Семья Гагери 2

Вернемся к ситуации, в которой оказалась семья Гагери (см. гл. 1). Подумай­те о возможных практических подходах, соответствующих теоретическим направ­лениям, представленным в табл. 3.1. Что интерпретативная методология и пози­тивистская методология могут предложить для лучшего понимания данной си-


туации? Насколько сходны и различны будут исследования, проведенные с по­зиций доказательной практики, активизации, социального конструирования и реализма, если их целью будет приращение знаний в социальной работе? Какие эпистемологические подходы будут эффективными в работе с семьей Гагери?

Перспективы теории социальной работы

Теория социальной работы должна иметь будущее, поскольку любая дея­тельность сообщается через теорию, хотя это может быть завуалировано или неявно. Какие тенденции и в таком случае возможны?

Теоретические тенденции социальной работы ведут к реформированию ее идей. Психодинамические, поведенческие и экзистенциальные идеи сме­няются когнитивными концепциями, в которых больше внимания уделяется рациональному контролю окружения и собственного поведения. Традицион­ные психодинамические представления о клиентах, ведомых иррациональ­ными и низменными потребностями, практически исчезли из социальной работы. Строгий радикализм, утверждающий, что клиенты самостоятельно не способны преодолеть давление капиталистического общества, также из­живает себя, как и системная перспектива, согласно которой энергия для преобразований должна поступать извне. Данные представления трансфор­мировались под влиянием конструктивистской, критической и экологиче­ской теорий соответствующих направлений, а также разнообразных возмож­ностей, которые существуют, несмотря на сложность окружающих обстоя­тельств. Пациент, клиент, пользователь услуг или гражданин сегодня вчита­ется ключевым актором успешной социальной работы. Таким образом, со­циальная работа должна в большей степени носить характер совместной де­ятельности, а не терапии. Об этом свидетельствует успех целевого подхода (модели решения задач). В социальной работе должны признаваться соци­альные и личностные особенности клиентов, универсальный подход здесь неприменим. Это подтверждается феминистскими и гуманистическими пер­спективами. Необходимо также учитывать социальное положение клиентов и признавать возможность активных действий. Это подтверждают активизиру­ющий и сензитивный подходы. Если клиент является ключевым актором, то социальные отношения между специалистом и организационным контек­стом служб, по всей вероятности, могут измениться, что утверждают совре­менные теоретические подходы.

В социальной работе, следовательно, формируется новое ядро. Это заметно благодаря теоретическим трансформациям. Рефлексивно-терапевтический эле­мент продолжает существовать, но налицо тенденция к рефлексивности и уходу от терапии. Признается и индивидуал-реформистский элемент (имеется в виду не только индивидуалистический, но и социальный реформизм). Со­гласно теории социальной работы, потребности и желания индивида отража­ются в социально значимых целях. Наконец, теория социальной работы вклю­чает социал-коллективистские ценности, но не как искусственное объедине­ние коллективных интересов, а как отражение социальной и политической позиций клиентов в рамках критической, феминистской и активизирующей практики.


Современная теория позитивна и оптимистична. Социальные работники на рактике реализуют разнообразные социальные функции, присущие их про­фессии, воспринимая социальный мир с различных точек зрения. Обзор под­олов, содержащийся в этой книге, показывает варианты их применения, различия и взаимоотношения теоретических традиций, лежащие в их основе. Социальные работники дополняют теорию критической и рефлективной пер­спективой через рефлексивную работу со своими клиентами. Таким образом, результаты их работы проявляются на уровне теоретических дискуссий о пер­спективах социальной работы в современном обществе.

В части II этой книги рассматриваются несколько групп теорий, которые лредставляют основные теоретические традиции социальной работы. В каждой г13 глав этой части:

■ определяются главные концепции, разработанные в рамках теории;

■ раскрываются основные практические идеи, имеющие прикладное зна­чение;

■ анализируются дебаты вокруг теоретической традиции;

■ описывается практическое руководство, содержащееся в концепциях одно­го или двух основных представителей данной традиции;

■ представляется конкретный случай для критического размышления и содержатся вопросы относительно непосредственного применения вы-шеобозначенных, а также альтернативных теоретических представлений к практической ситуации;

■ содержатся краткие рекомендации по использованию теории на практи­ке в комментариях и выводе.

Часть II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: