В 2. Типичные нарушения у детей с ММД

Дети с различными проявлениями патологии ЦНС имеют определённые особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

1. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ

У детей с ММД нарушена зрительно-моторная координация. При слежении ребёнком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него лёгкие подёргивания глаз - НИСТАГМ, приводящие к частым запинкам при чтении, когда ребёнок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается также и тремор (лёгкие толчкообразные движения в вытянутых руках). Часто ребёнок с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, не может ровно пройти по одной линии, начерченной на полу, спотыкается при беге и прыжках.

2. Многим детям с ММД свойственны НАРУШЕНИЯ СНА.

С раннего возраста ребёнка родители замечают, что его трудно уложить спать. Ребёнок может до позднего вечера бегать, как бы не уставая, однако родители хорошо понимают, что если его не уложить спать вовремя, он ещё больше устанет, перевозбудится и заснёт с большим трудом.

Многие дети могут по ночам вставать, ползать по кровати и к утру ребёнка можно найти свернувшимся калачиком и спящим на противоположным от подушки краю. Некоторые дети подолгу не могут заснуть, другие же засыпают моментально, но ночью их трудно разбудить даже в случае необходимости. Они часто страдают энурезом.

3. НЕСПОСОБНОСТЬ К СОСРЕДОТОЧЕНИЮ.

Детям с ММД плохо удаётся концентрировать внимание. Они постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задания лишь частично, не вникая в их суть. Поверхностность приводит к ошибкам и неудачным ответам, создавая за ребёнком славу несерьёзного, бездумного, легкомысленного и беспечного. Дети некритичны к себе, им кажется, что выполненное ими задание безупречно. Замечания окружающих они не воспринимают; срабатывают механизмы психологической защиты, из которых предпочитаемыми являются вытеснение или отрицание.

Максимальная продолжительность работоспособности ребёнка - 15 минут. Затем он уже не в состоянии контролировать свою умственную активность. Его мозг нуждается в отдыхе (3 – 7 минут), во время которого накапливается энергия для следующего периода работоспособности. Отключаясь каждые 5 – 15 минут, ребёнок не может произвольно управлять интеллектуальной активностью, упускает ту информацию, которая сообщалась в периоды «отдыха». Пропуски учебной информации, суммируясь за периоды «отдыха» во время урока, приводят к тому, что ребёнок усваивает материал не полностью или со значительными искажениями, иногда вовсе теряя суть изложенного, а в отдельных случаях усвоенная ребёнком информация приобретает неузнаваемый вид. В дальнейшем ребёнок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребёнка образуются существенные пробелы в знаниях.

Поскольку внимание детей с ПШОП и ММД крайне неустойчиво, а отвлекаемость высока, работа в классе, где находятся ещё 20, а то и 30 детей, уже сама по себе представляет для ребёнка большую сложность. Его отвлекают любые движения, звуки. Такие дети выполняют проверочные или контрольные работы лучше, если учитель проводит их один на один с ребёнком.

4. ТРУДНОСТИ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ.

Несмотря на то, что дети с ММД не умеют сосредоточиться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает их интерес. Способность ребёнка подолгу заниматься тем делом, которое ему нравиться, приводит родителей к неверному выводу, будто он может заниматься любым делом с такой же настойчивостью.

5. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Ребёнок с ММД часто не может правильно понять и использовать информацию, полученную от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у их сверстников, встречаются забавные нелепицы в речи, искажения различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьёзы. Такие нарушения в области зрительного и слухового анализатора приводят к неуспеваемости в школе. Из-за наличия дефектов в восприятии ребёнок может плохо различать признаки сходства и различия, углы и формы, размеры в рисунках, звуки и буквы в словах (в речи и на письме).

Ребёнку становится сложно вычленить необходимую фигуру из фона, увидеть, как из отдельных частей можно сложить целую фигуру. Дети могут часто ошибаться при определении таких понятий, как «вверх – вниз», «лево – право», «вперёд – назад», «больше – меньше» и т.п., а также иметь характерные нарушения в восприятии собственного тела, которые приводят в частности к тому, что ребёнок не может правильно определить положение частей тела при движении.

6. ДЕЗОРГАНИЗОВАННОСТЬ.

Для детей с ММД характерна неразвитость умения организовывать и планировать свою деятельность. Они не чувствуют времени и не умеют правильно распределять его. (Например, ребёнок может не успеть за урок выполнить задание, на выполнение которого у других ушло 20 минут, или 2 часа добираться из школы до дома, хотя живёт совсем близко).

Сложности в самоуправлении часто проявляются в несдержанности, резкости по отношению к одноклассникам. Роль родителей заключается в том, чтобы организовывать, направлять деятельность ребёнка, регулировать периоды труда и отдыха, помочь включиться в работу после перерыва, т.к. тот может заиграться и забыть об уроках.

В 3. КЛАССИФИКАЦИИ ММД:

Существуют различные подходы к классификации встречающихся у детей вариантов проявления типологических качеств. Так, Л.А.Ясюкова различает 5 ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВ ММД: астенический, реактивный, ригидный, активный и Субнормальный.

Чаще всего выделяют 2 НАИБОЛЕЕ ВЫРАЖЕННЫХ ТИПА:

1) гиперактивный; 2) гипоактивный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: