Вернемся к ситуации, в которой оказалась семья Гагери (см. гл. 1). Подумайте о возможных практических подходах, соответствующих теоретическим направлениям, представленным в табл. 3.1. Что интерпретативная методология и позитивистская методология могут предложить для лучшего понимания данной си-
туации? Насколько сходны и различны будут исследования, проведенные с позиций доказательной практики, активизации, социального конструирования и реализма, если их целью будет приращение знаний в социальной работе? Какие эпистемологические подходы будут эффективными в работе с семьей Гагери?
Перспективы теории социальной работы
Теория социальной работы должна иметь будущее, поскольку любая деятельность сообщается через теорию, хотя это может быть завуалировано или неявно. Какие тенденции и в таком случае возможны?
Теоретические тенденции социальной работы ведут к реформированию ее идей. Психодинамические, поведенческие и экзистенциальные идеи сменяются когнитивными концепциями, в которых больше внимания уделяется рациональному контролю окружения и собственного поведения. Традиционные психодинамические представления о клиентах, ведомых иррациональными и низменными потребностями, практически исчезли из социальной работы. Строгий радикализм, утверждающий, что клиенты самостоятельно не способны преодолеть давление капиталистического общества, также изживает себя, как и системная перспектива, согласно которой энергия для преобразований должна поступать извне. Данные представления трансформировались под влиянием конструктивистской, критической и экологической теорий соответствующих направлений, а также разнообразных возможностей, которые существуют, несмотря на сложность окружающих обстоятельств. Пациент, клиент, пользователь услуг или гражданин сегодня вчитается ключевым актором успешной социальной работы. Таким образом, социальная работа должна в большей степени носить характер совместной деятельности, а не терапии. Об этом свидетельствует успех целевого подхода (модели решения задач). В социальной работе должны признаваться социальные и личностные особенности клиентов, универсальный подход здесь неприменим. Это подтверждается феминистскими и гуманистическими перспективами. Необходимо также учитывать социальное положение клиентов и признавать возможность активных действий. Это подтверждают активизирующий и сензитивный подходы. Если клиент является ключевым актором, то социальные отношения между специалистом и организационным контекстом служб, по всей вероятности, могут измениться, что утверждают современные теоретические подходы.
|
|
В социальной работе, следовательно, формируется новое ядро. Это заметно благодаря теоретическим трансформациям. Рефлексивно-терапевтический элемент продолжает существовать, но налицо тенденция к рефлексивности и уходу от терапии. Признается и индивидуал-реформистский элемент (имеется в виду не только индивидуалистический, но и социальный реформизм). Согласно теории социальной работы, потребности и желания индивида отражаются в социально значимых целях. Наконец, теория социальной работы включает социал-коллективистские ценности, но не как искусственное объединение коллективных интересов, а как отражение социальной и политической позиций клиентов в рамках критической, феминистской и активизирующей практики.
|
|
Современная теория позитивна и оптимистична. Социальные работники на рактике реализуют разнообразные социальные функции, присущие их профессии, воспринимая социальный мир с различных точек зрения. Обзор подолов, содержащийся в этой книге, показывает варианты их применения, различия и взаимоотношения теоретических традиций, лежащие в их основе. Социальные работники дополняют теорию критической и рефлективной перспективой через рефлексивную работу со своими клиентами. Таким образом, результаты их работы проявляются на уровне теоретических дискуссий о перспективах социальной работы в современном обществе.
В части II этой книги рассматриваются несколько групп теорий, которые лредставляют основные теоретические традиции социальной работы. В каждой г13 глав этой части:
■ определяются главные концепции, разработанные в рамках теории;
■ раскрываются основные практические идеи, имеющие прикладное значение;
■ анализируются дебаты вокруг теоретической традиции;
■ описывается практическое руководство, содержащееся в концепциях одного или двух основных представителей данной традиции;
■ представляется конкретный случай для критического размышления и содержатся вопросы относительно непосредственного применения вы-шеобозначенных, а также альтернативных теоретических представлений к практической ситуации;
■ содержатся краткие рекомендации по использованию теории на практике в комментариях и выводе.
Часть II