Мистер Голдман работает на местном заводе, который планируют закрыть и перевести в одну из Восточно-Европейских стран. Миссис Голдман работает на полставки в супермаркете и получает небольшую зарплату, кроме того, она лечится от депрессии. Их сыну Гари (19 лет) был поставлен диагноз шизофрения. Средний сын Кайлех (12 лет) стал пропускать школьные занятия. Младший же сын Донован (8 лет) имеет небольшую задержку умственного развития, и в данный момент рассматривается вопрос о его переводе из специализированного класса обычной школы в специализированную школу. Социальный работник из службы охраны психического здоровья проводит реадаптационные мероприятия с
Гари после его первой выписки из психиатрической клиники. Социальный педагог осуществляет коррекционную работу с Кайлехом. Семейный доктор организовал для Донована консультацию психолога.
С такой ситуацией, осложненной многочисленными проблемами и привлечением различных специалистов, социальные работники встречаются довольно часто. Их служба ожидает от них определенных действий, но ситуация носит настолько сложный характер, и проблемы данной семьи настолько взаимосвязаны друг с другом, что требуются комплексные воздействия. В данном случае можно применить когнитивно-поведенческие методы, но они должны быть взаимосвязаны с долговременной психодинамической работой и краткосрочными кризисной интервенцией или задаче-центрированными методами. Прежде всего необходимо определить основной объект (объекты) воздействий, а также выбрать профессиональные методы и теории. В каких ситуациях и в работе с какими членами семьи можно применять когнитивно-поведенческую интервенцию? Каким образом можно соблюсти баланс в использовании данного и альтернативных подходов?
КОММЕНТАРИЙ
Поведенческие и когнитивные подходы считаются действенными методами и широко применяются на практике. Их эффективность доказана исследованиями (Скотт и др., 1989; Стерн и Драммонд, 1991; Шелдон, 1995). Однако есть сомнения относительно длительности сохранения достигнутых изменений. В литературном обзоре методик преодоления реакций горя Малкинсона (2001) предлагается оценка результатов данного вида терапии. В нем показана эффективность когнитивной терапии в ситуациях комплексных переживаний горя у людей, склонных к затяжной, иррациональной привязанности к умершему.
С помощью когнитивных техник стало возможным пересмотреть свойственные им мыслительные конструкты и интегрировать факт потери близкого в их повседневное существование. Вместе с тем автор данной работы доказывает необходимость развития других технологий для оказания эффективного влияния на социальные потребности этих людей.
В целом стабильность приобретенного поведения зависит от того, насколько внимательны специалисты к развитию способности к распространению поведенческих и когнитивных изменений на обычные социальные ситуации. Значительная часть практических разработок и исследований принадлежит психологам, а социальные же работники внесли незначительный вклад в ее решение даже в США. Неясно, возможен ли простой перенос практически полностью индивидуализированной терапии, предлагаемый некоторыми авторами, такими, как Шелдон (1995). в обычные социальные службы, хотя в целом это представляется реальным.
Одним из препятствий является необходимость наличия навыков и опыта создания поведенческих программ, что предъявляет особые требования к су-первизорству со стороны эксперта в подобных вопросах. Если групп профессионалов-практиков отсутствует, это условие вряд ли выполнимо. Таким образом, поведенческая работа применяется в ограниченных областях, в частности в клинических учреждениях, где работают психологи и другие квалифицированные профессионалы, которые могут обеспечить соответствующее
обучение и поддержку. Данная тема обсуждается в работе Вонга и его коллег (1987), посвященной стационарному лечению больных с хроническими расстройствами психики.
Одним из достоинств когнитивной работы является наличие подробно разработанного, структурированного руководства по практическому использованию, а также инструментов оценки. Такие руководства крайне важны для специалистов, которые чувствуют неуверенность при работе с новым методом. Вместе с тем они могут уменьшать гибкость специалистов при реагировании на проблемы клиентов. Еще одно достоинство когнитивной работы — акцент на конкретных формах поведения; личность в таком случае в целом не воспринимается в качестве аномальной, что характерно для психодинамической теории. Поведенческие проявления могут быть адаптивными в разных сообществах и культурах. Поэтому поведение, которое соответствует определенной тендерной и этнической культуре, в теории научения не является объектом изменения. В психодинамической теории адекватность поведения рассматривается сквозь призму представлений о его детерминированности, поэтому если поведение не соответствует доминантной культуре, а характерно только для культуры этнического меньшинства или вторичной тендерной культуры, то оно считается отклоняющимся от нормы. Хотя Фишер и Гохрос (1975) находят схожее обстоятельство в теории научения, они не указывают на то, что представление об адаптивном поведении требует растворения культуры меньшинства или дискриминируемой культуры в главенствующей культуре. Так или иначе, есть вероятность того, что терапия, направленная на изменение поведения в сторону большей адаптации к окружающей среде, будет уменьшать значение менее распространенных и не доминирующих культурных поведенческих проявлений.
Когнитивные методы получили развитие в 1990 —2000-е гг., что объясняется их ясностью и эффективностью, а также структурированностью процедуры диагностики и технологии действия. Эти особенности способствуют привлечению клиентов, задают направление практической работе. Данные методы широко применяются в службах психического здоровья и психологической поддержки клиентов, страдающих от тревожных и депрессивных состояний. Их эффективность легко доказуема. Психологи и консультанты активно используют когнитивные методы, поэтому понимание их сущности очень важно для социальных работников, входящих в состав многопрофильных бригад психологической и психотерапевтической направленности. Кроме того, когнитивные методы тесно связаны с психодинамической психологией личности, поскольку когнитивная работа придает большое значение рациональному восприятию окружающего мира. Есть также определенные взаимосвязи с конструктивистскими подходами, в которых внимание уделяется обработке и интерпретации воспринимаемой информации (см. гл. 8).
Методы социального научения, особенно тренинги социальных навыков, используются чаще, чем традиционные поведенческие методы. Можно выделить три причины недостаточного распространения последних. Во-первых, их незначительное влияние может объясняться критикой традиционных психодинамических форм социальной работы. В о-в торых, отдельные техники далеки от стандартного недирективного подхода социальных работников и отражают механистическую терминологию и процедуры, которые не слишком удобны в применении. В-третьих, эти методы критиковались, хотя и не всегда оп-
равданно, за несоблюдение этических норм. Данное обстоятельство объясняет настороженное отношение к ним социальных работников и мнение о том, что подобные методы не соответствуют целям социальной работы. Появились и другие критические замечания представителей социологических теорий и системной перспективы. Они рассматриваются в следующей главе.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Определенные элементы когнитивно-поведенческой практики, в частности теория социального научения, оказали значительное влияние на социальную работу.
| Поведенческая практика в ее традиционном варианте применяется довольно редко, в основном по причинам практического характера. Прежде всего это связано со сложностями в обеспечении супервизорства и ограниченностью сферы применения.
| Преимуществами когнитивно-поведенческого подхода являются временная ограниченность и структурированность.
| Большинство практических техник поддаются оценке эффективности.
| Данные подходы чаще всего используются многопрофильными бригадами в системе здравоохранения и охраны психического здоровья при работе с депрессивными, тревожными и другими психологическими реакциями на стрессовые ситуации.
| Технический и рациональный характер когнитивно-поведенческого подхода вызывает сомнения в его этической и гуманистической направленности.
Глава 7. СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
О чем повествует эта глава
Системно-ориентированные перспективы занимают важную нишу в социальной работе. В противоположность консультированию, психотерапии и другим вспомогательным профессиям, нацеленным на работу с пациентами и клиентами, в них акцентируется внимание на социальные процессы. Однако социальные проблемы рассматриваются в основном через призму интеграции индивидов в систему существующего социального порядка, поэтому системная и экологическая перспективы относятся главным образом к теориям индивидуал-реформистского толка. Социальная работа связана с восстановлением социальных контактов и отношений индивида, поэтому наряду с решением межличностных проблем необходимо обеспечить достижение таких социально-значимых целей, как социальная справедливость и социальные изменения. Системно-ориентированные перспективы отражают подобное представление, однако в них социальная работа связывается, скорее, с сохранением стабильного социального порядка, чем с радикальными социальными трансформациями. Кроме того, здесь делался акцент на клиническом, или меди- -цинском, восприятии объекта социальной работы как «пациента» или «клиента». Для социальных работников все более характерным становится участие в многопрофильных командах специалистов, работающих с семьями и в микросоциальной среде. Вместе с тем Андерсон с коллегами (1999) подчеркивают, что теория систем подразумевает существование атомистически целостной среды, что заставляет нас обращать внимание на общественные и личностные элементы каждой социальной ситуации, а также на их взаимодействие в системе целого.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> В теории систем индивид рассматривается одновременно как самостоятельная единица и составная часть других систем, таким образом, объединяются социальные и психологические элементы практики.
> Системы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие отличается сложным характером. Изучая его, можно разобраться в особенностях взаимодействия индивидов в семьях, микросоциальной и более широкой социальной среде.
> Системные представления приобрели особенно большое значение в работе с семьями.
> Теории систем оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. в связи с развитием интегральных моделей практики и укрупнением социальных
служб, однако в большинстве стран, за исключением США, их значение уменьшилось вследствие усиления тенденций к специализации и переориентации административной политики.
> В США экосистемная теория приобрела наибольшую популярность благодаря включению в нее элементов традиционной психодинамической практики, что способствовало постепенному объединению профессиональных технологий социальной работы.
> Экосистемные перспективы и концепции экологических, «живых», систем, а также формы их практической реализации направлены на решение психологических проблем путем повышения адаптации индивидов к окружающей среде.
> В экологических теориях, разработанных в Европе, американский экосистемный подход подвергается критике за невнимание к экологическому кризису неустойчивых западных цивилизаций. Устойчивое социальное развитие также являете? целью практической работы в развивающихся странах.
> Критические замечания вызывает аксиома теории систем о фундаментальном значении социального порядка, т. е. социальной структуры, способствующей стабильности и неизменности отношений между людьми, группами и организациями в обществе.
> Развитие системы поддержки и социальных сетей — важная форма практическое реализации системных идей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Термин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особенности семей и групп, а также их эффективное функционирование. В отличие от клинической работы и консультирования в данном случае семья не рассматривается через призму положительной или отрицательной роли в обеспечении здоровья и благосостояния отдельного пациента.
> Жизненные стрессогенные факторы — факторы, вызывающие стресс и обеспечивающие систему (индивида, семью, микросоциальную группу) энергией.
> Согласие, или адаптационное состояние между индивидами и их социальным окружением.
> Формирование, сохранение и совершенствование социальных сетей и взаимной поддержки.
Общий теоретический контекст