Глава II. Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения

Согласно Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с рес-публиканской формой правления».

В Конституции Российской Федерации определяется следующая иерар-хия нормативных правовых актов:

1. Конституция Российской Федераиии.

2. Федеральный конституционный закон.

3. Федеральный закон

4. Указ Президента Российской Федерации.

5. Постановление Правительства Российской Федерации.

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

7. идругие.

Там же прописано главенство Конституции Российской Федерации как основного закона государства, которому должны соответствовать все норма-тивные правовые акты в Российской Фсдерации.

Актуальность ироблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативной правовой базы по вопросам мо-билизационной подготовки и мобилизации. Результатом явилось принятие иелого ряда документов, оаределяюших стратегические направления работы в этой области.

В данной главе будут представлены нормативные правовые акты по вопросам мобилизационной нодготовки и мобилизации, которые не со-ставляют государственную тайну и не имеют ограничений на распростра-нение.

3.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобшиза-ционной подготовки и мобилизацш.

3.1.1. Конституция Российской Федерации (12декабря 1993г.) В статье 4 Конституции указывается, что Конституция Российской Фе-дерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье определяет, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. А ста-тья 87 определяет, что:

— Президент Российской Федерации является Верховным Главнокоман-дующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

— в случае агрессии против Российской Федерации или непосредствен-ной угрозы агрессии Президснт Российской Федерации вводит натеррито-рии Российской Федераиии или в отдельных ее местностях военное поло-жение;

— режим военного положения определяется федеральным конституцион-ным законом.

3.1.2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «0 военном положении».

В законе дается формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Основаниями для введения военного положения является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

Агрессией против Российской Федерации признается применение воо-руженной силы иностранным государством (группой государств) против су-веренитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объяв-ления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом та-кого вгоржения или нападения, либо любая аннсксия территории Россий-ской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными си-лами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы госу-дарств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокаиии;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяю-щего (позволяюших) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Фе-дерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от име-ни иностранного государства (группы государств) вооружснныхбанд, групп, иррсгулярных сил или наемников, которые осушествляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указан-ным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться так-же другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

При введении военного положения на территории Российской Федера-ции или в отдельных ее местностях объявлястся общая или частичная моби-лизация, если она не была объявлена ранее.

В законе изложены правила введения военного положения, дается оп-ределение режима военного положения и его обеспечение, полномочия ор-ганов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.

3.1.3. Федеральный конституционный закон от ЗО мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

В законе дается определение чрезвычайного положения как вводимого на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, об-щественных объединений. Особый правовой режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объедине-ний, атакже возложение на нихдополнительныхобязанностей.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение об-стоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защи-ты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Обстоятельства, которые могут быть предшественниками введения чрез-вычайного положения могут быть следующими:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Рос-сийской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват осо-бо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфес-сиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильствен-ными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопас-ности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрез-вычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ушерба здоровью людей и окружаюшей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно-сти населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасатель-ных и других неотложных работ.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» могут быть предусмотрены следующие меры и вре-менные ограничения:

- привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указан-ных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного поло-жения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилиза-ция трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граж-дан для проведения указанных работ.

В законе указаны силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычай-ного положения, особое управление территорией, на которой введено чрез-вычайное положение, гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

3.1.4. Федеральный закон от 31 мая 1996года № 61-ФЗ «Об обороне». Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обо-роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и ихдолжностныхлиц, права и обязан-ности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касаю-щиеся обороны.

Под обороной понимается система политических, экономических, воен-ных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосно-венности ее территории.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Рос-сийской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных орга-нов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организа-ций независимо от форм собственности, а также собственников транспорт-ных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безо-пасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Фе-дерации, войска гражданской обороны (далее — другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются ин-женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские фор-мирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы фе-деральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информаиии, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на во-енное время спеииальные формирования. Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений воснной политики и положенийво-;
енной доктрины Российской Федерации; |

3) правовое регулирование в области обороны; :

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности;
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских форми-;
рований и органов, а также планирование их применения;;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Воо-руженными Силами Российской Федераиии, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, атакже планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации, органов местного самоуправления и экономики страны на работув условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Рос-сийской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федераиии, органов местного самоуправления и организаций независимоот форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание запасов материальных ценностей государственного и моби-лизационного резервов;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и терри-ториальной обороне;

10) оперативное оборудованис территории Российской Федерации в це-лях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тай-ну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Россий-ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Фе-дерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а такжс контроль за расходо-ванием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.

3.1.5. Федеральный закон от 26 февраля 1997года № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российскоп Федерации».

Закон осушествляет правовое регулирование в области мобилизацион-ной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

В законе даны определения понятий «мобилизационная подготовка» и «мобилизация».

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и эко-номики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Воо-руженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова-ний, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетво-рению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу эко-номики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федера-ции и экономики муниципальных образований, переводу органов государст-венной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях воснного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Феде-рации, других войск, воинских формирований, органов и специальных фор-мирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частич-ной, а основными принципами мобилизационной подготовки и мобилиза-ции являются: централизованное руководство; заблаговременность, плано-вость и контроль; комплектность и взаимосогласованность.

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаиий на работу в условиях воен-ноговремени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобили-зации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирова-ний;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Феде-рации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муници-па1ьных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специ-альных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подго-товка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводуэкономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных об-разований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федера-ции;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения по-требностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначен-ных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Рос-сийской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или исполь-зования в их интересах;

14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материаль-ных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижае-мых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

15) создание и сохранение страхового фонда документаиии на вооруже-ние и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты по-вышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являю-щиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления ор-ганов государственной власти, органов местного самоуправления и органи-заций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях воен-ного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобили-зации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, орга-нах местного самоуправления и организациях;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для ком-плектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воин-ских формирований, органов и специальных формирований в период моби-лизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, феде-ральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыва-нию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобштизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подго-товки и мобилизации.

Данный федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответ-ственность органов государственной власти, органов местного самоуправле-ния, а также организаций независимо от форм собственности и их должност-ныхлиц, граждан Российской Федерации в этой области.

Так, Президент Российской Федерации:

- определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилиза-ции в Российской Федерации;

- издает нормативные правовые акты в области мобилизационной под-готовки и мобилизации;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ор-ганов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мо-билизации;

- устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мо-билизации;

- в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредствен-нойугрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направлен-ных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мо-билизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

- устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работаю-щих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

- предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на во-енную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граж-дан.

Согласно закону:

а) Совет Федерации:

- рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установлен-ные принятым Государственной Думой федеральным законом о федераль-ном бюджете;

- рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

б) Государственная Дума:

- устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

- принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизацион-ной подготовки и мобилизации.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство моби-лизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации. И в рамках выполнения данной функции:

— определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

— организует согласованное функционирование и взаимодействие феде-ральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготов-ки и мобилизации;

— организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, дру-гих войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

— определяет порядокзаключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении ука-занных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

— определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизацион-ной подготовке и мобилизаиии;

— решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

— разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих вве-дению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

— организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизаци-онной подготовки и мобилизации; ведет международные переговоры в об-ласти мобилизационной подготовки и мвбилизации;

— организует научное, методическое и информационное обеспечение мо-билизационной подготовки и мобилизации;

— организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

— организует мобилизационную подготовку и осушествляет контроль за ней, устанавливаст статистическую отчетность, оценивает состояние моби-лизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномо-чий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

— при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномо-чий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного время;

— при объявлении мобилизации организует в установленном порядке пе-ревод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

- организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасс и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

- организует нроведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

- определяст порядок создания, накопления, сохранения, обновления и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей моби-лизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продо-вольственныхтоваров и нефтепродуктов;

- определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую граж-данскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспече-ния населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

Законом определены полномочия федеральных органов исполнительной власти. Эти полномочия заключаются в следующем:

- организации и обеспечении мобилизационной подготовки и мобили-зации;

-руководстве мобилизаиионной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

- создании мобилизационных органов;

- определении необходимые объемы финансирования работ по мобили-зационной подготовке;

- разработке мобилизационных планов;

- проведении во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий, обеспечивающих выполне-ние мобилизационных планов;

- заключении договоров (контрактов) о выполнении мобилизаиионных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятель-ностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

- при объявлении мобилизации организации во взаимодействии с орга-нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведения комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях во-енного времени.

Кроме того, федерапьные органы исполнительной власти:

- вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совер-шенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

- в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеюших мо-билизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих зада-ний (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятсль-ностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

- организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федераль-ных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведсния, и обеспечивают представление отчетности по бронированию;

— организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ор-ганы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в об-ласти мобилизационной подготовки и мобилизации:

— организуют и обеспечивают через соответствуюшие органы мобилиза-ционную подготовку и мобилизацию;

— руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образова-ний и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указан-ных органов или которые находятся в сфере их ведения;

— разрабатывают мобилизационные планы;

— проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образова-ний;

— проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнитель-ной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

— заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продук-ции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Рос-сийской Федерации и муниципальных образований;

— при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу эко-номики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных об-разований на работу в условиях военного времени;

— в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мо-билизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих зада-ний (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятель-ностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

— оказывают содействие военным комиссариатам в их мобшшзационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на пе-риод мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятель-ность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— вносят в органы государственной власти предложения по совершенст-вованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

Организации независимо от форм собственности обязаны:

- организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей моби-лизационной готовности;

- создавать мобилизационные органы или назначать работников, вы-полняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);

- разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполне-ния мобилизашонных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

- выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заклю-ченными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

- предоставлять в соответствии с законодательством Российской Феде-рации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспорт-ные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, опреде-ляемом Правительством Российской Федерации;

- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по во-инскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспе-чивать представление отчетности по бронированию.

Организации не вправе отказываться от закл ючения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного разверты-вания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизацион-ные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организа-циями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуще-ствляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий.

Граждане Российской Федерации обязаны:

— являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

— выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизацион-ных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Феде-рации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущест-во, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесен-ных ими убытков.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выпол-нению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, атакже зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизацион-ной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за ис-полнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации, создают необходимые условия работникам мо-билизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.

В целях выполнения установленных мобилизационных заданий (заказов или задачи по мобилизационной работе, для организаиии мероприятий по мобилизациоиной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением федеральные органы исполнительной власти. организации создают мобили-зационныс органы.

Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по моби-лизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизаиионного органа могут назначаться мо-билизационные работники.

Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работ-ники подчиняются непосредственно соответствующим руководителям. По-следние утверждают «Положение о мобилизационном органе».

Функции, права и обязанности мобилизационных органов определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, ут-вержденных Правительством Российской Федерации.

Согласно закону для обеспечения Вооруженных Сил Российской Феде-рации, других войск, воинских формирований, органов и специальных фор-мирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обя-занность. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности опреде-ляется Положением о военно-транспортной обязанности (Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года).

Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательства-ми Российской Федсрации.

Финансированис мероприятий по мобилизации осуществляется в поряд-ке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организаиия работы и зашита информации в области мобилизадионной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Рос-сийской Федераиии «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

3.1.6. Федеральныйзаконот 29декабря 1004года№ 79-ФЗ«Огосударствен-ном материальном резерве».

Настоящий закон устанавливает общие принципы формирования, разме-щения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государ-ственного материального резерва и регулируетотношения вданной области.

Государственный материальный резерв — особый федеральный (обще-российский) запас материальных ценностей.

В состав государственного материального резерва входят запасы мате-риальных ценностей для мобилизаиионных нужд Российской Федерации (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и то-варов, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Государственный материальный резерв предназначен для:

- обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

- обеспечсния неотложных работ при ликвидации последствий чрезвы-чайных ситуаций;

- оказания государствснной поддержки различным отраслям народного хо-зяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырь-евых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникно-вения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

- оказания гуманитарной помоши;

- оказания регулирующего воздействия на рынок.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре-зерваобеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуще-ствляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (да-лее - система государственного резерва).

Запасы государственною материального резерва независимо от мсста их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного рсзерва организаций, а также земельные участки, на кото-рых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственно-стью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответст-вии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизашш.

Решения о создании, реорганизации, ликвидации организаций, входя-щих в систему государственного резерва, и закреплении за ними имущества вхозяйственное ведение или оперативное управление принимаются в поряд-ке, определенном Правительством Российской Федерации.

Управление системой государственного резерва относится исключитель-но к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществ-ляюшего управление государственным резервом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, орга-ны местного самоуправления, атакже общественные и иные организации нс

вправе вмешиватъся в деятельность организаций по формированию, хране-нию и обслуживанию запасов государственного материального резерва.

3.1.7. Федералъный закон от 28марта 1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Данный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — гражда-не) предусматривает:

— воинский учет;

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе;

— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

— призыв на военную службу по мобилизации, в период военного поло-жения и в военное время;

— прохождение военной службы в период мобилизации, в период военно-го положения и в военное время;

— военное обучение в период военного положения и в военное время.

Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной граж-данской службой.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, ис-полняемой гражданами (иностранными гражданами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях и орга-нах, а также в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных форми-рованиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

— иностранными гражданами — по контракту.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подле-жат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы во-инского учета.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

— признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

- прошедшие военную службу в Российской Федерации или в другом го-сударстве;

- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации уче-ную степень кандидата наук или доктора наук;

б)являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обя-занностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погиб-ших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных ра-бот, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение пре-ступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следст-вие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

3.2. Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилтационной подготовки.

3.2. ]. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175 «06утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

Военно — транспортная обязанность устанавливается для своевременно-го, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средства-ми Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских фор-мирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транс-порт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно - строительные, подъемно — транспортные и другие машины и механизмы.

Военно — транспортная обязанность является составной частью моби-лизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заклю-чается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формирова-ния.м и органам, а таюке в обеспечении работы этюс транспортных средств.

Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, пе-редача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно — транспортная обязанность распространяется на: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлсния; организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транс-портных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на органи-зации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозапра-вочные станиии, ремонтные и иные организации; граждан — владельцев транспортных средств.

Военно — транспортная обязанность не распространяется на диплома-тические представительства и консульские учреждения иностранных госу-дарств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Военно — транспортная обязанность исполняется федеральными орга-нами исполыительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организа-циями:

в мирное время — путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транс-портных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилиза-иионными заданиями;

в период мобилизации и в воснное время — путем нредоставления вой-скам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их ра-боты в соответствии с мобилизационными заданиями.

Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формиро-ваниям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Ведение учета транспортных средств по перечням возлагается на военные комиссариаты и на органы военного управления.

Проверка технического состояния транспортных средств, предоставляе-мых войскам, формированиям и органам, проводится подразделениями Го-сударственной инспекции безопасности дорожногодвижения Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими органами государствен-ного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации с участием представителей войск, формирований и органов.

Государственная регистрация, изменение регистрационных данных, сня-тие с учета транспортных средств, предоставляемых войскам, формировани-ям и органам, производятся по согласованию с военными комиссариатами (органами военного управления), осуществляющими их учст.

Перечень владельцев транспортных средств, освобождаемых от предос-тавления транспортных средств, устанавливается Правительством Россий-ской Федерации.

Для обеспсчения мобилизационной готовности транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, организации обяза-ны осуществлять:

- отбор транспортных средств совместно с представителями войск, фор-мирований и органов;

- содержание транспортных средств в состоянии готовности к предостав-лению войскам, формированиям и органам;

- подготовительные мероприятия для установки на транспортных сред-ствах специального оборудования, накопление, хранение и обновление запа-сов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущест-вавсоответствии с мобилизационными заданиями;

- проверки наличия и техничсского состояния транспортных средств в соответствии с требованиями действующих инструкций и правил;

- проверки готовности к обеспечению работы транспортных средств;

- представление войскам, формированиям и органам информации о на-личии и техническом состоянии транспортных средств.

Для проведения проверок мобилизаиионной готовности транспортных средств организации обязаны обеспечивать доступ представителей феде-ральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; воен-ныхкомиссариатов; войск, формирований и органов.

Доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подгото-вительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаиий.

Войска, формирования и органы имеют право в мирное время привле-кать предназначенные для предоставления им транспортные средства (за ис-ключением транспортных средств, находящихся в собственности граждан) в случае:

- проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыва-нию и выполнению мобилизационных заданий;

- проведения опытных мероприятий по переоборудованию и (или) дообо-рудованию транспортных средств, соответствуюших испытаний специально-гооборудования, устанавливаемого на них, и проверок готовности транспорт-ныхсредств к иредоставлению войскам, формированиям и органам.

Государство возмещает убытки, понесенных организациями и граж-данами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собствен-ности.

3.2.2. Указ Президента Российской Федерации от Юянваря 2000 года № 24 «0 Концепции национальной безопасности Российскоп Федерацш»

Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, обшества и государства от внешних и внутренних уг-роз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В «Концепции...» сформулированы важнейшие направления государст-венной политики Российской Федерации.

3.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации пред-ставляетсобой совокупностьофициальных взглядов (установок), определяю-щихвоенно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Атакже подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последователь-ной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации иее союзников.

3.2.4. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правителъстве Российской Феде-рации».

Данным указом в целяХ реализации государственной политики по воен-но-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности госу-дарства образована Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации (далее — ВПК).

ВПКявляется постоянно действующим органом, осуществляющим орга-низацию и координацию деятельности федерапьных органов исполнитель-ной власти по вопросам:

а) разработки концепций, программ и планов в области военно-техни-ческого обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, реализации этих концепций, программ и планов и контроля за их исполнением;

б) разработки, производства и утилизации вооружения, военной и специ-альной техники;

в) мобилизационной подготовки государства;

г) развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

д) осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения.

Председателем ВПК назначен заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр обороны Российской Федерации Ива-нов С.Б.

Решения ВПК оформляются постановлениями и распоряжениями Пра-вительства Российской Федерации и являются обязательными для исполне-ния федеральными органами исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: