double arrow

Основные проблемы патристики

1. Проблема соотношения веры и разума. (В общекультурном плане эту проблему можно трактовать как проблему отношения к языческому наследию). Решение данной проблемы:

- Апологеты отрицательно относились к античному философскому наследию и, соответственно, к разуму. «Философия и разум излишни там, где есть вера». Например, Тертуллиан (~160-230 гг.). Ему приписывают выражение: «Верую, ибо абсурдно». Верить можно только в чудо, поэтому философия и Евангелие несовместимы.

- Представители катехизисной школы: Климент Александрийский и Ориген, считали, что «вера и разум могут находиться в гармонии, если разум подчиняется вере». Здесь можно увидеть исток позиции «философия - служанка богословия».

- Аврелий Августин Блаженный (354 – 430 гг.), представитель неоплатонической школы, считал, что христианство – это платонизм, который стал философией для народа, для общества. Поэтому между верой и разумом нет противоречий, где вера есть место разуму, а где разум, там место вере.

2. Проблема доказательства бытия Бога.

Августин решает эту проблему через платонические воззрения: если в мире есть красота, то должен быть и идеал этой красоты, т.е. Бог; если есть в мире совершенство, то должен быть и прообраз этого совершенства, т.е. Бог; если есть творение, то должен быть и творец (Бог).

3. Проблема теодицеи (оправдания Бога). Эта проблема связана с противоречием между всемогуществом и абсолютной добротой Бога и страданиями и злом в человеческом мире. Виновен ли Бог в наличии зла? в человеческих страданиях?

Эту проблему Августин связывает с трактовкой человека. Антропологическая концепция Августина. Душа человека троична: она состоит из разума, памяти и воли. Главным фактором нравственного поведения человека является свободная воля. Августин решает нерешенную Сократом проблему - «почему человек, когда знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», не всегда поступает хорошо»? Он полагает, что свободная воля, предполагает свободу выбора между добром и злом. «Почему в этом мире существует зло?» – потому, что человек, имея свободную волю, может не всегда выбрать добро. Зло Августин рассматривает как недостаток добра.

По Августину, вся история человечества – это противоборство добра и зла. Добро когда-нибудь победит и произойдет переход от Града Земного (где все любят только себя) к Граду Небесному (где наряду с любовью к ближнему царит любовь к Богу).

2. Схоластика (от «схола» - школа). Сначала представляла собой курс наук, преподаваемых в школах, основанных в эпоху каролингского Возрождения, при Карле Великом: грамматика, логика, арифметика, риторика, астрономия и др. Как второй этап средневековой философии схоластика является систематизацией религиозной философии при помощи формальной логики и преподаванием её в университетах.

Этапы схоластики:

1. IX-XII вв.- период становления (в этот период схоластика развивалась без систематизации идей Аристотеля);

2. XIII в. – расцвет (этот период отличается созданием систематического учения на основе религиозной философии и философии Аристотеля). В этот период:

- возникает ориентация на разумное (рациональное) доказательство;

- философия связана с деятельностью университетов;

- основным методологическим принципом философствования становится рационально-логическое доказательство. (Например, произведение «Да и Нет» Пьера Абеляра). Это позволило проникнуть светскому началу в философию.

3. XIV-XV вв. – кризис схоластики, связанный с развитием гуманистических идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: