Удерживающая в плену держава должна предоставить всем заинтересованным сторонам (воюющим, а при необходимости и нейтральным) при посредничестве державы-покровительницы сведения, относящиеся к географическому положению лагерей для военнопленных (ст. 23 ЖК III). Лагерь для военнопленных должен находиться под началом добросовестного офицера, принадлежащего к регулярным вооруженным силам удерживающей в плену державы, который будет ответственен за применение ЖК III под контролем своего правительства (ст. 39 ЖК III).

Лагеря для военнопленных необходимо оборудовать убежищами на случай воздушных бомбардировок и других опасностей войны так же, как это предусмотрено для защиты местного гражданского населения (ст. 23 ЖК III). Лагеря могут быть обнесены оградой и находиться под охраной (ст. 21 ЖК III). Когда позволяют соображения военного характера, лагеря военнопленных обозначаются буквами "PG" ("prisonnier de guerre" - фр.; "prisonere de guerra" - исп.) и "PW" ("prisoner of war" - англ. - "военнопленный"), размещенными так, чтобы в светлое время суток они были ясно видны с воздуха. Заинтересованные стороны могут договориться о применении иных средств обозначения (ст. 23 ЖК III). Помещения, в которых содержатся военнопленные в лагерях, должны отвечать тем же требованиям, которым отвечают помещения для личного состава вооруженных сил удерживающей в плену державы, находящихся в тех же районах (ст. 25 ЖК III). При определении условий содержания по возможности должны учитываться привычки и обычаи военнопленных. Они не должны быть вредными для их здоровья. Такие требования, касающиеся размещения военнослужащих ВС РФ, изложены в части второй (глава 4) Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ <1> и могут быть применены при размещении военнопленных.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.

Помещения для женщин необходимо отделить от помещений для мужчин. Женщины находятся под непосредственным наблюдением женщин (ст. 22 ЖК III). Помещения для детей должны быть отделены от помещений для взрослых, кроме случаев, когда вместе размещена семья (ст. 77 ЖК III). Для отправления религиозных обрядов нужно выделить соответствующие помещения (ст. 34 ЖК III).

Принципы обращения с военнопленными изложены в ст. ст. 12, 13, 21 Женевской конвенции III и состоят в том, что по отношению к ним следует проявлять гуманность при любых обстоятельствах.

Военнопленные находятся во власти удерживающей их в плену державы, которая несет ответственность за обращение с ними, независимо от того, находятся они в лагере или вне его. Военнопленные пользуются защитой от актов насилия, запугивания, оскорблений или любопытства толпы; применение к ним репрессалий воспрещается (ст. 13 ЖК III) <1>. Они имеют право на уважение их личности и чести (ст. 14 ЖК III). Удерживающая в плену держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково с учетом: а) положений Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и I Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям, относящихся к их званию, возрасту, полу; б) привилегированного режима, предоставленного в зависимости от состояния здоровья, возраста, профессиональной квалификации. С женщинами и детьми следует обращаться с особой гуманностью.

--------------------------------

<1> И. Динштейн выражает сомнение в отношении того, что если государство A расстреляет военнопленных государства B, то государство B воздержится от репрессалий в отношении военнопленных государства A. См.: Динштейн И. Комментарии к Протоколу I. МЖКК. 1997. N 18. С. 598, 599.

По прибытии военнопленных в лагерь должен быть составлен их список (ст. 20 ЖК III) и идентифицированы их личности (ст. 17 ЖК III). В случае сомнений относительно того, имеет ли захваченное лицо право на статус военнопленного, этот статус устанавливается компетентным судебным органом. Вместе с тем это может быть орган административной юстиции (ст. 5 ЖК III, ст. ст. 45 - 47 ДП I). Все это вызывает необходимость размещения военных судов (трибуналов) вблизи мест расположения лагерей для военнопленных.

В течение недели со дня поступления в лагерь военнопленным предоставляется возможность отправить карточки-извещения о взятии в плен: одну - непосредственно своей семье, вторую - непосредственно в Центральное агентство по розыску (ст. 70 ЖК III и приложение 4Б к ней).

Военнопленные подчиняются законам, правилам, приказам, действующим в вооруженных силах удерживающей в плену державы (ст. 82 ЖК III). В каждом лагере для военнопленных на видном месте должны быть вывешены на языке военнопленных тексты Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., а также тексты любых других правил, приказов, объявлений и прочие печатные материалы, имеющие отношение к вопросам поведения военнопленных (ст. ст. 39, 41 ЖК III). Приказы и распоряжения должны отдаваться на понятном для военнопленных языке (ст. 41 ЖК III). Им разрешено носить знаки различия и государственной принадлежности, а также знаки отличия (ст. 40 ЖК III). Удерживающая в плену держава не может лишить ни одного военнопленного его звания или возможности носить знаки различия (ст. 87 ЖК III). Военнопленные обязаны приветствовать (отдавать честь) в установленном порядке старших по званию офицеров удерживающей в плену державы, а начальника лагеря - независимо от звания (ст. ст. 39, 44 ЖК III).

Военнопленные имеют право передавать военному руководству, под властью которого они находятся, просьбы по поводу установленного для них режима пребывания в плену (ст. 78 ЖК III). Доверенные лица военнопленных, которых последние выбирают, правомочны представлять своих товарищей по плену перед военным руководством и внешними организациями. Если среди военнопленных есть офицеры, то старший по званию офицер выступает в качестве доверенного лица военнопленных (ст. ст. 78 - 80 ЖК III).

За нарушение законов, уставов и приказов удерживающей в плену державы последняя имеет право принять судебные или дисциплинарные меры в отношении любого военнопленного (ст. 82 ЖК III). При этом военнопленный может быть наказан только один раз за один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению (ст. 86 ЖК III). Дисциплинарные взыскания ни в коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья военнопленных (ст. 89 ЖК III). Действия, представляющие собой нарушения дисциплины, должны быть немедленно расследованы. Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только офицером, наделенным дисциплинарной властью в качестве начальника лагеря, или ответственным офицером, который заменяет его или которому он передал свою дисциплинарную власть (ст. 96 ЖК III). Конвенцией установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: а) штраф в размере, не превышающем 50% аванса в счет денежного довольствия и платы за работу на срок не более 30 дней; б) лишение предоставленных преимуществ (сверх предусмотренных этой же Конвенцией); в) внеочередные наряды не свыше 2 часов в день; г) арест. В интересах поддержания порядка и дисциплины в лагере военнопленные, обвиняемые в дисциплинарных проступках, могут содержаться в предварительном заключении до 14 дней (ст. 95 ЖК III). С момента принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания и до его исполнения должно пройти не больше месяца (ст. 90 ЖК III). Продолжительность одного наказания не может превышать 30 дней. Военнопленные, отбывающие дисциплинарное наказание, не должны подвергаться обращению более строгому, чем то, которому подвергаются лица соответствующего воинского звания из состава вооруженных сил удерживающей в плену державы (ст. 88 ЖК III). Учет (реестр) налагаемых дисциплинарных взысканий ведет начальник лагеря.

Применение оружия против военнопленных, в частности против совершающих побег или попытку к побегу, является мерой чрезвычайного характера. За попытку совершить побег, а также за соучастие в побеге военнопленные могут привлекаться только к дисциплинарной ответственности. Побег считается удавшимся, если: а) военнопленный присоединился к своим или союзным вооруженным силам; б) покинул территорию, находящуюся под властью пленившего его государства или его союзника; в) попал на судно, плавающее под флагом его государства или союзной с ним державы. Военнопленных, которые после удавшегося побега вновь попали в плен, нельзя подвергать какому бы то ни было наказанию за побег.

Военнопленные, возвращенные своей стране в период боевых действий, не должны нести службу в продолжение всей войны (ст. 16 ЖК II). По окончании военных действий военнопленные в возможно короткий срок должны быть освобождены и репатриированы, необходимо возвратить им деньги и ценные вещи, принятые на хранение, и разрешить вывоз личных вещей. Однако это положение не распространяется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное преследование, а также на тех военнопленных, кто осужден по законам удерживающего в плену государства за воинские преступления (преступления против военной службы) или преступления против мира и безопасности человечества, если последние совершены ими до взятия в плен. К военнопленному, схваченному во время попытки к бегству, может быть применено только дисциплинарное взыскание. Вместе с тем он может быть поставлен под особый надзор (ст. 92 ЖК III). Следует отметить, что правила такого надзора необходимо разработать специально, так как аналогия с административным надзором здесь неприемлема.

Уголовное преследование военнопленных, как указано в ст. 99 III Женевской конвенции, возможно за правонарушения, предусмотренные действующим в момент их совершения законодательством удерживающей в плену державы или нормами международного права. Лица, на которых распространяется режим военного плена, могут быть интернированы, но не могут быть наказаны в уголовном порядке, пока не будут признаны виновными в совершении военных преступлений. Наиболее важной отличительной чертой правового статуса военнопленного является запрещение наказания лишь на том основании, что соответствующее лицо принимало участие в военных действиях. Военнопленный может содержаться в предварительном заключении не более трех месяцев. Этот срок должен засчитываться в срок лишения свободы, к которому он будет приговорен. Решение таких вопросов (о зачете предварительного заключения) должно быть указано в резолютивной части обвинительного приговора. Начало слушания дела не может иметь места и должно быть отложено, если держава-покровительница, военнопленный и заинтересованное доверенное лицо за три недели до начала слушания дела не получат извещения о возбуждении судебного преследования против военнопленного (ст. 103 ЖК III). Военнопленный имеет право: пользоваться услугами квалифицированного адвоката по своему выбору (либо будет назначен адвокат удерживающей в плену державы); требовать вызова в суд свидетелей; прибегать к услугам компетентного переводчика; подавать апелляционную или кассационную жалобу на вынесенный ему приговор или просить о пересмотре дела. Приговор в отношении военнопленного должен быть вынесен теми же судами и в том порядке, какие установлены для военнослужащих удерживающей в плену державы (ст. 102 ЖК III). Осужденные военнопленные отбывают наказания в тех же учреждениях и в тех же условиях, что и лица из состава вооруженных сил удерживающей в плену державы (ст. 108 ЖК III). В случае вынесения военнопленному смертного приговора последний приводится в исполнение не ранее чем через 6 месяцев со дня получения державой-покровительницей сообщения, содержащего текст приговора, отчет о предварительном следствии и суде, с указанием места, где приговор будет приводиться в исполнение (ст. ст. 101, 107 ЖК III).

Анализ положений Дисциплинарного устава ВС РФ <1> (ст. ст. 47 - 53) дает основания полагать, что нормы МГП нашли свое отражение в данном нормативном правовом акте и могут быть применимы к военнопленным в случае международного вооруженного конфликта, о чем должно содержаться специальное указание в преамбуле Устава.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.

В процессе кодификации и прогрессивного развития международного права попытки ввести институт военного плена в контекст внутренних вооруженных конфликтов предпринимались неоднократно <1>. Однако в Дополнительном протоколе II нет специальных норм, направленных на защиту комбатантов противника, и правовой статус таких лиц, находящихся во власти противника, определяется ст. ст. 4 - 6 этого Протокола <2>. Большинство исследователей придерживаются мнения, что во внутригосударственных вооруженных конфликтах военнопленных быть не может, могут быть лишь лица, лишенные свободы (интернированные или задержанные) <3>. Более того, сдающийся в плен или вышедший из строя вследствие ранения или болезни, в том числе находящийся в бессознательном состоянии, комбатант может быть объектом нападения, поскольку в Дополнительном протоколе II нет соответствующих запретительных норм. И.И. Котляров подчеркивает, что отсутствуют формальные основания для применения статуса военнопленного в случае задержания лиц, участвующих во внутреннем вооруженном конфликте <4>, однако это не мешает, по его мнению, сторонам в таком конфликте договориться (сделать специальное заявление на основе взаимности, заключить соглашение) о том, что на воюющих лиц в случае их задержания будет распространяться режим военного плена, предусмотренный Конвенцией III <5>.

--------------------------------

<1> Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией от 12 декабря 1973 г. предложила распространить статус военнопленных на комбатантов в немеждународных вооруженных конфликтах, однако это лишь рекомендация.

<2> В.В. Пустогаров, сравнивая I и II Дополнительные протоколы, отмечает, что в Протоколе II отсутствует глава об обращении с военнопленными. См.: Пустогаров В.В. Проблемы международного гуманитарного права // Государство и право. 1997. N 9. С. 75.

<3> См.: Енач Т. МККК - гуманитарный посредник в колумбийском конфликте. Возможности ограничения // МЖКК. 1998. N 21. С. 371; Алешин В.В. Правовое регулирование вооруженного конфликта немеждународного характера // МЖМП. 1998. N 2. С. 138, 139; Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. 2-е изд., стереотип. М.: МККК, 2000. С. 111; Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 74.

<4> См.: Маилян С.С. и др. Международное гуманитарное право: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. И.И. Котлярова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 63, 64.

<5> См.: Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 75.

У захваченных комбатантов имеется шанс на спасение от репрессивных мер со стороны государства по амнистии (п. 5 ст. 6 ДП II) по окончании боевых действий <1>. Представляется, что во внутригосударственном вооруженном конфликте, коль скоро захват комбатантов противника неизбежен, должны применяться нормы, сформулированные в разделе II Дополнительного протокола I (ст. ст. 43 - 47), по аналогии.

--------------------------------

<1> Под амнистией понимается акт законодательной власти, который устраняет последствия определенных наказуемых правонарушений, прекращает судебное преследование и отменяет наказание. См.: Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. 2-е изд., стереотип. М.: МККК, 2000. С. 133.

Российская Федерация в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики принимала меры по оперативному решению вопросов, связанных с выяснением судеб, а в необходимых случаях - с возвращением на родину военнослужащих, интернированных и пропавших без вести российских граждан (за пределами РФ и в Чечне), а также иностранных граждан, пропавших без вести на территории России. Указом Президента РФ от 27 февраля 1997 г. <1> N 133 (с изм.) была создана Комиссия при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Среди прочих выделим такую функцию комиссии, как контроль за исполнением решений Президента, а также за своевременным рассмотрением заявлений и жалоб граждан в государственные органы по вопросам, входящим в ее компетенцию. В целях активизации и координации мероприятий по розыску и освобождению российских граждан, незаконно удерживаемых на территории Чеченской Республики, распоряжением Президента РФ от 28 февраля 1997 г. N 56-рп "О дополнительных мерах по розыску и освобождению российских граждан, незаконно удерживаемых на территории Чеченской Республики" <2> в г. Грозном было создано представительство Временной рабочей группы, образованной в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 декабря 1995 г. N 541-рп. Работа Комиссии и временной рабочей группы была плодотворной и привела к освобождению большого количества незаконно удерживаемых на территории Чеченской Республики российских граждан.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1089.

<2> Временной рабочей группе поручалось организовать взаимодействие с Рабочей группой гуманитарной посреднической инициативы при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, государственными органами и общественными объединениями при решении вопросов розыска и освобождения российских граждан, незаконно удерживаемых на территории Чеченской Республики, с привлечением к этой работе представителей общественности и духовенства. См.: СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1093.

Защите медицинского и духовного персонала посвящено значительное количество норм МГП.

Категория "медицинский персонал" означает лиц, которые назначены стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицинских целей <1>, для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средствах и для их административно-технического обеспечения. Такие назначения могут быть либо постоянными, либо временными. Этот термин включает: 1) медицинский персонал стороны, находящейся в конфликте, как военный, так и гражданский, и персонал, который придан организациям гражданской обороны; 2) медицинский персонал национальных обществ Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца) и других национальных добровольных обществ помощи, должным образом признанных и уполномоченных стороной, находящейся в конфликте; 3) медицинский персонал медицинских формирований или санитарно-транспортных средств, предоставленный в гуманитарных целях стороне, находящейся в конфликте: а) нейтральным государством или другим государством, не являющимся стороной, находящейся в конфликте; б) признанным и уполномоченным обществом помощи такого государства; в) беспристрастной международной гуманитарной организации. Под медицинскими формированиями понимаются учреждения и другие формирования, как военные, так и гражданские, созданные для медицинских целей, а именно: для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний <2>. Медицинские формирования могут быть стационарными или подвижными, постоянными или временными. Санитарно-транспортные средства означают любые средства перевозки, как военные, так и гражданские, постоянные или временные, предназначенные исключительно для санитарной перевозки <3> и находящиеся под контролем компетентного органа власти стороны, находящейся в конфликте. Термины "медицинские формирования", "медицинский персонал" и "санитарно-транспортные средства" относятся как к постоянной, так и к временной категориям <4>.

--------------------------------

<1> Таковыми являются: розыск, подбирание, транспортировка, установление диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также профилактика заболеваний.

<2> Этот термин относится, например, к госпиталям и другим подобным медицинским центрам и институтам, складам медицинского имущества и медико-фармацевтическим складам таких формирований.

<3> Санитарная перевозка означает перевозку по суше, воде или воздуху раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также медицинского и духовного персонала, медицинского оборудования и запасов, находящихся под защитой ЖК и ДП. При этом выделяют: наземные санитарно-транспортные средства (любые средства санитарной перевозки по суше); санитарные суда и плавучие средства (любые средства санитарной перевозки по воде); санитарные летательные аппараты (любые средства санитарной перевозки по воздуху).

<4> Постоянными являются медицинские формирования, медицинский персонал и санитарно-транспортные средства, которые предназначаются исключительно для медицинских целей на неопределенный период. Временными являются медицинские формирования, медицинский персонал и санитарно-транспортные средства, которые привлекаются исключительно для медицинских целей на ограниченные периоды в течение всего срока таких периодов.

Под духовным персоналом понимаются лица, как военные, так и гражданские, как, например, священники, которые заняты исключительно выполнением своих духовных функций и приданы: 1) вооруженным силам стороны, находящейся в конфликте; 2) медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам стороны, находящейся в конфликте; 3) медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам; 4) организациям гражданской обороны стороны, находящейся в конфликте. Духовный персонал может быть придан постоянно или временно.

§ 5. Международно-правовая защита гражданского населения

Исключительно важным элементом МГП являются положения, касающиеся защиты гражданского населения <1>. В частности, ст. 51 Дополнительного протокола I содержит норму, согласно которой "гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектами нападений". Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опыта вооруженных конфликтов, свидетельствующего о росте числа жертв среди гражданского населения. Под гражданским населением понимаются гражданские лица (в том числе иностранцы и апатриды), не принадлежащие ни к одной из категорий участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях, которые воздерживаются от совершения любых враждебных действий. В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом (п. 1 ст. 50 ДП I) <2>.

--------------------------------

<1> См.: статьи 54 - 57 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 8 августа 2001 г.

<2> См.: Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права. С. 105.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом положения МГП касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданскому населению не должны применяться меры ни физического, ни морального воздействия в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений. Запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны. В отношении гражданского населения запрещаются коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, террор, грабеж, взятие заложников. Запрещается под каким бы то ни было предлогом депортация (высылка) гражданского населения с оккупированной территории на любую другую территорию (за исключением временной эвакуации либо интернирования по причинам военного характера).

Специальной проблемой в МГП является защита детей в период вооруженных конфликтов (как одной из наиболее уязвимых категорий гражданского населения). Довольно сложно решить вопрос, до какого возраста человек остается ребенком и когда он становится взрослым (как физически, так и по умственному развитию). Конвенция о правах ребенка 1989 г. установила, что таковым "является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее". Российская Федерация является участницей Конвенции о правах ребенка 1989 г. <1>. В Нью-Йорке 25 мая 2000 г. принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, который вступил в силу 12 февраля 2002 г.

--------------------------------

<1> СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1 (Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 26).

В МГП установлено специальное ограничение - 15-летний возраст, до которого дети не могут принимать участие в военных действиях. МГП обеспечивает общую защиту детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях. Им предоставляется защита от жестокого обращения со стороны участника вооруженного конфликта, в чьей власти они оказались, на основании IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Как гражданские лица, они защищены нормами МГП, регламентирующими ведение боевых действий. Эти положения изложены в Дополнительных протоколах и предусматривают необходимость проведения различия между гражданскими лицами и комбатантами, а также запрещают нападение на гражданское население. В немеждународных вооруженных конфликтах они находятся под защитой ст. 3, общей для всех Женевских конвенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: