Обратимся вновь к случаю мистера Харди (см. гл. 5). Можно ли пересмотреть его с точки зрения системной перспективы, согласно которой воздействия на окружение будут считаться более эффективными, чем работа с самим мистером Харди? Какие системы будут целевыми и какие службы будут задействованы в качестве агентов изменений в данном случае?
Соседи мистера Харди — супруги Гаррет и их двое детей, Джордж (7 лет) и Фреда (4 года), приехали из сельской местности. Место рождения мистера и миссис Гаррет находится на расстоянии 1000 км от их дома. Детям сложно приспособиться к жизни большого города. У Джорджа появились проблемы с поведением и учебой в школе. И хотя мистер Гаррет имеет хорошо оплачиваемую работу, миссис Гаррет переживает одиночество и депрессию. Ее мать (82 года) уже с трудом передвигается, но у нее есть друзья, которые живут поблизости, и родственники в ее родном городе, которые навещают ее. Родители мистера Гаррета моложе и живут рядом, но у них практически нет друзей, и поэтому они просят супругов Гаррет регулярно их навещать. Миссис Гаррет и дети хотели бы вернуться домой. На данном этапе они обратились за помощью к социальному работнику поликлиники, в которой лечилась миссис Гаррет.
|
|
Анализируя данную ситуацию с точки зрения системной теории, определите возможные системы, социальные сети и методы воздействия. Какие концепции в рамках системной теории можно использовать в этом случае? Что может предложить для разрешения сложившейся ситуации экокритический подход?
Комментарий
Системная и экологическая теории благодаря четкой структуре и специальной терминологии формируют тип теории, отличающийся от традиционной практики социальной работы с ее психологической основой и индивидуальным подходом. Они принадлежат к числу немногих всеобъемлющих теорий социальной работы, имеющих социологическое основание. Преимущества системного подхода заключаются в следующем.
■ В нем отчетливее, чем в психологических подходах, выражен акцент на изменении окружения.
■ Это интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а влияние людей друг на друга. Кокс (2003), например, изучает роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Она показывает, насколько важно объединить мнения о ситуации всех, кто участвует в процессе воспитания, — различного рода специалистов, соседей и родственников, принадлежащих к разным поколениям.
■ Системный подход показывает социальным работникам возможность достижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и многофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестандартных форм поведения, а также социальное давление, которое характерно для многих психологических теорий, определяющих границы нормы и девиации (Лейнингер, 1978).
|
|
■ Системный подход является единым (Гольдштейн, 1973), интегральным (Пинкус и Минахан, 1973) и целостным (Хирн, 1969; Лейнингер, 1978). Он используется в работе с отдельными индивидами, группами и в микросоциальной среде. В данном случае не существует одного определенного метода воздействия. Напротив, предлагается обобщенная стратегия объяснения социальных событий, позволяющая воспринимать в качестве воздействий любые вмешательства в систему. Отдельные объяснительные теории являются частью этого общего правила. Социальные работники подбирают теории, которые соответствуют характеру их деятельности. Как правило, им чужды теоретические дискуссии о том, чем они занимаются: изменением личности или социальным реформированием. Так или иначе, отбор теорий в целях использования их на любой организационной основе представляется сложной задачей для практиков.
■ Системный подход далек от линейных, детерминистских, причинно-следственных объяснений поведения или социальных явлений, характерных, например, для когнитивно-поведенческих теорий, поскольку равнофинальность и многофинальность означают, что энергетические потоки оказывают воздействие на систему самыми разными способами. Большую ценность представляет анализ моделей системных взаимодействий и характеристик области контакта (интерфейс) и слияния границ различных систем.
■ Уэйкфилд (1996) определяет четыре аргумента в пользу применения эко-системных подходов: возможность анализировать цикличность взаимодей-
ствия социального работника и клиента; диагностическую полезность; связь с другими теориями социальной работы; а также акцент на социальных факторах, служащий альтернативой индивидуальной работе со случаем. Вместе с тем, по его мнению, эти аргументы достаточно спорны, что доказывается ниже.
У теории систем есть и недостатки.
Поскольку теория носит скорее пояснительный, чем объяснительный характер (Фордер, 1976), ее принципы изложены в необычной форме, которая позволяет легче понять суть, а также взаимосвязь разных уровней социальной реальности и индивидуального поведения человека. Однако данная теория не дает объяснения причинам происходящих событий и • существованию вышеупомянутых взаимосвязей. Следовательно, эмпирически проверить эти положения крайне сложно.
Эти подходы нетехнологичны (Джемейн, 19796, 6), в них не содержатся инструкции, информирующие о том, каким образом можно влиять на системы (Мэнкоск, 1981). Кроме того, здесь нет инструментов, позволяющих контролировать результаты воздействий на систему, потому что неизвестно, как ее части будут взаимодействовать между собой. Предполагается, что воздействие на одну часть системы повлияет на другие ее части, но вполне возможно, что на практике этого не произойдет (Сипо-рин, 1980).
Теория систем претендует на всеобъемлющий характер. Однако не все в ней отражает реальное положение вещей. Что именно является адекватным — трудно определить. Многие принципы не вписываются в общую схему, определение границ представляет сложность или совсем невозможно. Априори считается, что элементы системы взаимосвязаны (Лей-нингер, 1978). Кроме того, сосредоточенность социальных работников на стратегических социальных проблемах может привести к игнорированию проблем отдельных индивидов (Сипорин, 1980).
В теории систем, особенно в экологической теории, преувеличивается значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима для системной целостности и связана с другими частями. Таким образом, предполагается, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не стремиться их изменить. Кроме того, для теории систем характерно положение о том, что конфликт менее желателен, чем поддержка и интеграция. Однако на практике все может быть совершенно иначе (Лейнингер, 1978).
|
|
Концепт обратной связи предполагает медленное и управляемое изменение. А что делать, если необходимы радикальные перемены? Обратная связь вместо устранения иногда усиливает девиацию. В теории систем данные обстоятельства практически не учитываются (Лейнингер, 1978).
Концепты энтропии и выживания систем являются аналогиями функционирования физических систем и, подобно многим другим биологическим и физическим аналогиям, могут не соответствовать социальным систе-
мам (Лейнингер, 1978). Следует ли всем системам (например, конфликтным семьям) стремиться к выживанию? Уходит ли энтропия в окружающую среду или система должна вытягивать энергию из уже энергетически ослабевшей среды? Например, нужно ли бедной семье просить помощь > таких же бедных семей из се окружения или ей следует требовать распределения ресурсов обеспеченных людей? Подобные вопросы носят политический характер, который не свойственен в целом теории систем, в которой для повседневной практики социальной работы предлагаются узкие, неполитические варианты решения проблем.
■ * Сложная, специальная терминология теории не слишком хорошо подхо-
дит для описания такой гуманистически ориентированной деятельности, как социальная работа (Джемейн, 19796, 6). В результате это настораживает социальных работников. Именно критика заимствования технократических идей объединяет теорию систем и поведенческий подход. Напротив, большей популярностью пользуются психодинамические представления о конфликте, потребностях и влечении, а также гуманистические идеи об открытости самому себе и экзистенциальном одиночестве.
■ Вследствие того что теория носит обобщенный характер, ее применение
к частным ситуациям затруднительно (Джемейн, 19796, 7; Лейнингер.
1978). Однако прикладные ее варианты могут быть очень разными. Один
специалист интерпретирует ситуацию согласно одним представлениям, а
другой — другим, поэтому крайне трудно определить, кто из них прав.
|
|
Наряду с практической недостаточностью системная теория вызывает также методологические замечания. Они связаны с социологической критикой теории социальных систем, в частности с критикой структурно-функционального понимания общества, предложенного Парсонсом (Эванс, 1976). Мэн-коск (1981, 714— 715) обобщает эти замечания следующим образом: «Критики утверждают, что теория действия Парсонса является в большей степени теорией статического существования общества, чем его системной теорией, она не настолько обоснована эмпирически, как утверждается, к тому же так абстрактна и расплывчата, что основные понятия не поддаются определению. Акцент в теории действия сделан на функции, а не на процессе взаимодействия, что противоречит смыслу систем».
Мэн коек полагает, что в приложении к социальной работе критика статичности системной теории является неубедительной, поскольку в ней много внимания уделяется как индивидуальным, так и социальным изменениям Вместе с тем в интерпретациях системной теории, сделанных в рамках социальной работы, например в книге Пинкуса и Минахана, Эванс (1976) находит скрытое предположение о взаимозависимости всех систем. Это справедливо только для закрытых систем; открытые системы характеризуются большей гибкостью, и важно еще раз подчеркнуть это различие. Сипорин (1980» указывает на марксистскую критику теории систем, связанную с отсутствием в ней внимания к несовместимости классовых интересов в капиталистическом обществе, которая препятствует достижению социальной интеграции. Девор (1983) утверждает, что модель жизненного цикла в большей степени, чем другие концепции, учитывает классовые, этнические и культур-
ные различия и значение образа жизни. Однако, по его мнению, в ней отсутствует специальный анализ вопросов, которые, например, влияют на положение темнокожего населения. Представители экокритического и экофеми-нистского подходов считают, что экологическая теория в социальной работе не затрагивает проблем формирования устойчивых экологических систем, тем самым она содействует утверждению дискриминационных и неполноценных социальных отношений. Данный аргумент характерен и для критического подхода.
Системная критическая, антидискриминационная теории и теории активизации ресурсов и зашиты прав клиента являются главными социологическими теориями социальной работы. К этой группе не относятся социально-психологическая, ролевая теории и теория социального конструирования, которые представляют собой социально-психологический подход в социальной работе, рассматривающийся в следующей главе.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Концепты системной теории и ее идеи служат основой для создания социально-психологического подхода к социальной работе.
■ В частности, в ней показывается, каким образом социальные изменения и непрямая деятельность1 могут быть интегрированы в практику работы на индивидуальном уровне.
■ Благодаря включению экологических концептов системная теория превратилась во всеобъемлющую теорию практической деятельности, которая приобрела особую популярность в США.
■ Концепции социальных сетей и систем социальной поддержки способствуют дальнейшему развитию теории и практики социальной работы.
■ Поскольку в системной теории социальный порядок принимается как данность, интеграция критических и в особенности экокритических и трансформационных взглядов проблематична.
■ Недостатком системного и экологического подходов является отсутствие ясности в методах и формах воздействий, необходимых в конкретных обстоятельствах.
■ Происходит постепенная интеграция экологических идей в системную модель социальной работы на уровне социальных действий и индивидуальной работы, но конкретные методы экологической идеологии пока слабо разработаны.
1 Непрямая деятельность — опосредованная активность социального работника, исключающая личный контакт с клиентом. — Примеч. науч. ред.
Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
О чем повествует эта глава
В этой главе раскрываются теоретические положения, связанные с социальной психологией, и, в частности, влияние теории социального конструирования на социальную работу в 1990-е гг.
Социальная психология в основном изучает влияние внутри групповых отношений на формирование социальной идентичности индивидов и не занимается разработкой терапевтических идей, значимых для практики социальной работы.
Вместе с тем многие понятия ролевой и коммуникативной теории, а также концепции, находящиеся на стыке психологии и социологии, широко используются в социальной работе.
Социальное конструирование, объединяющее постмодернистские теории 1990-х гг., составляет одно из направлений критической психологии. В его рамках разработаны практические методы, которые были перенесены в практику социальной работы. И хотя данные теории являются индивидуалистическими, в них отражается переход к рефлексивно-терапевтической точке зрения.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Социальная психология изучает то, как внутри- и межгрупповые отношения фос-мируют и укрепляют социальную идентичность индивидов.
> Основное влияние социальной психологии на социальную работу до нача-; 1990-х гг. осуществлялось через заимствование понятий из ролевой и коммуникативной теорий.
> В 1990-е гг. критическая психология, основанная на идеях постмодернизма и социального конструктивизма, оказала влияние на развитие конструктивистско* практики.
> Главными источниками, послужившими основой для применения теорий социальг-ного конструирования в практике социальной работы, стали концепции о терапия с помощью решений Шейзера, о терапии с помощью повествования Уайта и Э-стона, а также о рационализации возможностей О'Хэнлона.
> Подход к практике социальной работы заключается в том, чтобы на основе понимания языковых моделей установить, как люди создают свою социальную реальг-ность, и помочь им реконструировать действительность с помощью изменения языковых структур для идентификации новых возможностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Формирование социальной идентичности в группах.
> Роль, ролевой конфликт и ролевое поведение.
> Анализ коммуникации и коммуникативные навыки.
> Переформулирование (рефрейминг) устоявшихся представлений и поиск альтернативных правдоподобных интерпретаций.
> Реальность как социальная конструкция, соответствующая определенному историческому и социальному контексту и включающая в себя различные культурные и социальные формы.
> Повествование (нарратив) — основа анализа и трансформации социальных иден-тичностей индивидов, их ролей и свойственных им социальных конструкций.
> Формы эффективного поведения индивидов как основа поиска решений их проблем.
> Исключения или возможности, помогающие определить необходимые изменения в опыте индивидов.
Общий теоретический контекст
Предметом изучения социальной психологии (Хогг и Абраме, 1988) является влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и сохранение социальной идентичности индивида. Она рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния, а также воздействие на внутригрупповое поведение таких социальных факторов, как стигматизация и стереотипизация. Кроме того, социальная психология занимается определением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между группами.
В частности социальная психология изучает результаты коммуникации, а следовательно, роль языковых и речевых структур в социальных взаимодействиях. Значительная область «коммуникативных исследований» посвящена языку и другим символам коммуникации в отношениях между отдельными индивидами, группами, а также в больших организациях и социальных коллективах (Табс и Мосс, 2000; Де Вито, 2002). Коммуникативные исследования включают анализ использования языка на индивидуальном уровне и в социальных ситуациях для обозначения различного восприятия окружающей действительности. Властные отношения возникают в результате формирования мировоззрения через языковые модели. Будучи социально приемлемыми, мировоззренческие конструкты влияют на другие точки зрения. Социальные работники, например, прибегают к таким языковым выражениям, использование которых помогает им оказывать воздействие на клиентов. Это означает, что те механизмы, которые приводятся в действие в ходе речевых коммуникаций, дают работникам социальных служб определенную власть над клиентами. В исследовании ролевых отношений, проведенном Лайон (1993), также утверждается, что приобретение ролей есть процесс конструирования своего места в социальных отношениях.
Рис. 8.1: а — личностные конструкты — индивидуальное восприятие; б — социальные конструкты — общепринятое восприятие социальной реальности
Теория ролей, концепции приклеивания ярлыков и в целом вся область социально-психологических исследований человеческих взаимоотношений оказали большое влияние на социальную работу. Брэйквел и Раувет (1982 > обосновали социально-психологический подход в социальной работе. Этот подход, в частности, акцентирует внимание на процессах формирования и регулирования отношений в социальных ситуациях, проблемах идентичности, связанных со стигмой и групповым поведением, влиянием социальной среды, территории и потребностью в личном пространстве, а также содержит материал по практическим методам достижения социальных и личностных изменений. Теория личностного конструирования Келли основана на гипотезе о том, что люди выстраивают собственное поведение сообразно конструктам своего сознания, которые формируются на основе прошлого опыта и определяют способы действия. Каждый из нас конструирует события по-своему. Поэтому анализ и изменение личностных конструктов способствуют трансформации поведения аналогично принципам когнитивной теории и терапии (см. гл. 6). Данный подход может быть полезен для понимания социальных взаимодействий (Тьюли, 1976). Он близок феноменологической и экзистенциальной теориям (см. гл. 9), в которых даются всевозможные интерпретации индивидуального и социального мира.
Теория личностного конструирования отличается от теории социального конструирования. На рис. 8.1, а личностные конструкты представлены как внутренние картины мира, формируемые на основе индивидуальных восприятий, личностный конструкт каждого индивидуален. Анализ и изменение восприятия и интепретации окружающего мира относятся к методам когнитивной терапии (см. гл. 6), подобного рода практика называется конструктивистской Д.Карпентер (1996), например, обосновывает идею «структурного детерминизма» и показывает, каким образом такие структуры, как социальные роли, влияют на поведение. Практика должна быть сосредоточена на изменении неадекватных моделей восприятия и мышления. На рис. 8.1, Асоциальные конструкты представлены в качестве общих моделей восприятия мира, которые создаются в процессе взаимодействия людей в разных социальных и истори-
ческих контекстах. Практическую работу, основанную на подобного рода идеях, часто называют конструкционистской. В ходе этой работы анализируется процесс создания общепринятых моделей, а также изучается возможность изменения результатов их воздействия и соответствующего контекста. Это устойчивое различие конструктивистской и конструкционистской теорий отмечается далеко не всеми авторами, поэтому на практике они рассматриваются как взаимосвязанные. В обоих случаях объектом анализа выступают определенные конструкции и возможности их изменения. Это особенно характерно для работ, опубликованных в США.
Теория социального конструирования анализирует то, каким образом окружающая реальность описывается, объясняется и создается людьми в процессе их взаимодействия в определенном социальном, культурном и историческом контексте. В главе 3 было показано значение данного подхода для эпистемологии — теории методов познания, — поскольку социальное конструирование утверждает, что человеческое знание формируется не в результате размышления и экспериментирования, а благодаря совместной интерпретации событий. Идеи социального конструктивизма, воплощенные в психотерапевтических формах, важны и для социальной работы.
Для социальной работы значимы следующие четыре основных направления социологической теории социального конструирования (Пэйн, 1999):
■ концепция Бергера и Лукмана (1971) о социальном конструировании реальности (см. гл. 1);
■ социальное конструирование социальных проблем (Китсьюз и Спектор, 1973; Спектор и Китсьюз, 1977);
■ феноменологическая социология (см. гл. 9) и постмодернизм;
■ социальное конструирование различных социальных категорий, таких, например, как «тендер» и «раса».
В концепции социального конструирования реальности подчеркивается, что усвоение общепринятых социальных конструктов способствует успешным социализации и интеграции индивидов в общество и различные социальные группы. Социальные представления, распространяясь и укрепляясь, становятся реальностью для членов этого общества.
Л\роЪлемъ\ можно назвать социальными в том случае, если социальная группа через средства массовой информации или другими путями заявляет о социальном вопросе как о проблематичном, решение которого требует срочных мер социального и политического характера. Проблематичность не является изначальным свойством социальной проблемы, а задается действиями извне. Например, тот факт, что большинство браков в некоторых странах заканчиваются разводом, может навести на мысль о том, что в этих обществах налажен механизм официального прекращения неудачных семейных отношений. Однако, по мнению представителей определенных групп, разводы создают социальную проблему, ведущую к социальной нестабильности и конфликтам. По их мнению, брак укрепляет социальную стабильность и благоприятен для общества, а развод приводит к нестабильности и поэтому нежелателен. Актуализация социальных проблем является особым случаем социального конструи-
рования реальности. Она показывает механизм создания определенными общественными группами социальных конструкций на основе интерпретации социального опыта.
Феноменологическая социология изучает традиционные формы поведения ^ точки зрения лежащих в их основе социальных конвенций (соглашений). Например, в этнометодологии анализируется, как иррациональное на первый взгляд поведение сообразуется с логическими правилами, принимаемыми по негласной договоренности всеми членами общества. Так, в одном из исследований было показано, что записи в больничных картах делались, скорее, в целях демонстрации работниками медицинского учреждения следования инструкциям, чем отражали их реальные действия (Гарфинкель, 1970).
Теоретический анализ конструирования социальных категорий выявил, что многие физически определяемые человеческие категории, такие как «мужчина» и «женщина», представляют собой социально сконструированные категории. Например, считается, что забота является характеристикой, присущей женщинам. Женщины социализированы и ограничены социальной ролью заботливой матери и жены благодаря исходному положению, согласно которому эта роль «естественна». Современные исследования, проведенные с использованием анализа речевых конструкций, показывают, что социальные категории создаются самими участниками ситуации и соответствующими социальными структурами (Джокинен и др., 1999; Карвинен и др., 1999; Холл н др., 2003). Например, Юхила (2003) доказывает, что в процессе социальной работы активизируются две социальные роли — социального работника и клиента, которые являются асимметричными, неравными во властном отношении. Участники имеют власть над различными аспектами взаимоотношений-Социальный работник обладает институциональной властью, основанной на профессиональном знании и авторитете социальной службы, в то время как клиент контролирует доступ к личной и семейной информации. При других формах социальной работы возможны более сложные комбинации взаимоотношений. Например, для сторонников феминизма характерно стремление к максимально возможным отношениям равенства мужчин и женщин (см. гл. 12»
Все рассмотренные подходы требуют внимательного отношения к анализ} человеческих взаимодействий, который предполагает комплексное понимание социальных отношений, формирование идентичности и поведения. Кроме того, они показывают аналогичные пути взаимодействий с целью трансформация человеческого восприятия и социальных конструкций и соответственно изменения поведения индивидов и социальных взаимоотношений. Данная возможность лежит в основе конструкционистской социальной работы.
Идеи социальной психологии о социальном конструировании положили начало критической психологии, по-новому освещающей вопросы становления групповой и индивидуальной идентичности. Традиционная психология предполагает существование фундаментальной личностной идентичности, «самости». Как было показано в главе 4, данное положение также характерно для психодинамической психологии. Критическая психология утверждает, что сознание и самость формируются на основе интерпретаций и практик социальных отношений (Ветерел и Мэйбин, 1996) через рефлексивный цикл (см. гл. 2), опосредованный нашим пониманием, языковыми структурами и властными отношениями. Таким образом, социальное конструирова-
ние в психологии подчеркивает возможность изменения личности сообразно социальным отношениям, и социальные работники и терапевты вполне способны трансформировать идентичность индивидов. Значительное влияние на развитие этого направления оказали идеи французского философа Фуко (Чем-бон и др., 1999). Ирвинг (1999) утверждает, что Фуко в создании своей теории о непознаваемости внешнего мира эмпирическим путем и наличии внутреннего знания об окружающем мире опирался на философию Ницше и литературный критицизм Бекетта. Поскольку социальная работа носит модернистский характер, критические идеи о необходимости «радикального сомнения» зачастую вступают в противоречие с фундаментальными принципами практики социальной работы (Ирвинг, 1999). Многие представления Фуко связаны с феноменологической социологией, в которой используется его «археология» знания для объяснения неявных аспектов понимания, скрытых в повседневном поведении и событиях. Философ «деконстру-ировал» язык поверхностных интерпретаций различных социальных институтов и практик, заставил усомниться в свойственных им языковых клише, а затем переструктурировал социальное знание об изучаемых институтах. Исчерпывающий анализ функционирования тюрем, психиатрических больниц, а также сексуального поведения показал, что социальные институты и поведенческие проявления являются многообразными. Опираясь на исследования Фуко, можно сделать следующие выводы.
■ Большинство социальных институтов предназначены для сохранения существующих моделей социальной власти. Это осуществляется путем установления дисциплины и наказания за отклонения от социальных норм. Применительно к социальной работе это означает, что в терапии и формах помощи также реализуются модели властных отношений, которые дисциплинируют и наказывают. По-словам Фуко, «социальная работа является частью масштабной социальной функции, на протяжении нескольких столетий приобретавшей все новые формы, а именно функции надзора-и-коррекции в двух ее значениях — надзора и исправления индивидов или, другими словами, наказания и педагогики» (Фуко, 1999, 92).
ш Социальные институты формируются в дискурсе взаимодействий людей и социальных групп относительно их сути и целей, следовательно, через анализ этого дискурса можно не только раскрыть модели социальной власти й дискуссионные моменты в подходах, но и показать существование дискурса на метауровне. Так, в главе 3 обсуждались дискурсивные различия между доказательными и социально-конструктивистскими подходами к методологии социальной работы. Другими словами, для социальной работы актуален поиск эффективных форм знания как основы практики. Однако эта проблема пока не разрешена. Определив данную проблему как метауровень, можно проанализировать и обосновать причины ее возникновения в социальной работе.
Отдельную область прикладных теорий социальной психологии составляют тренинги личностных и социальных навыков (Куртц и Маршал, 1982), которые были рассмотрены ранее в рамках поведенческих подходов в социальной работе. Схожие представления содержатся в теории и практике консультиро-
вания, основы которого изложены в работах Роджерса и Каркуфа (см. гл. 9) и дополнены эмпирическими техниками. С помощью консультирования можно формировать у клиентов необходимые навыки. Микротренинги стали практической площадкой для широкого применения подобных техник среди специалистов вспомогательных профессий. В ходе их проведения используются такие технические приемы, как видеозапись реального поведения и другие технологические новшества. Применяется также детальный анализ обратной связи относительно отдельных поведенческих проявлений (Куртц и Маршал. 1982). Групповая работа и работа в стационарных учреждениях строится с учетом результатов многих социально-психологических исследований группового и межгруппового поведения, а также на основе теорий, имеющих непосредственное отношение к социальной работе. Принципы и практические выводы социальной психологии также важны при работе с микросоциальными группами по месту жительства (Саттон, 1994).
Области пересечения
Психологическая основа и экспериментальный, эмпирически обоснованный понятийный аппарат, характеризующие социально-психологический подход, сближают его с когнитивными подходами. Вместе с тем акцент на межличностном и внутригрупповом поведении и, следовательно, на языке и коммуникации скорее связывает социально-психологический подход с теори. социального научения и когнитивными концепциями, чем с традиционной поведенческой теорией (Хеллер и Норфкат, 2002). Вслед за развитием конструктивистских подходов внимание к языку как к социальному продукту и процессу, формирующему социальные структуры и наше знание о них, позволило обогатить рассматриваемый подход идеями о ролях как некой игре, или «перформансах», и о коммуникации как о форме социальной конструкции. Постмодернистская интерпретация значения языка как элемента социального конструирования усилила интерес к теории коммуникации (Томпсон, 20036). Это также связано с изучением социальными службами языка неблагополучных социальных групп, а также с антидискриминационной практикой и работой по активизации ресурсов клиента (например, Линн и Ма 1996), что обеспечивает связь с гуманистическим и экзистенциальным подходами в социальной работе (см. гл. 9). В теории феминизма также используются идеи конструирования пола на основе взаимоотношений и языка, поэт(анализ социальных норм и их языкового отражения помогает объяснить процесс создания женских ролей в патриархальных обществах.
Нельсен (1980, 1986) полагает, что теория коммуникации может стать областью пересечения многих теорий социальной работы. Например, энергетическая подпитка таких систем (см. гл. 7), как «индивид», «семья» или «социальная группа», имеет информационную природу и состоит в получении информации и реагировании на нее. Психология сознания (см. гл. 4) и когнитивно-поведенческие теории определяют, как индивид воспринимает реальность. и, следовательно, также анализируют коммуникативные процессы. Таким образом, социальный работник любого направления обращает внимание на тг или иные стороны процесса коммуникации. Теоретические исследования ком-
муникации представляют собой методологическую основу, необходимую для анализа человеческих взаимодействий. Обзорные работы Лишман (1994) и Томпсон (20036) посвящены изучению прикладных сторон данных исследований.
Влияние социальной психологии и социального конструирования на практику социальной работы
Итак, модели имеют, скорее, социальный, чем индивидуальный характер. Тем не менее не существует ни одной серьезной концепции социально-психологической теории, реализуемой на практике в рамках социальной работы. По крайней мере, так обстояли дела до конца 1990-х гг. Затем появились социально-конструктивистские концепции. Вместе с тем в социальной работе были использованы концепция сильных сторон личности Сейлиби (1992, 1996), теория личностных конструктов Келли (1955), психология повествования (Уайт и Эпстон, 1990) и психология устных историй (Мартин, 1995), а также различные варианты семейной терапии. Известны также работы де Шезера (1985, 1988, 1991) и модель выработки решений (Уолтер и Пеллер, 1992). Те поведенческие реакции, которые не являются частью «проблемного» поведения, могут стать основой для его преодоления и принятия решений. Предполагается, что изменения носят постоянный характер, и небольшие достижения постепенно приводят к серьезным переменам. Для выработки решений привлекаются ресурсы клиента и поддержка окружающих, а мнение самих клиентов приравнивается к экспертному. Интерпретируя и придавая определенное значение событиям, мы воздействуем на происходящее вокруг нас. Этот циклический процесс прерывается новыми смыслами, придаваемыми новым решениям, которые реконструируют окружающий мир. Эти идеи оказали влияние на развитие конструктивистских подходов в социальной работе.
Недостаточное распространение социально-психологических теорий в социальной работе объясняется тремя причинами. Во-первых, сфокусированность на межгрупповых и межличностных отношениях, а также экспериментальный способ получения знания, которые характерны для социальной психологии, сложно перевести на уровень индивидуальной работы со случаем. В рамках социально-конструктивистского подхода были разработаны прикладные методы, адекватные целям индивидуальной работы. Во-вторых, существует проблема методов познания, характерных для социально-психологических моделей. С их помощью трудно создать теоретическую основу, способную легко трансформироваться в принципы конкретных действий, как, например, в психоаналитической или когнитивно-поведенческой теориях. Для реализации терапевтических целей социальной работы необходима технология, имеющая четкую структуру. Развитие нарративной терапии и ее применение в клинической психологии и консультировании (МакКлеод, 1997) делают это возможным. В-т р е т ь и х, социально-психологическая работа дает определенное знание, особенно важное для теории групповой работы, однако не существует технологии ее практической реализации.
Тем не менее вследствие популярности семейной терапии в 1970— 1980-е гг. возросло значение коммуникативной основы семейной терапии в социальной
работе. Грин (1996) подчеркивает коммуникативный фундамент семейной терапии и иллюстрирует применение такой техники, как переформулирование, когда социальный работник предлагает правдивую альтернативную интерпретацию социальным фактам, переживаемым семьей и индивидом. Это помогает людям увидеть различия между реальными событиями и их интерпретацией, что подчеркивается в социально-конструктивистском анализе языковыг практик. В теории коммуникации довольно подробно раскрываются техно/ гия и методы действия, проверенные и подтвержденные исследованиями и практическим опытом. В ней отражены многие ценности социальной работь». в частности активное слушание, а также внимание к поведению и переживаниям клиентов. Вместе с тем в теории коммуникации не существует социально значимых концепций, характерных для социальной работы и выходящих а рамки отдельных ситуаций общения. Поэтому эта модель применяется гла»^ ным образом не для построения общей технологии, а в терапевтических ш клинических ситуациях, а также в социальных службах при анализе отдельны! поведенческих форм. Именно так определяется область ее использования • исследованиях Нельсена (1980), Лишман (1994) и Томпсона (20036), посвященных коммуникациям в социальной работе.
Ролевая теория
Ролевая теория в социальной работе известна довольно давно, поскол предметом ее изучения являются взаимодействия индивидов, их ожидания ■ реакции, а также факторы, влияющие на возникновение определенных реакций. Перлман (1968) считает, что ролевая теория предлагает социальную интерпретацию взаимоотношений, которая дополняет психологическое понимание личности (Стрин, 1971; Библ и Томас, 1979; Дэвис, 1996).
Существуют два типа ролевой теории:
■ структурно-функциональная ролевая теория, в которой анализируется сто людей в социальных структурах. Каждой социальной позиции соответствует своя роль, под которой подразумевается набор определенна установок и поведенческих проявлений, продиктованных социальным положением. Осознание своей роли облегчает процесс ее изменения. Говарщ и Джонсон (1985) приводят в качестве примера ролевые установки в неполных семьях. Исследование, проведенное в США, показало, что людям, имеющим традиционные установки относительно распределении! ролей в браке, труднее приспособиться к роли одинокого родителя, чео| людям, у которых был опыт гибкого распределения ролей в супружестве;
■ драматургическая ролевая теория, предложенная Гоффманом (19686). которой роли рассматриваются в качестве форм исполнения (драматизации) социальных ожиданий, соответствующих социальному статус»... В социальных взаимодействиях люди анализируют сигналы, поступающие друг от друга. Поэтому, регулируя информацию, которую люди получают от нас, мы можем влиять на то, как нас воспринимают окружающие. Мы даем «представления», целью которых является создание нуж-1 ного нам впечатления. Наше представление обычно идеализировано, т с
включает общепринятые социальные ожидания. Некоторые аспекты роли акцентируются, другие вуалируются. Гоффман 0968а\^ок_азьшел^^^ люди со стигмой стараются контролировать восприятие окружающими этой особенности, которая не одобряется в обществе. Это помогает им относительно безболезненно «обойти» стигматизируемый момент. Людям часто приходится работать совместно в командах, разделять ответственность, исполнять социально одобряемые роли. Поэтому они испытывают облегчение, когда их «закулисные» роли остаются за кадром. Гоффман (1972а, б, в) развивает далее эти идеи и детально анализирует, каким образом социально ожидаемые роли объясняют различные формы поведения.
Данные концепты имеют большое значение, поскольку некоторые формы поведения можно объяснить несовпадением и неопределенностью ролей. Подобная интерпретация доступна для понимания клиентов. В данном случае их личность не критикуется, поэтому создается благоприятная возможность для интервенции и внесения изменений. Более того, для ролевой теории характерен социологический подход к анализу поведения, так как в ней поведенческие проблемы и социальное окружение рассматриваются во взаимосвязи. Мей-джер (2003) предлагает 6-шаговый процесс совместного исследования ролевых проблем с клиентом, включающий обсуждение ролей и возможностей их изменения. Он содержит следующие шаги:
■ определить требования новой роли;
■ определить полный ролевой набор, т.е. круг задействованных лиц и особенности их ролей;
■ распознать затруднения в исполнении ролей и возможные конфликты, связанные с приобретением новой роли;
■ обсудить новые роли в деталях: кто и что, когда и где делает;
■ проработать модель интеграции ролей, например временную шкалу, согласно которой привлекаются лица, исполняющие различные роли, или создать альтернативную ролевую программу;
■ вернуться к обсуждению ролей, если в результате обратной связи станет очевидной необходимость изменений.
Рассмотрим пример. Клэр, женщина среднего возраста, работала секретарем и самостоятельно воспитывала детей после развода с мужем. Ее одинокая мать, проживающая отдельно, стала терять зрение и вскоре совсем ослепла. Она несколько раз падала и сильно расшибалась. Семейный доктор посоветовал матери и дочери жить вместе. Совместное проживание оказалось для них крайне сложным, потребовалась помощь социального работника. С помощью понятий ролевой теории их ситуация была рассмотрена как ролевой конфликт между ролью работающей женщины, важной для самооценки Клэр, и ролью заботливой дочери. В данном случае имел место как межролевой конфликт, поскольку профессиональная роль и роль дочери пришли в противоречие, так и внутриролевой конфликт, так как ожидания матери относительно идеаль-
ного поведения заботливой дочери расходились с представлениями самой Клэр и семейного врача. При тщательном рассмотрении обнаружилась ролевая неопределенность, которая вызывала дополнительную сложность, поскольку Клэр внимательно относилась к мнению других о ее роли как дочери. Это вызывала в ней неуверенность относительно собственных действий.
Ролевая теория вызвала ряд замечаний представителей критического подхода по поводу отсутствия признания социальных предрассудков и давления, оказываемого на женщин, которые при неразвитой социальной защите вынуждены заботиться обо всех членах семьи. Таким образом, хотя ролевая теория и способна объяснить, каким образом индивиды подвергаются влиянию социальных моделей, ее структурно-функциональный подход может привести к убеждению, что роли — это данность, и что они необходимы для существования общества. В этом случае сложно понять, являются ли эти модели адекватными и нужно ли их менять. Более того, ролевая теория не предлагает методик для изменения поведения и работы с эмоциями и индивидуальными реакциями на ролевые конфликты. С ее помощью можно только выявить подобные конфликты.
Данная теория тесно связана с символическим интеракционизмом (см. гл. 9). В обоих случаях внимание акцентируется на процессе формирования ролей через социальные ожидания и приклеивание ярлыков. Проблема ярлыков обсуждалась в работах Беккера (1963) и Лемерта (1972). По мнению Лемерта. отклонения в поведении у большинства людей проявляются случайно, критически важной является реакция социального окружения на эти действия. Иногда социальная система приклеивает людям ярлык девианта или преступника. Получая определенный ярлык, они сталкиваются с социальными ожиданиями, которые ему соответствуют. Считается, что это только подкрепляет деви-антное поведение, ярлыки же становятся все устойчивее. Беккер показывает, как социальные группы провоцируют девиации, создавая правила и решая, кто им соответствует. Лица, не соблюдающие эти правила, считаются «аутсайдерами». «Моральная паника» (Кохен, 1972), возникающая вокруг отдельных форм поведения, таких как хулиганство или скандальное поведение спортивных болельщиков, означает рост обеспокоенности общества относительно девиантных явлений. Это вносит определенную лепту в закрепление ярлыков. В свою очередь ожидание проявлений отклоняющегося поведения провоцирует девиации.
Положительное значение ролевой теории, тем не менее, состоит в том. что она показывает влияние официальных структур, в том числе социальных служб, на возникновение проблем, с которыми они призваны бороться. Есть много свидетельств тому, что социальные работники часто приклеивают негативные ярлыки своим клиентам (Кейс и Лингерфельт, 1974; Джинджерич и др., 1982). Следовательно, при оценке проблем и оказании социальных услуг необходимо воздерживаться от стигматизации (Леви, 1981).
Теория коммуникации в социальной работе
Теория коммуникации способствует развитию социально-психологических теорий, рассмотренных ранее, и содержит ряд рекомендаций относительно
технологии работы с клиентами. Она объединяет несколько психологических подходов, авторами которых, в частности, являются психологи и терапевты из Пэло Альто. Одна из самых известных представительниц этой теории — Сатир (1964, 1972)'. В ее работах раскрываются сложные закономерности человеческих взаимоотношений (через речевую практику) и способы изменения поведения. Определенное влияние на развитие сициально-психологических теорий оказали также исследования антропологов и социальных психологов, таких как Бедвистел (1973), Шефлен (1972; Шсфлен и Эшкрафт, 1976) и Холл (1966). В них рассматриваются микроуровень конкретных невербальных форм коммуникации, а также такие культурные факторы, как территориальная культурная принадлежность, личностное пространство и проксемика, связанная с пространственным взаимоотношением людей в процессе общения. К коммуникативным подходам также относится нейролингвистическое программирование (Энжел. 1996), в котором тщательному изучению подвергается терапевтическое влияние вербальных конструкций. Акцент здесь делается на особенностях получения информации из окружающей среды, ее лингвистической переработки и организации на индивидуальном уровне (Энжел, 1996). Томпсон (20036) указывает на роль языка как элемента культуры и на возрастающее влияние культурологии в исследовании процессов коммуникации. Он также обращает внимание на особенности письменной коммуникации. Хотя в специальной литературе по социальной работе и обсуждаются методы переписки с клиентами, в реальности развитие электронной и текстовой мобильной связи показывает необходимость дальнейшего изучения современных письменных форм общения с использованием новых коммуникационных технологий. Понимание языка новых форм коммуникации особенно важно в работе с детьми и молодежью.
Согласно Томпсону (20036), основной моделью коммуникации является передача информации получателю. В процессе коммуникации случаются «помехи». Формируются коммуникационные сети. Особенности коммуникативного процесса, а также его участники становятся частью культуры и социальных отношений. Так, этнические и классовые деления сопровождаются «помехами» в сетях коммуникации. Нельсен (1980) полагает, что наши действия всегда являются ответом на информацию, полученную извне. В качестве информации могут выступать факты, знания, а также эмоции, воспоминания, телесные ощущения, представления о том, что думают о нас другие. Мы воспринимаем информацию и затем оцениваем ее; это называется процессом переработки информации. Оценив информацию, мы осуществляем обратную связь с партнером по коммуникации, у которого создается представление о нашем восприятии и оценке коммуникации. Обсуждая системную теорию, мы уже рассматривали процесс взаимного оценивания. У каждого из нас есть свои собственные правила переработки информации: какие-то вещи мы считаем для себя важными, а какие-то нет. Это приводит к избирательному восприятию, когда информация, не представляющая для нас особого значения, не улавливается. В то же время для окружающих она может быть важной.
Коммуникация осуществляется в вербальной и невербальной формах. Обратная вербальная связь может создавать комфортную ситуацию общения. Невербальная коммуникация, т.е. то, как мы держимся и двигаемся в пространстве,
также дает информацию о нас другим людям. Мы находимся в состоянии общения постоянно. Даже молчание или отсутствие контакта является коммуникацией, так как интерпретируется другими людьми. Значимой может быть не только вербальная, но и невербальная, и символическая коммуникация (Лишман, 1994). Оценка любой коммуникации должна включать и контекст. | котором происходит общение. Поведение, кажущееся странным в одном месте, может быть совершенно нормальным в другом.
Коммуникация формирует модели — паттерны. Люди привыкают к тем способам общения, с которыми они обычно сталкиваются в жизни. Это становится основой их взаимоотношений. Фелонг (1990) утверждает, что модели, которые используют социальные работники, часто можно описать такими словами, как «поддержка», «помощь» и «одобрение», что подразумевает доброжелательные взаимоотношения с клиентами. Такими словами обозначаются отношения сотрудничества, которые особенно необходимы при использовании терапевтических методов. Фелонг полагает, что в отдельных случаях более эффективными моделями, способными заставить клиентов достичь определенных целей, являются жесткие, директивные отношения, а соответственно, и термины. Паг (1996). анализируя языковые модели в коммуникациях, показывает, каким образом они отражают социальные установки, формируют идентичность и используются для демонстрации власти и социального статуса. Коммуникация всегда имеет содержание, которое является ее внешней (видимой) частью. Но во взаимоотношениях в результате действия метакоммуникации очевидному содержанию придаются другие смыслы. Способ, с помощью которого раскрывается содержание, обусловливает определенный род отношений. Поэтому манера общения социальных работников с клиентами говорит о том, какого рода отношения предполагаются между ними. Соблюдение специалистом дистанции, что диктуется профессиональной ролью, может интерпретироваться неверно. Одни клиенты жалуются на официальное отношение социальных работников, другие ожидают от специалистов «профессионального» подхода, а неформальное отношение озадачивает их. В моделях коммуникации часто отражаются доминирование или подчинение. Следовательно, с помощью коммуникативной теории можно определить проявления неравенства и дискриминации.
Теория и анализ коммуникации могут быть полезны для:
■ анализа и развития практической работы (путем совершенствования коммуникативных навыков);
■ работы с коммуникативными проблемами клиентов;
■ анализа проблемных ситуаций в командной работе (Пэйн, 2000).
Основные концепции
Со времени выхода книги Брейквела и Ровета (1982) не появилось ни одной сколько-нибудь значимой социально-психологической концепции в социальной работе. Были разработаны несколько прикладных подходов в рамках теории коммуникации, в частности подходы, связанные с семейной терапией (см., например, обзорную работу Грин, 1996). Нельсен (1980) является авто-
ром наиболее полного обзора теории коммуникации и ее применения в социальной работе, однако его работа представляется несколько устаревшей в настоящее время, когда появились новые исследования коммуникаций, а также современные лингвистические и культурологические исследования. Томпсон (20036) предлагает практическое и теоретическое руководства, которые содержат анализ новейших разработок в теории коммуникации, включая культурологические и постмодернистские лингвистические подходы. Вместе с тем в данной книге не затрагиваются вопросы прикладного использования общей теории коммуникации в социальной работе.
Фишер (1991) предлагает довольно своеобразную концепцию конструктивизма в социальной работе. Он подробно раскрывает скорее конструктивистские, чем социально-конструктивистские представления. Кроме того, в последнее время появились совершенно новые разработки, сделанные в рамках повествовательной терапии и терапии с помощью решений. МакНэми и Джер-джен (1992), выступившие редакторами интересного сборника, показывают, каким образом психологическое направление социального конструирования может применяться в терапевтической практике. Многие статьи этого издания также актуальны для социальной работы. Франклин и Нюриус (1998) объединяют в своей книге несколько довольно интересных статей, посвященных отдельным случаям индивидуальной, семейной, командной работы, а также работы в микросоциальной среде. Однако эти статьи не имеют общей теоретической основы и технологического обоснования.
В качестве основной мы рассмотрим концепцию Партона и О'Байна, представленную в их работе «Конструктивистская социальная работа», в которой сочетаются психотерапевтические и конструктивистские подходы.
Партой и О'Байн: конструктивистская социальная работа
Партон и О'Байн (2000) находят в социальной работе рационально-технические элементы, но все же они считают ее в большей степени искусством. Следовательно, в социальной работе процесс также важен, как и результат. Существует огромное разнообразие представлений об окружающем мире, возможностей и ресурсов, проблем, ограничений и интерпретаций социальных отношений. Конструктивистская социальная работа направлена на поиск альтернативных возможностей, которые, как правило, неочевидны вследствие особенностей ситуации, в которой находятся клиенты. Эта ситуация, или история, зависит от их понимания и переживания отношения к ним окружающего мира. Социальную работу можно считать конструктивистской, так как в ее процессе осуществляется поиск позитивных моментов в жизни и опыте индивида, а в ее основании лежат принципы теории социального конструктивизма. Модель практики показана на рис. 8.2.
Отправной точкой в концепции Партона и О'Байна является повествование (нарратив). Описывая события, люди стараются приблизить свои истории к реальности настолько, насколько это позволяет сделать их субъективное восприятие. Таким образом, повествование клиентов отражает их реальность. Рассказывая истории, люди также учитывают аудиторию слушателей, поэтому репрезентация реальности зависит еще и от того, как рассказчик воспри-
нимает слушателей. Каждое повествование представляет собой социальное отношение: в его ходе событие не только описывается, но и интерпретируется согласно контексту социальных отношений. Каждая история содержит потенциал для альтернативных репрезентаций, однако по мере повествования реальность приобретает фиксированную форму и различные элементы истории выстраиваются в определенной последовательности. В результате рассказываемая история начинает претендовать на право быть правдой, т.е. на то, чтобы убедить слушателей в истинности повествования. Исследования коммуникативных процессов показывают, что в диалоге люди могут обращаться друг к другу и задавать вопросы, однако при повествовании истории рассказываются таким образом, чтобы они были понятны слушателям. Люди интерпретируют события и присваивают им определенное значение, ориентируясь на общепринятые смыслы, поэтому истории, которые мы создаем, опосредованы коллективными повествованиями наших культур и социальных групп (Сейли-би, 1994). Признание тех или иных историй в качестве истинных зачастую зависит от позиции социальных и культурных групп, обладающих властью.
Поскольку наши представления опосредованы культурными и общественными конструкциями, способность влиять на них зависит от осознания механизмов социально-структурного и властного конструирования нашего знания и, следовательно, нашего мира. По словам Фуко, наша жизнь находится во власти тех нормативных истин, которые создаются властными практиками. Группы, обладающие властью, устанавливают нормы, т.е. определяют, какие общепринятые социальные ожидания являются истинными, а какие нет. Таким образом, данные нормы приобретают статус объективной реальности, и мы стараемся следовать им. Власть воздействует через идеи, которые влияют на культурные и социальные отношения, а следовательно, и через язык. С помощью языка представления выражаются и обозначаются, делаются значимыми для нас благодаря сигнификатам (означаемым словам), которые мы используем для их выражения.
Картина мира подобна прочтению текста. Мы слышим описание события и интерпретируем его, словно читаем книги, привнося наш опыт в этот процесс. Наш опыт сохраняется в памяти в виде историй; мы редактируем и шлифуем их, они служат тем целям, которые мы стремимся достичь. Таким образом, языковые выражения, которые мы используем, и способ построения текста оказывают огромное влияние на наше понимание. Кроме того, в случае непонимания в процессе общения мы можем задать вопросы и принять участие в обсуждении, чтобы прояснить для себя то, что нам нужно. Мы также можем изменить направление повествования, дать понять рассказчику, в чем мы заинтересованы. Следовательно, рассказчик способен адаптировать свое повествование. Партон и О'Байн (2000, 58) на основе работы Джержен и Джерджен (1986) выделяют следующие три типа повествования:
■ прогрессирующее {поступательное) повествование, в ходе которого люди описывают себя и достигают поставленных целей;
■ стабильное повествование, в котором события описываются как неизменные;
■ отступающее повествование, в котором люди описывают себя удаляющимися от поставленных целей.
Изменения происходят постоянно, и понимание этого процесса дает нам возможность влиять на события во время их трансформации. Определение возможных способов воздействия в диалогическом общении усиливает фактор нашего влияния. Поэтому конструирование повествования совместно с социальным работником помогает людям понять, что нового происходит в их жизни, что привело к этим изменениям и как они сами повлияли на появление тех или иных событий. Прошлый опыт может ограничивать возможности воздействия в настоящем, но самым важным в процессе общения является определение достижений и моментов сопротивления проблемам.
Понятие о сопротивлении, предлагаемое психодинамической теорией (см. гл. 4), в данном случае использовать нельзя. Если люди не желают сотрудничать, значит, они отвергают данный вид помощи. В таком случае социальному работнику необходимо найти альтернативные варианты работы с клиентом. Сопротивление проявляется также в создании историй героического преодоления проблем, что является положительной основой приобретения опыта и развития дальнейшей мотивации к действию.
То, о чем говорят люди, и особенно — как они обсуждают проблемы и их решения, находится в центре внимания практической работы. Социальные работники конструктивистского направления принимают за точку отсчета те языковые выражения, которые используются клиентами для описания проблем и желаемых целей. Некоторые терапевты-конструктивисты считают, что люди сами способствуют появлению проблем, так как находятся под влиянием негативных культурных повествований. Например, представление о том, что муж должен быть кормильцем семьи, а жена — домохозяйкой, является истинным до тех пор, пока мужчина не становится инвалидом. Если супруги придерживаются устоявшегося представления о распределении ролей, то, скорее всего, они столкнутся с серьезной проблемой. Для других эта ситуация не
Таблица 8.1. Конструктивистская практика социальной работы (по Партону и О'Байну, 2000)
-1^ | ||||
Процесс | Цель | Пояснения клиента/рассказчика | ||
Представиться; кратко остановиться на особенностях предстоящей работы; попросить рассказать историю проблемы; найти время выслушать историю полностью | Обратить внимание на языковые конструкции; объяснить переживания и чувства; показать, что эти переживания неадекватны, или без них можно обойтись | Признать и подтвердить эти чувства; определить, что хотелось бы изменить | ||
Задать вопросы о том, что оказывает | Выразить сомнение в адекватности виде- | Увидеть возможность изменений; отделить | ||
негативное влияние на жизнь клиента, о | ния проблемы; создать неопределенность | себя от субъективно созданного «состоя- | ||
взаимоотношениях, оценке мнении других людей | (используемые вами языковые выражения должны показывать новые возможности) | ния неполноценности» | ||
Выяснить, как сам человек видит разли- | Оказать сопротивление проблеме. Пока- | Увидеть себя сопротивляющимся пробле- | ||
чия между тем, как он живет, и желае- | зать проблему (за исключением тех случа- | ме; проанализировать контекст беседы и | ||
мым способом существования | ев, когда проблемой является насильственное или жестокое поведение по отношению к окружающим); отдалиться от проблемы | внешние воздействия; подчеркнуть ответственность клиента за проблему; сконструировать проблему как внешнюю | ||
Оспорить проблематичные истории четырех типов | ■ Идеи непреодолимости я Идеи обвинения ■ Истории о несостоятельности ■ Снятие с себя ответственности | «Ничего уже не изменить»; «Она изначально испорчена»; «Я очень тревожный человек»; «Я такой же, как мой отец» | ||
Поощрить повествование о тех событиях, | Семь шагов: | «Черная собака» = депрессия; чувства, | ||
когда проблемам оказывалось сопро- | ■ Наименование истории | переживания, связанные с проблемой; | ||
тивление | ■ Итог ■ Моменты сопротивления ■ Персонализация сопротивления ■ Подтверждение на основе новых историй ■ Будущее ■ Социальные факторы | поворот к лучшему; удачное решение = повышение самооценки и новая идентичность; успехи в прошлом, объяснения, данные сопротивлению; поощрение — будущие успехи; поддержка окружения | ||
Использование таких внешних метафор, как: ■ 11оланление | Деконструирование проблемы: ■ Запугивание, молчание ■ Связывание, тишение свободы | Героические поступки: ■ Протестовать ■ Освободиться | ||
■ Лишение свободы | движений | ■ Раскрыть правду | ||
■ Подглядывание | ■ Проникновение, размывание границ | ■ Играть по правилам, владеть ситуацией | ||
■ Занятия спортом | ■ Авантюра | ■ Держать удар, обойти с фланга | ||
■ Война/насилие | ■ Атака, поражение | ■ Сохранять контроль,
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|