Теории активизации ресурсов клиента порождаются трудностями радикальной практики в экономически либеральных обществах (см. гл. 11 —13). Практика активизации ресурсов клиента помогает индивидам и группам преодолевать социальные барьеры в целях самореализации в рамках существующих социальных структур. Таким образом, отвергаются преобразовательные цели радикальной и критической теорий, а также связанные с эмансипацией цели феминистской и антидискриминационной теорий. Ли говорит о том, что при «различных формах интервенции в решении личностных проблем необходимо учитывать воздействие социальных сил» (2001, 34). Однако с помощью этих методов можно достичь некоторого социального прогресса через индивидуальное и групповое просвещение и через поощрение участия в более широких социальных движениях.
Практику активизации ресурсов клиента и защиты его интересов можно включать в развитие микросоциальной среды и социальное развитие, а также в мак-росоциальную работу (см. гл. 10). Таким образом можно достичь целей этих перспектив. Например, группе женщин, принадлежащих к этническому меньшинству, можно оказать помощь в получении лучших ресурсов для их семей с помощью женских групп. Это классический пример практики стимулирования активности клиента. Такая помощь может придать некоторым из членов этих групп уверенность в том, что они способны играть более важную роль в организациях по правам женщин (эмансипационный результат). Такая практика может также дать социальной службе полезную информацию для дальнейших действий по достижению изменений в политике социального обеспечения, которые ставят женщин в зависимое положение (трансформационный результат).
|
|
Осуществление стимулирования клиента и защиты его интересов без учета последующих результатов не позволяет распространить возможности этих практик на критическую социальную работу. Однако они могут быть востребованы в агентствах, оказывающих индивидуализированную помощь. Так, Джон Кар-пентер (1996) считает, что практика семейной терапии не всегда стимулирует активность клиента, и что развитие партнерских отношений на основе контракта и совместного планирования процесса социального работника и членов семьи клиента могут быть эффективными при семейной терапии.
Идеи стимулирования активности клиента используются также в работе по социальному развитию (де Грааф, 1986, см. гл. 10). Андерсон и др. (1994) пред-
лагают модель активизации ресурсов клиента, связанную с пятью измерениями практики: личностным, социальным, образовательным, экономическим и политическим. Подход к практике в контексте этих измерений как связующих позволяет людям удовлетворять индивидуальные потребности (личностное влияние), повышает их способность влиять на других (межличностное влияние), что, в свою очередь, позволяет оказывать влияние на распределение власти в более широком смысле (политическое влияние). Нтэб (1994) утверждает, что социальные службы должны развивать защиту интересов притесняемых групп как часть стимулирования активности клиента в рамках радикальной модели практики.