Дополнительные материалы. (система дистанционного обучения ти (ф) СВФУ: http: moodle. Nfygu. Ru)

(Система дистанционного обучения ТИ (ф) СВФУ: http: moodle.nfygu.ru)

К разделу 1

1. Аснин В.А. «Надежность психического эксперимента»

2. Басов М.Я. «Организация наблюдения»

3. Исследование умственного развития в педологии. Метод Бине Симона

4. Гальперин П.Я. «Метод срезов»

К разделу 2

1. Рубинштейн С.Л. «Биогенетическая проблема»

2. Выготский Л.С. «Проблема развития ребенка в исследованиях А. Гезелла»

К разделу 3.

1. Л.И. Божович «Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского»

2. Э. Эриксон «Восемь возрастов человека»

3. Л.С. Обухова «Психологический анализ некоторых феноменов Ж. Пиаже»

4. Выготский Л.С. «Проблема развития в структурной психологии»

5. Выготский Л.С. «Проблема культурного развития ребенка»

К разделу 4.

1. Запорожец А.В. «Основные проблемы онтогенеза психики»

2. Выготский Л.С. «Проблема возрастной периодизации детского развития»

3. Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»

4. Гальперин П.Я. «К вопросу об инстинктах человека»

5. Выготский Л.С. «Лекции по педологии»

6. Фельдштейн Д.B. «Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности»

7. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты исследований выдающихся отечественных психологов XX века

ФИО Результаты научных исследований Основные публикации
Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей. «Рефлексы головного мозга»
Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) Разработал следующие вопросы 1. Периодизации и динамики развития ребенка. 2. Соотношение обучения и развития. 3. Развитие житейских и научных понятий. 4. Развитие речи и мышление и др. Основа взглядов: «Концепция культурно-исторического развития». «Особенностью развития психики является создание особых средств – знаков». Такими знаками, как своеобразным психическим орудием является язык. «Проблемы психического развития ребенка», «История развития ВПФ», «Мышление и речь», «Этюды по истории поведения», «Собрание сочинений в 6-ти томах».
Блонский Павел Петрович (1884 – 1941) Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал важное значение умственной активности и творческим силам детей. Он анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. «Педология», «Очерки детской способности», «Память и мышление», «Развитие и мышление школьников»
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960) Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируется и проявляется изначально в практической деятельности и потому психика должна изучаться через проявления в основных видах деятельности. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно через внутренние специфические закономерности. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внутренние воздействия. «Основы общей психологии», «Бытие и сознание».
Лурия Александр Романович (1902 – 1977) Вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А.Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций. «Этюды по истории поведения», «Об историческом развитии познавательных процессов», «Основы нейропсихологии».
Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающие механизмы происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности соотнес со структурной мотивационной сферы, изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А.Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной. «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность».
Гальперин Петр Яковлевич (1902 – 1988) Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта. Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка. «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий», «Введение в психологию».
Запорожец Александр Владимирович (1905 – 1981) Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности. «Развитие произвольных движений»
Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1964) Изучал основные проблемы: 1) первенство развития слуха и зрения ребенка; 2) развитие ребенка до 3-х лет; 3) возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми. «Воспитание ребенка раннего возраста», «Физиология высшей нервной деятельности»
Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к мотивам учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л.И. Божович, вслед за Л.С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. «Личность и ее формирование в детском возрасте».
Менчинская Нина Александровна (1905 – 1984) Изучала закономерности усвоения знаний учащимися. Обосновала эффективные приемы работы над учебным материалом. Разрабатывала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе. «Очерки психологии обучения арифметике»
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) Выдвинул концепцию периодизации развития детей, основанную на понятии «Ведущей деятельности». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиции культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы. «Детская психология», «Психология игры», «Психология обучения младшего школьника»
Давыдов Василий Васильевич (1904 – 1984) Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Соотношение обучения и развития. Исследовал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельности. Совместно с Д.Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности. «Детская психология», «Виды обобщений в обучении», «Теория развивающего обучения», «Психическое развитие в детских возрастах»
Петровский Артур Владимирович (1924 – 2006) Личность рассматривает через группу через социум. Потребности в персонификации являются отправным пунктом анализа развития. Он выделяет 3 основных процесса, определяющие ход развития: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию; 3) интеграцию; В периодизации возрастного развития выделяет эпохи детства, отрочества и юности. «Психология развивающейся личности», «Личность. Деятельность. Коллектив» «Психологическая теория коллектива».
Фельдштейн Давид Иосифович (р. 1929.) Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно полезную деятельность подростков. Закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества. «Трудный подросток», «Проблемы возрастной и педагогической психологии», «Психология становления личности».
Лисина Майя Ивановна (1929 - 1980) На основе общепсихологической теории деятельности рассматривает общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении считает самостоятельной и отличительной от всех других видов потребностей. В качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделяет следующие формы: 1) Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 мес.); 2) Ситуативно-деловое общение (6 мес.-1год); 3) Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет); 4) Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет). «Проблемы онтогенеза общения»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов (Г. А. Цукерман)

Характеристики ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деяельность
  Содержание Другой человек и я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки. Способы употребления человеческих орудий и знаков. Социальные нормы и смыслы человеческих отношений. Общие способы решения классов задач.
  Способ взаимодействия Симбиотическое слияние Буквальная имитация, действие по образцу Условная воображаемая, символическая имитация Поиск общего для партнеров способа действий в отсутствии образца
  Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные) «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается…» - просьба образца, контроля, оценки. «Давай как будто… Ты будешь… А я буду…» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия. «Я смогу решить эту задачу, если…» - гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообщать.
  Чего ребенок ожидает от взрослого партнера   Присутствие сопереживание, поддержка, принятие, оценка   Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка. Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности. Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия.
Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности. Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру.   Речь, предметные действия. Воображение, символическая функция. Рефлексия.
Новообразования, возникающие при освоение формы ведущей деятельности. Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне   Способность к имитации. Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера. Способность (умение) учиться.
  При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается.   Доверие себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия.   Способность обучаться по образцам и инструкциям. Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов.
  При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается.   Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка. Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность. Бедная фантазия трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм. Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления.
При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается. Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение. Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов. Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании. Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательская пристрастность.
  Вклад возраста в учебную деятельность. Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому пути. Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила. Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии.   Юношеское умение учиться самостоятельно.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: