Нарушений слуховой функции у детей

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушением слуха.

В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Р.М.Боскис (1971). Её основу составляют положения компенсации психических функций Л.С.Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения.

Р.М.Боскис предложила НОВЫЕ КРИТЕРИИ, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

1) степень потери слуха;

2) время возникновения нарушения слуха;

3) уровень развития речи

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы:

I ГРУППА - ГЛУХИЕ (РАНООГЛОХШИЕ) ДЕТИ, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Эти дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врождённым или приобретённым в раннем детстве - до овладения речью.

К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми - глухонемыми.

У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70 – 85 дБ, то принять считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость 4-й степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному.

Таким образом, глухота вызывает ВТОРИЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в психическом развитии ребёнка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребёнка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

II ГРУППА - ПОЗНООГЛОХШИЕ ДЕТИ, («ГЛУХИЕ, СОХРАНИВШИЕ РЕЧЬ») - это те, которые потеряли слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована, т.е. в 2 -3 летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - ТОТАЛЬНАЯ, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих.

У детей может появиться тяжёлая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искажёнными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведёт к полному отказу ребёнка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию.

Поскольку у этой категории детей может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поэтому при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Проблема состоит в том, чтобы научить ребёнка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью СЛУХОВОГО АППАРАТА. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте - необходимо использовать дактиологию, письменную речь и, возможно жестовую речь глухих.

Таким образом, важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребёнка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

III ГРУППА - дети с частичной потерей слуха - СЛАБОСЛЫШАЩИЕ (ТУГОУХИЕ) - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия.

СЛАБОСЛЫШАЩИМ считается ребёнок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость 1-й степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 -70 дБ и больше (тугоухость 2-й степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость 3-й степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха. Речь слабослышащего ребёнка обычно имеет РЯД СУЩЕСТВЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ, которые подлежат коррекции в процессе обучения:

- при лёгкой степени тугоухости шёпотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м от уха, разговорная - на расстоянии 6 – 8 м;

- при умеренной степени тугоухости шёпотная речь воспринимается на расстоянии 1 – 3 м, разговорная - на расстоянии 4 – 6 м;

- значительной степени тугоухости шёпотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости - на расстоянии 2 – 4 м;

- при тяжёлой степени тугоухости - шёпот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь - на расстоянии не более чем 2 м.

Недостатки слуха у ребёнка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искажённом виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребёнок доже с тугоухостью 2-й степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребёнка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребёнок с тугоухостью всего лишь 1-й степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-милетнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всём психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: