В табл. 3.2 представлены некоторые из существующих классификаций групповой работы. Роберте и Новен (1976) являются авторами аналитической модели, в которую включены несколько форм работы с группой, такие, как функциональная и проблемно-ориентированная групповая работа, пересекающихся с теориями индивидуальной работы со случаем. Авторы стремятся провести параллели с практическими технологиями, описанными в их предыдущей работе, посвященной теориям работы с индивидуальным случаем. Более поздние модели во многом опираются на статью Папела и Ротмана (1966), которая символизирует переломный момент в теории групповой работы и является основополагающей для многих современных моделей (см.: Бан-ди, 1976; Браун, 1992).
В настоящее время распространены три подхода к групповой работе. В лечебной модели под группой понимается совокупность индивидов, имеющих проблемы в социальном функционировании, которая создана для работы над поведенческими нарушениями. Любая терапевтическая форма групповой работы может считаться лечебной. Примером современной формы этого подхода является целевая групповая терапия (Шарри, 2001). Модель взаимопомощи связана со взаимной поддержкой членов группы, которые наравне со специалистом участвуют в разработке программы групповой работы. Социально-ориентированная модель, которая ассоциируется с работой в малых социальных (территориальных) группах и с молодежью, использует групповую работу как средство достижения внешних целей, таких, как образование и общественное самоуправление. В работе Брауна (1992), посвященной теории развития, раскрываются и другие модели, получившие распространение в настоящее время. Одной из них является модель потенциальной групповой среды, с помощью которой клиент восстанавливает свои социальные роли через установление контакта с потенциальной системой поддержки, которая его окружает. Группы встреч, как правило, рассматриваются в качестве гуманистической формы и гештальтформы (от нем. Се$1а11— цельный образ. — Примеч. науч. ред.) групповой работы, главной целью которых является личностный рост, но с точки зрения философии они могут считаться вариациями средового подхода. Развивающие подходы направлены на исследование групповой динамики, поскольку групповое поведение независимо от деятельности и мышления членов группы. Данный психодинамический подход основывается на идеях Эриксона (1965). психологии личности, теориях групповой динамики, а также социальной психологии, в которой затрагиваются вопросы внутригрупповых конфликтов и солидарности (Болгопал и Вэсил, 1983). К этому направлению можно также отнести подход, разработанный Байоном (1961). Модель гуманистической групповой работы предложена Глассманом и Кейтсом (1990). В ней сочетаются средовые и развивающие техники.
|
|
|
|
Обширный анализ теорий групповой работы был создана Дугласом (1993). Помимо вышеупомянутых вариантов анализа также был предпринят целый ряд попыток усовершенствовать теорию групповой работы с привлечением гуманистического, феминистского подходов, а также целевого подхода. Примеры практических приложений представлены в главах 5, 9, 12. Хип (1992) утверждает, что в Европе групповая работа приобретает все больший мульти-дисциплинарный характер (хотя, на мой взгляд, это отражение общемировой тенденции) и менее сосредоточена на практике социальной работы. Кроме того, он подчеркивает растущее влияние групп самопомощи. Их поддержка и поощрение становятся главной задачей в развитии работы с группой и началом взаимосвязи с работой в малых социальных группах. Примером этого развития являются группы самоуправления, описанные в работе Маллендера и Вода (1991) (см. гл. 14).
Обзор теорий групповой работы, принадлежащий Брауну (1992), расширяет спектр идей, но он более дифференцирован. В некоторых случаях клиенты собираются в группы, однако специалист не стремится вести их в каком-либо определенном направлении (Фелдман и Водарски, 1975). Напротив, с прагматической точки зрения предполагается, что совместное пребывание людей с одинаковыми проблемами и случаями будет полез-
Таблица 3.2. Классификация теорий работы с группой | |||||||
Роберте и Новен, 1976 | Фелдман и Водарскн, 1975 | Папел и Ротман, 1966 | Дуглас, 1979 | Болгопал и Вэсил, 1983 | Браун, 1992 | ||
Общая теория | - | — | Эклектичная теория | — | — | ||
Организационная теория | Традиционная теория | — | - | -, | Теория регулярных встреч | ||
— | —» | — | - | - | «Господствующая» теория | ||
Психосоциальная теория | - | Лечебная теория | Лечебная теория | Лечебная теория | — | ||
Функциональная теория | — | — | — | - | - | ||
Средовая теория | — | Теория взаимопомощи | Взаимопомоши/средовая | Средовая теория | - | ||
— | — | — | — | Психотерапевтическая теория | |||
Развивающая/гуман исти-ческая теория | Группа-ориентированная теория | Группа-ориентированная теория/процессуальная теория/развивающая теория/теория стадий зрелости/теория личностного роста | Развивающая теория | Личностно-ориентирован-ная теория/гештальт/психо-драма/трансактный анализ Проблемно-ориентированная теория/задаче -ориентированная теория/теория социальных навыков | |||
Задаче-ориентированная теория | Теория поведенческих изменений | Социад ьно-орие н-тированная теория | — | — | |||
— | — | - | Теория решения задач | - | |||
Теория кризисной социализации | — | ||||||
Теория интервенции | - | — | — | — | — | ||
Проблемно-ориентированная теория | - | — | — | — | Теория управляемых групповых взаимодействий | ||
- | Теория поведенческих изменений | — | Поведенческая теория | Поведенческая теория | |||
Социально-ориентированная теория | Соци ально-ориентированная теория/теория социального взаимодействия/теория самоуправления/теория взаимной поддержки | ||||||
- | - | - | - | - | Теория активизации | ||
(^1 | — | - | — | — | Постановка на учет/диагностика/введение | ||
чС 1 |
ным, так как они смогут помочь друг другу. В группах самопомощи и взаимной поддержки терапевтические воздействия также не являются главной задачей. Так, Браун и его коллеги (Браун и др., 1982; Браун, 1994) пытались обосновать именно такой прагматический подход к работе с группой. Подобные группы напоминают группы регулярных встреч, целью которых является личностное развитие клиентов с помощью коллективной солидарности и ответственности.
|
|