Свойства восприятия

Целостность — внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.

Предметность — объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность — относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий осве­щенности, угла восприятия).

Осмысленность — связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность — преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства — это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный — краткосрочный, большой — маленький, вы­сокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое, музыкальное и т.д.

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализа­торов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Например, следствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия воспри­ятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажет­ся что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффек­тивным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень вос­приятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораз­до ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Ощущение и восприятие — процессы, остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных уп­ражнений, Для того, чтобы натренировать глазомер, рекомендует­ся в течение нескольких дней упражняться, разделяя на чистом (нелинованном) листе бумаги прямую линию пополам. Ежеднев­но следует осуществлять по 10 упражнений и фиксировать вели­чину отклонений.

Для того, чтобы повысить скорость чтения и избавиться от при­вычки проговаривать то, что вы читаете, можно использовать сле­дующее упражнение: в течение нескольких дней по три минуты читать про себя художественный текст, проговаривая вслух следу­ющее: "раз, два, три". Это необходимо для того, чтобы воспре­пятствовать произнесению текста.

Развитие восприятия имеет большое значение для учебной де­ятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: