double arrow

VI. Неоплатонизм

В XV в. гуманизм переориентируется на проблемы онтологии. Поскольку для Ренессанса характерно критическое отношение к средневековью, постольку для ренессансной философии характерна критика средневековых авторитетов, прежде всего Аристотеля, и, соответственно, обращение к философии Платона. Значительное количество неизвестных на Западе трудов Платона стали известны в Италии благодаря византийским мыслителям, в частности, благодаря Георгию Гемисту Плетону.

Основные проблемы неоплатонизма:

1. отношение Бога и мира;

2. отношение мира (Вселенной) и человека.

Решая указанные проблемы, ренессансные неоплатоники утверждали, что самая главная характеристика Бога - творчество. Бог, прежде всего творец, а мир – это творение Бога, следовательно, мир оправдан в своем существовании и необходим. Бог тождественен миру (природе): пантеизм неоплатоников вел к обожествлению человека как неотъемлемой части вселенной.

Представители неоплатонизма:

Марсилио Фичино (1422-1495 гг.), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1495 гг.).

Мирандола выделил три уровня бытия: элементарное, ангельское и небесное. Их объединяет в себе Бог. Мирандола - пантеист, поскольку утверждает, что Бог тождественен миру, они едины. Бог во всем и все в Боге. Для Мирандолы, как и для других неоплатоников характерно сохранение иерархической средневековой картины мира, т.е. – «великой цепи бытия». (Ее истоки можно обнаружить в философии Платона). Мирандола считал, что человек пронизывает все сферы, является важнейшей, центральной сферой бытия. Человек отличается от всех иных существ возможностью к самосозиданию и самовоспитанию. В философии неоплатонизма возрождается античная идея: человек как микрокосм равен макрокосму - Вселенной. Значение неоплатонизма: Поскольку Бог растворен в природе, постольку природа становится достойным объектом исследования. Пантеизм стал предпосылкой для исследования природы.






Сейчас читают про: