Источники теорий активизации клиента

Теории активизации ресурсов клиента порождаются трудностями радикаль­ной практики в экономически либеральных обществах (см. гл. 11 —13). Практи­ка активизации ресурсов клиента помогает индивидам и группам преодоле­вать социальные барьеры в целях самореализации в рамках существующих со­циальных структур. Таким образом, отвергаются преобразовательные цели ра­дикальной и критической теорий, а также связанные с эмансипацией цели феминистской и антидискриминационной теорий. Ли говорит о том, что при «различных формах интервенции в решении личностных проблем необходимо учитывать воздействие социальных сил» (2001, 34). Однако с помощью этих методов можно достичь некоторого социального прогресса через индивиду­альное и групповое просвещение и через поощрение участия в более широких социальных движениях.

Практику активизации ресурсов клиента и защиты его интересов можно вклю­чать в развитие микросоциальной среды и социальное развитие, а также в мак-росоциальную работу (см. гл. 10). Таким образом можно достичь целей этих пер­спектив. Например, группе женщин, принадлежащих к этническому меньшин­ству, можно оказать помощь в получении лучших ресурсов для их семей с по­мощью женских групп. Это классический пример практики стимулирования активности клиента. Такая помощь может придать некоторым из членов этих групп уверенность в том, что они способны играть более важную роль в органи­зациях по правам женщин (эмансипационный результат). Такая практика может также дать социальной службе полезную информацию для дальнейших дей­ствий по достижению изменений в политике социального обеспечения, кото­рые ставят женщин в зависимое положение (трансформационный результат).

Осуществление стимулирования клиента и защиты его интересов без учета последующих результатов не позволяет распространить возможности этих прак­тик на критическую социальную работу. Однако они могут быть востребованы в агентствах, оказывающих индивидуализированную помощь. Так, Джон Кар-пентер (1996) считает, что практика семейной терапии не всегда стимулирует активность клиента, и что развитие партнерских отношений на основе кон­тракта и совместного планирования процесса социального работника и чле­нов семьи клиента могут быть эффективными при семейной терапии.

Идеи стимулирования активности клиента используются также в работе по социальному развитию (де Грааф, 1986, см. гл. 10). Андерсон и др. (1994) пред-


лагают модель активизации ресурсов клиента, связанную с пятью измерения­ми практики: личностным, социальным, образовательным, экономическим и политическим. Подход к практике в контексте этих измерений как связующих позволяет людям удовлетворять индивидуальные потребности (личностное влияние), повышает их способность влиять на других (межличностное влия­ние), что, в свою очередь, позволяет оказывать влияние на распределение власти в более широком смысле (политическое влияние). Нтэб (1994) утверж­дает, что социальные службы должны развивать защиту интересов притесня­емых групп как часть стимулирования активности клиента в рамках радикаль­ной модели практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: