double arrow

Семья Голдманов

Мистер Голдман работает на местном заводе, который планируют закрыть и перевести в одну из Восточно-Европейских стран. Миссис Голдман работает на полставки в супермаркете и получает небольшую зарплату, кроме того, она ле­чится от депрессии. Их сыну Гари (19 лет) был поставлен диагноз шизофрения. Средний сын Кайлех (12 лет) стал пропускать школьные занятия. Младший же сын Донован (8 лет) имеет небольшую задержку умственного развития, и в данный момент рассматривается вопрос о его переводе из специализированного клас­са обычной школы в специализированную школу. Социальный работник из служ­бы охраны психического здоровья проводит реадаптационные мероприятия с


Гари после его первой выписки из психиатрической клиники. Социальный педа­гог осуществляет коррекционную работу с Кайлехом. Семейный доктор органи­зовал для Донована консультацию психолога.

С такой ситуацией, осложненной многочисленными проблемами и привлече­нием различных специалистов, социальные работники встречаются довольно часто. Их служба ожидает от них определенных действий, но ситуация носит настолько сложный характер, и проблемы данной семьи настолько взаимосвя­заны друг с другом, что требуются комплексные воздействия. В данном случае можно применить когнитивно-поведенческие методы, но они должны быть вза­имосвязаны с долговременной психодинамической работой и краткосрочными кризисной интервенцией или задаче-центрированными методами. Прежде все­го необходимо определить основной объект (объекты) воздействий, а также вы­брать профессиональные методы и теории. В каких ситуациях и в работе с каки­ми членами семьи можно применять когнитивно-поведенческую интервенцию? Каким образом можно соблюсти баланс в использовании данного и альтернатив­ных подходов?

КОММЕНТАРИЙ

Поведенческие и когнитивные подходы считаются действенными метода­ми и широко применяются на практике. Их эффективность доказана исследо­ваниями (Скотт и др., 1989; Стерн и Драммонд, 1991; Шелдон, 1995). Однако есть сомнения относительно длительности сохранения достигнутых измене­ний. В литературном обзоре методик преодоления реакций горя Малкинсона (2001) предлагается оценка результатов данного вида терапии. В нем показана эффективность когнитивной терапии в ситуациях комплексных переживаний горя у людей, склонных к затяжной, иррациональной привязанности к умер­шему.

С помощью когнитивных техник стало возможным пересмотреть свойствен­ные им мыслительные конструкты и интегрировать факт потери близкого в их повседневное существование. Вместе с тем автор данной работы доказывает необходимость развития других технологий для оказания эффективного влия­ния на социальные потребности этих людей.

В целом стабильность приобретенного поведения зависит от того, насколь­ко внимательны специалисты к развитию способности к распространению поведенческих и когнитивных изменений на обычные социальные ситуации. Значительная часть практических разработок и исследований принадлежит пси­хологам, а социальные же работники внесли незначительный вклад в ее ре­шение даже в США. Неясно, возможен ли простой перенос практически пол­ностью индивидуализированной терапии, предлагаемый некоторыми автора­ми, такими, как Шелдон (1995). в обычные социальные службы, хотя в це­лом это представляется реальным.

Одним из препятствий является необходимость наличия навыков и опыта создания поведенческих программ, что предъявляет особые требования к су-первизорству со стороны эксперта в подобных вопросах. Если групп профес­сионалов-практиков отсутствует, это условие вряд ли выполнимо. Таким об­разом, поведенческая работа применяется в ограниченных областях, в част­ности в клинических учреждениях, где работают психологи и другие квали­фицированные профессионалы, которые могут обеспечить соответствующее


обучение и поддержку. Данная тема обсуждается в работе Вонга и его коллег (1987), посвященной стационарному лечению больных с хроническими рас­стройствами психики.

Одним из достоинств когнитивной работы является наличие подробно раз­работанного, структурированного руководства по практическому использова­нию, а также инструментов оценки. Такие руководства крайне важны для спе­циалистов, которые чувствуют неуверенность при работе с новым методом. Вместе с тем они могут уменьшать гибкость специалистов при реагировании на про­блемы клиентов. Еще одно достоинство когнитивной работы — акцент на кон­кретных формах поведения; личность в таком случае в целом не воспринимает­ся в качестве аномальной, что характерно для психодинамической теории. По­веденческие проявления могут быть адаптивными в разных сообществах и куль­турах. Поэтому поведение, которое соответствует определенной тендерной и этнической культуре, в теории научения не является объектом изменения. В психодинамической теории адекватность поведения рассматривается сквозь призму представлений о его детерминированности, поэтому если поведение не соответствует доминантной культуре, а характерно только для культуры этни­ческого меньшинства или вторичной тендерной культуры, то оно считается отклоняющимся от нормы. Хотя Фишер и Гохрос (1975) находят схожее обсто­ятельство в теории научения, они не указывают на то, что представление об адаптивном поведении требует растворения культуры меньшинства или дис­криминируемой культуры в главенствующей культуре. Так или иначе, есть ве­роятность того, что терапия, направленная на изменение поведения в сторону большей адаптации к окружающей среде, будет уменьшать значение менее рас­пространенных и не доминирующих культурных поведенческих проявлений.

Когнитивные методы получили развитие в 1990 —2000-е гг., что объясня­ется их ясностью и эффективностью, а также структурированностью процеду­ры диагностики и технологии действия. Эти особенности способствуют при­влечению клиентов, задают направление практической работе. Данные мето­ды широко применяются в службах психического здоровья и психологической поддержки клиентов, страдающих от тревожных и депрессивных состояний. Их эффективность легко доказуема. Психологи и консультанты активно ис­пользуют когнитивные методы, поэтому понимание их сущности очень важно для социальных работников, входящих в состав многопрофильных бригад пси­хологической и психотерапевтической направленности. Кроме того, когни­тивные методы тесно связаны с психодинамической психологией личности, поскольку когнитивная работа придает большое значение рациональному вос­приятию окружающего мира. Есть также определенные взаимосвязи с конст­руктивистскими подходами, в которых внимание уделяется обработке и ин­терпретации воспринимаемой информации (см. гл. 8).

Методы социального научения, особенно тренинги социальных навыков, используются чаще, чем традиционные поведенческие методы. Можно выде­лить три причины недостаточного распространения последних. Во-первых, их незначительное влияние может объясняться критикой традиционных психо­динамических форм социальной работы. В о-в торых, отдельные техники да­леки от стандартного недирективного подхода социальных работников и отра­жают механистическую терминологию и процедуры, которые не слишком удобны в применении. В-третьих, эти методы критиковались, хотя и не всегда оп-


равданно, за несоблюдение этических норм. Данное обстоятельство объясняет настороженное отношение к ним социальных работников и мнение о том, что подобные методы не соответствуют целям социальной работы. Появились и другие критические замечания представителей социологических теорий и системной перспективы. Они рассматриваются в следующей главе.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Определенные элементы когнитивно-поведенческой практики, в частности тео­рия социального научения, оказали значительное влияние на социальную работу.

| Поведенческая практика в ее традиционном варианте применяется довольно ред­ко, в основном по причинам практического характера. Прежде всего это связано со сложностями в обеспечении супервизорства и ограниченностью сферы при­менения.

| Преимуществами когнитивно-поведенческого подхода являются временная огра­ниченность и структурированность.

| Большинство практических техник поддаются оценке эффективности.

| Данные подходы чаще всего используются многопрофильными бригадами в сис­теме здравоохранения и охраны психического здоровья при работе с депрессив­ными, тревожными и другими психологическими реакциями на стрессовые ситу­ации.

| Технический и рациональный характер когнитивно-поведенческого подхода вы­зывает сомнения в его этической и гуманистической направленности.

Глава 7. СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Системно-ориентированные перспективы занимают важную нишу в соци­альной работе. В противоположность консультированию, психотерапии и дру­гим вспомогательным профессиям, нацеленным на работу с пациентами и клиентами, в них акцентируется внимание на социальные процессы. Однако социальные проблемы рассматриваются в основном через призму интеграции индивидов в систему существующего социального порядка, поэтому систем­ная и экологическая перспективы относятся главным образом к теориям ин­дивидуал-реформистского толка. Социальная работа связана с восстановлени­ем социальных контактов и отношений индивида, поэтому наряду с решени­ем межличностных проблем необходимо обеспечить достижение таких соци­ально-значимых целей, как социальная справедливость и социальные измене­ния. Системно-ориентированные перспективы отражают подобное представ­ление, однако в них социальная работа связывается, скорее, с сохранением стабильного социального порядка, чем с радикальными социальными транс­формациями. Кроме того, здесь делался акцент на клиническом, или меди- -цинском, восприятии объекта социальной работы как «пациента» или «кли­ента». Для социальных работников все более характерным становится участие в многопрофильных командах специалистов, работающих с семьями и в мик­росоциальной среде. Вместе с тем Андерсон с коллегами (1999) подчеркива­ют, что теория систем подразумевает существование атомистически целост­ной среды, что заставляет нас обращать внимание на общественные и лично­стные элементы каждой социальной ситуации, а также на их взаимодействие в системе целого.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> В теории систем индивид рассматривается одновременно как самостоятельная единица и составная часть других систем, таким образом, объединяются соци­альные и психологические элементы практики.

> Системы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие отличается слож­ным характером. Изучая его, можно разобраться в особенностях взаимодействия индивидов в семьях, микросоциальной и более широкой социальной среде.

> Системные представления приобрели особенно большое значение в работе с се­мьями.

> Теории систем оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. в связи с развитием интегральных моделей практики и укрупнением социальных

служб, однако в большинстве стран, за исключением США, их значение уменьши­лось вследствие усиления тенденций к специализации и переориентации адми­нистративной политики.

> В США экосистемная теория приобрела наибольшую популярность благодаря включению в нее элементов традиционной психодинамической практики, что спо­собствовало постепенному объединению профессиональных технологий социаль­ной работы.

> Экосистемные перспективы и концепции экологических, «живых», систем, а так­же формы их практической реализации направлены на решение психологических проблем путем повышения адаптации индивидов к окружающей среде.

> В экологических теориях, разработанных в Европе, американский экосистемный подход подвергается критике за невнимание к экологическому кризису неустой­чивых западных цивилизаций. Устойчивое социальное развитие также являете? целью практической работы в развивающихся странах.

> Критические замечания вызывает аксиома теории систем о фундаментальном зна­чении социального порядка, т. е. социальной структуры, способствующей стабиль­ности и неизменности отношений между людьми, группами и организациями в об­ществе.

> Развитие системы поддержки и социальных сетей — важная форма практическое реализации системных идей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Термин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особен­ности семей и групп, а также их эффективное функционирование. В отличие от клинической работы и консультирования в данном случае семья не рассматрива­ется через призму положительной или отрицательной роли в обеспечении здоро­вья и благосостояния отдельного пациента.

> Жизненные стрессогенные факторы — факторы, вызывающие стресс и обеспе­чивающие систему (индивида, семью, микросоциальную группу) энергией.

> Согласие, или адаптационное состояние между индивидами и их социальным ок­ружением.

> Формирование, сохранение и совершенствование социальных сетей и взаимной поддержки.

Общий теоретический контекст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: