double arrow

Социалыго-контруктивистские подходы

Социальное конструирование теорий практической социальной работы обсуждалось в главе 1. Здесь же приводятся лишь общие представления о зна­нии и понимании.

С социально-конструктивистской точки зрения знание и понимание окру­жающего мира рождаются в социальных взаимодействиях. Знание, следова­тельно, зависит от культурного, исторического и ситуационного контекстов и содержится в различных формах социального опыта, отраженного в языковых конструкциях. В отношении социальной работы эта позиция подробно рас­крывается в исследованиях финских авторов (Йокинен и др., 1999; Карвинен и др. 1999; Холл и др., 2003), в исследованиях Партон (Партон, 1996; Партон и О'Байн, 2000) и анализируется в рамках социально-конструктивистской теории (см. гл. 8).

Социальный конструктивизм принадлежит к интерпретативным, постмо­дернистским теориям. Согласно данной точке зрения, представления о мире конструируются во взаимодействиях между людьми в разнообразных соци­альных, культурных и исторических контекстах.


Прикладное значение социально-конструктивистскою подхода связано с разработкой определенных методов исследований, целью которых является детальное изучение социальных взаимодействий. К ним относится, в частно­сти, анализ диалогов с видео- и аудиозаписью социальных контактов. Все это систематически анализируется для того, чтобы определить скрытые коммуни­кационные и поведенческие модели.

В рамках данного направления важной исследовательской задачей является построение равноправных отношений между участниками исследования, по­скольку сложность понимания ситуации определяется с помощью анализа различных точек зрения, и окончательное суждение должно основываться на максимально полной картине социальной ситуации. С точки зрения социаль­ного конструктивизма доказательная практика не способна отразить все бо­гатство и сложность реальности. Более того, доказательная практика прими­тивна; необходим более широкий спектр методов, направленный на изучение восприятия людьми социальных ситуаций (Уайт, 1997). Социальный и исто­рический контекст возникновения ситуации и производства знания должен непосредственно влиять на наше понимание отдельных индивидов, общества и самого исследования как источника знания. Важно иметь в виду «негласное знание», т.е. неофициальное представление о повседневных социальных прак­тиках, которое зачастую не находит отражения в формальных результатах исследований (Поланьи, 1958).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: