О'Хэген (2001) критикует антидискриминационную теорию по следующим позициям.
■ Антидискриминация сосредоточена на расизме и игнорирует важные культурные аспекты дискриминации, такие как религия.
■ Антидискриминация концентрируется на различиях «темнокожий—белый», обращаясь к таким идеям, как «традиции темнокожего населения», «опыт темнокожего населения» и «перспективы темнокожего населения», вопреки желаниям,многих людей, принадлежащих к этническим меньшинствам, предпочитающих различать истории, культуры и религии на основе личной и социальной идентичности.
■ В антидискриминации термин «этничность» используется в значении «не мы», что ассоциируется с таким уничижительным понятием, как «этническая чистка». По мнению О'Хэгена, использование аббревиатуры ВМЕ (Ыаск апс1 гшпогку еШшс §гоир — этнические группы темнокожих и меньшинств) также оскорбительно. Такие языковые изменения привели к обвинениям в лингвистической «политической некорректности» (см. ниже).
|
|
К этому следует добавить, что Кларк (2003), в свою очередь, предлагает рассматривать структурные источники расизма во взаимодействии с эмоциональной реакцией; при этом ни внутренние, ни эмоциональные, ни внешние факторы нельзя игнорировать. Робинсон (1999) считает, что уровень, которого достиг человек в развитии своей расовой идентичности, более важен, чем
простой факт его принадлежности к расе. Таким образом, общая картина расизма представляет собой более сложный набор социальных взаимодействий, а не просто дискриминацию. Робинсон (2001) считает, что у дискриминации и расизма есть совместный опыт.
Предпринимались также попытки создания всеобщей теоретической модели антидискриминационной практики и практики антиугнетения, в которых проблема расизма и другие специальные проблемы рассматривались с точки зрения феминизма. Однако своеобразие феминистской теории побудило меня рассмотреть ее отдельно в главе 12.
Антидискриминационная теория рассматривает отношения между различными видами угнетения как сложные и требующие анализа. Это связано с практическими и идеологическими проблемами. Мэйси и Моксон (1996) критикуют антирасистскую теорию за то, что она рассматривает расизм как дискриминацию, порожденную высоким уровнем бедности и плохой окружающей средой. Низкое качество образования, преступность, беспорядки, безработица и неравенство являются следствием многих других факторов. Сторонники антидискриминационной теории преувеличивают значение расизма в его взаимодействии с другими источниками неравенства. Зачастую социальные службы оказываются узкоспециализированными, в результате они не видят связи между различными видами притеснения. Потребности клиентов могут мешать в какой-то одной области, и они могут воспротивиться вмешательству в другие сферы. И социальные работники, и клиенты зачастую на уровне идей сталкиваются с затруднениями в признании равнозначности форм угнетения, связанных с эйджизмом, нетрадиционной сексуальной ориентацией или, скажем, с расовыми различиями. Это может быть вызвано их предубеждениями или представлениями о том, что, например, эйджизм имеет намного меньше серьезных последствий для конкретных клиентов, чем расизм.
|
|