Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Рефлексия




Обратитесь вновь к примерам практики из предыдущих глав и подумайте, как антидискриминационная теория, а также культурная и этническая чуткость мо­гут помочь в разрешении ситуаций. Вступают ли в конфликт этнические и расо­вые проблемы с другими антидискриминационными действиями, которые могут потребоваться? В чем точки их соприкосновения? Такой ракурс подчеркивает


важность применения подходов, основанных на антидискриминации или чутко­сти, к широкому ряду практических теорий. Каким образом можно использовать антидискриминационный подход или этнокультурный подход в сравнении с дру­гими видами интервенции со стороны социальных работников?

Комментарий

В 1980— 1990-е гг. антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению в социальной работе играли большую роль. Это было вызвано ря­дом причин. На практике многие общества и социальные агентства испытали воздействие последствий миграции населения из-за возрастающей глобализа­ции экономики и обострения проблем беженцев. Более того, отношения меж­ду группами людей с ограниченными возможностями и женщин, стали менее дифференцированными. Группы стали реже соглашаться со сложившимся ти­пом власти, особенно патриархальной. Данные теоретические перспективы помогли проанализировать новые социальные проблемы и отреагировать на них. Перспективы темнокожего населения и других притесняемых групп и мультикультурные подходы также помогли социальным работникам исполь­зовать на практике новые знания о роли в социальных отношениях групп эт­нических меньшинств, женщин, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей.

Кроме того, антидискриминационная теория и теория антипритеснения имеют ряд теоретических преимуществ по сравнению с другими подходами к социальной работе. Они развивают радикальные подходы, которые учитывают различные основания притеснения групп, неравенства и расслоения в обще­стве и, таким образом, обеспечивают более эффективный анализ проблем, с которыми сталкиваются социальные работники. Эти теории внесли свежую струю и укрепили позиции радикальных подходов в социальной работе. Это позволило вновь сосредоточиться на притеснении и предоставить более пол­ную информацию о радикальной социальной работе, которая, в свою оче­редь, внесла вклад в развитие критической теории. Антидискриминационная теория и теория антипритеснения привлекают внимание к недостаткам мно­гих психологических и индивидуалистских теорий социальной работы, кото­рые особенно ярко прояатяются при решении проблем дискриминации мень­шинств и женщин в современном обществе, и предлагают путь к осознанию этих проблем, укрепляя тем самым социологическую основу социальной ра­боты.




Критика антидискриминационной теории и теории сопротивления угнете­нию зависит от конкретно избранной перспективы. Либеральный феминизм, антирасистская теория, а также плюралистическая мультикультурная теория и теория чуткости, подвергаются критике, поскольку они принимают суще­ствующий социальный порядок и не отражают адекватно существующее раз­личие интересов и сил в обществе, которые ведут к притеснению определен­ных групп. Если мы согласимся с такой критикой, то придем к структуралист­ской перспективе. Взгляды радикальных феминистов и перспективы притес­няемых групп могут подвергаться критике за неспособность учитывать инсти­туционализированные структурные притеснения, хотя они принимают во вни-


мание правовое неравенство, поскольку индивиды и группы испытывают на себе его влияние.

Структурный анализ проблем дискриминации и притеснений более успе­шен, чем экономический и классовый анализ марксистских перспектив в со­циальной работе. Он в большей степени соответствует проблемам повседнев­ной практики социальных работников. Эти взгляды подвергались критике, поскольку заставляли профессионалов предписывать определенные поведе­ние и отношения, принимаемые за норму, что само по себе воспринималось как притеснение. Сторонники теории сопротивления угнетению берут на себя контроль над тем, как притесняемые группы понимают притеснение. Перс­пективы этих групп и темнокожего населения структурно ограничены. Требу­ется уделять большое внимание желаниям и потребностям таких групп во всем их разнообразии, а не принимать лишь одно структурное объяснение прите­снения. Тем не менее существует совместный опыт притеснений, требующий реагирования со стороны служб и социальных работников.



Культурный и сензитивный подходы к проблемам темнокожего населения и притесняемых групп считают невозможным объединение всех жертв притес­нений в одну группу, и стремятся к более комплексному анализу их потреб­ностей. Необходимо чутко реагировать на нужды клиентов, признавать важ­ность структурного анализа власти как частичного условия такого реагирова­ния. В результате появится множество услуг, соответствующих потребностям определенных групп меньшинств и притесняемых групп. Подходы, основан­ные на чуткости, концентрируются на том, чтобы вырабатывать у социальных работников конкретное и особое понимание. Все социальные работники дол­жны принять на себя ответственность за чуткое реагирование на нужды и желания людей, с которыми они работают. Если клиентам необходима специ­ализированная помощь, их следует направлять к тем, кто имеет соответствую­щие знания и опыт. Недостатком культурного и сензитивного подходов (если рассматривать их с точки зрения работы с притесняемыми группами и темно­кожим населением) являются предписание определенных практических дей­ствий. Мы видели, что в феминистских теориях сопротивления угнетению и чуткости использовались методы стимулирования активности клиента для ликвидации этого пробела, а разработка теории стимулирования активности клиента является предметом главы 14.



ИТОГИ ГЛАВЫ

| Подходы, связанные с антидискриминацией, притеснениями и сензитивностью, подчеркивают, насколько важны ответные действия на дискриминацию и притес­нения, особенно при решении расовых и этнических проблем.

| Хотя в этих подходах представлены ценности, которые проникают в социальную работу, остается неясным, смогут ли они создать основу самостоятельного под­хода в своем развитии, поскольку для реализации этих подходов кроме ценно­стей востребованы также другие виды услуг и терапевтические методы.

■ Рассматриваемые подходы предполагают стимулирование активности клиента Однако это не созвучно со структурной направленностью антидискриминацион­ной практики.


Практика сопротивления угнетению критикуется за предписание ей определен­ных поведения и отношений, которые считаются правильными. Это связано с кон­тролем профессионалов над тем, что считать притеснением или дискриминаци­ей.

Структурные объяснения притеснения являются основными в антидискримина­ционной теории. Они отчетливо разъясняют социальные цели этой теории.

Подходы, связанные с чуткостью, сосредоточены на культурных и социальных от­ношениях как методе включения этих вопросов в другие подходы к практике соци­альной работы.

Рассматриваемые подходы, скорее, стремятся влиять на все формы социальной работы, чем создавать особые модели практики.


Глава 14. АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ КЛИЕНТА И ЗАЩИТА ЕГО ИНТЕРЕСОВ

О чем повествует эта глава

Активизация ресурсов клиента1 направлена на предоставление клиентам возможности участвовать в решении своих проблем через снижение влияния социальных или личностных препятствий в реализации существующих прав. Этот вид деятельности предполагает также поддержку индивидов и групп с целью приобретения уверенности в себе и развития их способностей отстаи­вать свои права. Защита интересов клиентов заключается в отстаивании их прав перед находящимися у власти лицами и социальными структурами. Кри­тически настроенные социальные работники утверждают, что активизация ресурсов клиента и защита его интересов не всегда опираются на структурные идеи при анализе социальных и психологических проблем. Отчасти это связа­но с тем, что эти подходы более широко используются в нерадикальных кон­текстах. Они также часто используются в терминологическом аппарате других теорий социальной работы и в основном отражают самоопределение и откры­тость, а не критическую практику, поскольку, как утверждает Симон (1995), социальная работа демонстрировала приверженность к активизации ресурсов клиента на протяжении всей своей истории. Таким образом, эти подходы, как и теория этнокультурной чуткости, находятся между социал-коллективист­скими, индивидуал-реформистскими и рефлексивно-терапевтическими под­ходами. В них акцентируется внимание на социальных изменениях как относи­тельно личностного, так и группового развития. В рамках этих подходов ис­пользуются различные практические методы.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Активизация ресурсов клиента и защита его интересов связаны с критической, феминистской и антидискриминационной теориями, но они берут свое начало в социал-демократической практике, направленной на то, чтобы дать людям воз­можность преодолеть препятствия в достижении жизненных целей и получить до­ступ к социальным услугам.

> Защита интересов клиента основывается на юридической квалификации и связа­на со многими помогающими профессиями.

> Самопомощь связана с самозащитой (особенно это относится к работе с группой).

1 Терминологическое выражение «активизация ресурсов клиента» имеет переводческий эк­вивалент — «стимулирование активности клиента». Оба выражения используются в отече­ственной научной литературе на равных. — Примеч. науч. ред.


> При осуществлении защиты социальные работники представляют интересы кли­ентов двумя способами: выступая от их имени, а также интерпретируя и представ­ляя их властным структурам.

> Защита по судебным делам добивается социальных изменений для групп, в то вре­мя как защита клиентов отстаивает права и добивается улучшения положения кли­ентов и их семей.

> Защита клиентов с ограниченными возможностями, в частности с задержкой ум­ственного развития, психическими заболеваниями и ограниченными физическими возможностями, — важный источник стимулирования правозащитного движения.

> Защита интересов клиента и стимулирование его активности связаны с самопо­мощью и участием индивидов, а также малых социальных групп в принятии опре­деляющих для них решений.

> Активизация ресурсов клиента направлена на достижение социальной справед­ливости в процессе социальной работы; при этом имеются в виду методы ее вы­полнения и цели.

> Работа с группами самоуправления (Маллендер и Вод) является важным практи­ческим примером активизации клиентов и совместной практики.

> Нормализация и поддержание социальной роли людей с ограниченными возмож­ностями направлены на создание для них условий, максимально приближающих их к полноценной жизни.

> Теория стимулирования активности клиента основывается на концепции Соломо­на, дополненной Ли, и тесно связана с историей борьбы темнокожего населения за равноправие в США.

> Право не может быть предоставлено людям автоматически; им следует помочь в том, чтобы получить его.

> Групповая работа по стимулированию активности клиентов из депривированных групп в дальнейшем сможет способствовать участию в ней граждан.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Барьеры, или препятствия, возникающие на пути к достижению социальных целей.

> Понимание проблем и открытость в практической работе, а также помощь клиен­там в самоуправлении. Необходимо признать невозможность достижения с по­мощью изменений системы социального обеспечения, а также наличия факторов, препятствующих активности клиента, которые связаны со структурой капиталис­тического общества.

> Нормализация, необходимая для создания среды проживания клиентов в учреж­дениях стационарного типа и других видов оказания им помощи.

> Одобрять и ценить сообщество между людьми.

> Подтверждение чувств и опыта людей.

Общий теоретический контекст

Контексты, имеющие отношение к активизации ресурсов клиента и защи­те его интересов, включают теорию и практику менеджмента, а также кон-


зашн ресурсов клиента (например.Стюарт. 199*1 с—лил с молвишщкаши­ли видов и коллективов к достижению больших успехов в |шя,лм оргаякзшн-

онных задач через предоставление им независимости от управленческого кон­троля. Идеология стимулирования активности клиента предполагает стремле­ние возложить ответственность на индивидов за обеспечение их собственных нужд. При этом скрывается истинная цель — ограничить деятельность государ­ственных служб. Нам следует проявлять осторожность, применяя этот подход, чтобы избежать подобного обмана.

Защита берет свое начало, в частности, в правовой области. Термин «заши­та» в данном случае используется в практике юристов, представляющих своих клиентов в судах и других учреждениях. Кроме того, защита представляет со­бой четко очерченную область квалификации. Социальные работники могут приобрести полезные навыки, получая подобные знания, но это редко вы­полняется в процессе обучения социальной работе. Подобный метод исполь­зуется с целью повышения квалификации и значимости других специалистов. Так, в Великобритании профессиональный кодекс предписывает медицин­ским сестрам прибегать к защите интересов клиента, если возникают пробле­мы в обеспечении ресурсами или организации социальных услуг, которые могут вызвать негативные последствия для пациентов.

Фурлонг (1987) выделяет социал-демократическую направленность в акти­визации ресурсов клиента. Он считает, что согласно этому подходу социальные действия и личностные перспективы не противопоставляются, а работа с ин­дивидами и семьями рассматривается в контексте решения социальных задач. Роджерс (1986) утверждает, что стимулирование активности клиента и защи­та его интересов, хотя и тесно связаны с критической и марксистской перс­пективами, имеют иные цели, будучи по своей природе рационалистскими. По его мнению, изменение среды в пользу клиента возможно. Критические подходы являются материалистическими; они предполагают, что социальная система нуждается в серьезных изменениях, которые следует осуществить до того, как станет возможным полноценное стимулирование активности кли­ента. Критически настроенные социальные работники стремятся к стимули­рованию активности клиента для создания социальных противоречий, веду­щих к возможным изменениям, а не ждать изменений в обществе, как рацио­налисты.

Области пересечения

Теории активизации ресурсов клиента и защиты его интересов

Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются значимы­ми аспектами социальной работы. Благодаря им возникли практические тео­рии, объединившие в практику социальной работы положения радикальной и критической теорий. Эти теории пытаются обойтись без опоры на марксист­ские корни радикальной и критической теорий (см. гл. 11). Начиная с 1970-х гг. защита интересов клиента стала включаться в практику социальной работы широкого профиля, особенно в правовую работу, направленную на достиже-


ние максимального благосостояния и обеспечения различными пособиями пользователей социальных услуг. В США также используется выражение «за­щита по делу» — стремление внести изменения в законодательство или поли­тику от имени группы пользователей социальных услуг. Теория активизации ресурсов клиента была призвана наметить пути достижения радикальных це­лей без опоры на идеологемы радикальной и критической работы. Рэмчаген и др. (1997) концентрируют внимание на важности стимулирования активности клиента и защиты его интересов при решении неформальных проблем (на­пример, проблем семейных отношений), формальных проблем (например, вопросов принятия решений агентствами), а также правовых вопросов (на­пример, пересмотр судами или трибуналами существующих решений).





Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 473; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 - | 7324 - или читать все...

Читайте также:

 

3.95.131.208 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.