Образовательные технологии, используемые в процессе преподавания учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3. реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Лекции должны носить проблемный характер. В этом случае процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует познавательную, мыслительную активность обучаемых.

Принципиально важным для изучения данного учебного курса является его практическая направленность, поэтому часть ее представлена как практикум, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых психологических понятий и явлений, так и практическое решение вопросов, связанных с решением профессиональных педагогических задач. При этом некоторые теоретические вопросы предполагается рассматривать в рамках практических занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний может быть различной: и мини-лекция, и интерпретация наблюдаемого психического явления, и объяснение. На лабораторном занятии студент проводит практическую работу по изучению возрастных особенностей человека.

Кроме того, на практических занятиях уместно использовать дискуссии и игровые методы организации процессов понимания.

1.6.2. Тематическое планирование

Содержание дисциплины

Таблица 3

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
1. Предмет, задачи, разделы возрастной психологии. Предмет и объект возрастной психологии. Выделение возрастной психологии в самостоятельную область психологии. Формирование возрастной психологии в 19-20 вв. теоретические и практические задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии.
2. Исследование в возрастной психологии. Методы. Требования к организации психологического исследования в возрастной психологии и его этапы. Цель и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет исследования. Принципы исследования в возрастной психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности. Этика научного исследования. Психологический диагноз. Классификация методов исследования психического развития в возрастной психологии (Б.Г.Ананьев): организационные, эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, беседа, эксперимент, методы изучения познавательной деятельности и особенностей личности, методы изучения детского коллектива и межличностных отношений в группе, метод обобщения независимых характеристик, близнецовый метод), методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы. Ключевые проблемы изучения развития человека. Специфика применения методов в работе с разными возрастными группами. Взаимосвязь методологических принципов, методов и методик исследования в возрастной психологии.
3. Психическое развитие человека. Проблема периодизации развития. Понятие о развитии. Движущие силы и законы развития.Понятия рост и развитие. Законы детского развития. Проблема возрастной периодизации в психологии. Три системы отсчета индивидуального развития человека: биологическая, социальная, психологическая. Сущность биогенетического принципа в психологии. Краткий анализ известных психологических концепций. Л.С. Выготский о роли среды в развитии высших психических функций. Критерии выделения возрастных периодов. Периодизация психического развития, принятая в отечественной психологии. Роль работ Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в решении проблемы создания возрастной периодизации в отечественной психологии. Критерии, служащие для определения границ возраста: новообразования, социальная ситуация развития, кризис и ведущий вид деятельности. Современная периодизация детского психического развития. Необходимость уточнения границ периодов.
4. Психическое развитие в младенчестве и раннем возрасте Кризис рождения; врожденные формы психики и поведения; «комплекс оживления». Сенсомоторное развитие младенца. Предпосылки и динамика речевого развития. Ребенок и взрослый как партнеры по эмоционально насыщенному сотрудничеству. Социальная депривация и ее последствия. Основные характеристики возраста. Предметная деятельность, речевое общение как факторы развития. Символизм и начальные формы игровой деятельности. Развитие познавательной деятельности. Начальные формы самосознания; «самость», «кризис трех лет».
5. Развитие ребенка в дошкольном возрасте и его сопровождение. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие личности дошкольника. Познавательное развитие дошкольника. Общение дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность детей к школе.
6. Младший школьный возраст. Развивающее обучение в начальной школе. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Познавательное развитие младшего школьника. Развитие личности младшего школьника. Особенности общения младшего школьника.
7. Психология подростка. Причины подросткового кризиса. Социальная ситуация развития. Кризис подросткового возраста. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Формирование личности подростка. Особенности общения подростка. Особенности развития познавательных процессов подростков.
8. Юношеский возраст и психологическая помощь в выборе последующего образования. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. В юношеском возрасте. Развитие личности в юношеском возрасте. Интеллектуальное развитие в юности. Общение в юношеском возрасте.
9. Особенности психического развития в молодости. Задачи развития молодости: товарищество, дружба, любовь, брак, семья, профессионализация. Трудовая деятельность и профессиональная учеба как основные виды деятельности в молодом возрасте. Социально-психологическая характеристика личности и деятельности студента. Адаптация к особенностям обучения в вузе. Освоение норм отношений между людьми и профессионально-трудовых умений как ведущая сторона социализации в период молодости. Кризис молодости и переход к стадии взрослости. Задачи развития ранней взрослости. «Кризис середины жизни»: его проекция на поведенческие и личностные проявления. Гендерные различия взрослых людей. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность. Социальный контекст развития: друзья и семья.
10. Психическое развитие в средней взрослости. Зрелость. Общая характеристика возраста. Социальная ситуация развития Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой личности Феноменология кризиса взрослости.
11. Старость как социальная проблема. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психического фактора в процессе старения. Изменения личности в старости. Опыт и мудрость пожилых людей. Основные типы старости. Стрессоры пожилого возраста: отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход в себя. Проблема одиночества. Суицидальность в пожилом возрасте. Профилактика старения. Условия формирования деятельной старости. Влияние истории и жизненного пути личности на процесс старения. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия. Старость как социальная проблема.
12. Итоговое занятие защита учебных проектов

1.6.3. Текущая аттестация качества усвоения знаний

Формы текущей аттестации

В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения студентами содержания учебного курса. Для этого используются различные устные и письменные формы аттестации в виде:

• контрольных и проверочных работ с вопросами репродуктивного, продуктивного, проблемного характера;

• дискуссий;

• докладов с последующим обсуждением;

• практических и творческих заданий;

• аналитических обзоров литературы по конкретным вопросам.

Система текущей аттестации может рассматриваться как основа для построения итоговой аттестации, предполагающей использование накопительной оценки.

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения не только аудиторных заданий, на практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента по его технологической карте. Задания представляют собой систему познавательных, творческих и проблемных задач, отражающих основные требования федерального государственного образовательного стандарта и учебной дисциплины. Все задания направлены на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видами профессиональной деятельности. Задания для текущей аттестации, методические рекомендации студентам и преподавателям представлены в учебно-методическом комплексе дисциплины «Основы возрастной психологии».

Аттестационная работа включает в себя не только внешнюю оценку преподавателя, но и самооценку студентом своей работы.

Поэтому студенту необходимо сдать самоотчет в письменной форме (на зачетной неделе), который должен включать в себя:

1. Заключение о его оценке своей (студента) работы на курсе. Заключение должно содержать: а) критерии, в соответствие с которыми студент оценивает свою работу; б) примеры того, как студенту удавалось соответствовать этим критериям.

2. Письменный перечень прочитанного по дисциплине – честное описание того, что студент прочел и его личный анализ прочитанного.

3. Описание личной реакции студента на курс в целом: Что было важно? Что было трудно? Что понравилось? Что могло быть лучше? Произошли ли какие-то изменения в знаниях, взглядах, ценностях студента в результате этого курса?

Результатом текущей аттестации является допуск к итоговой аттестации.

Средства оценивания:

1) Диагностирующий контроль

Устный опрос студентов, направленный на определение начального уровня знаний по дисциплине «Основы возрастной психологии».

2) Текущий контроль

Таблица 4

Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
Предмет, задачи, разделы возрастной психологии. Мониторинг результатов семинарских занятий. Представление результатов наблюдения.
Исследование в возрастной психологии. Методы. Мониторинг результатов семинарских занятий. Контрольный опрос.
Психическое развитие человека. Проблемы периодизации развития. Мониторинг результатов семинарских занятий. Представление таблиц.
Психическое развитие в младенчестве и раннем возрасте Мониторинг результатов семинарских занятий. Опрос.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте и его сопровождение. Контрольный опрос. Анализ, предлагаемых решений задач.
Младший школьный возраст. Развивающее обучение в начальной школе. Мониторинг результатов семинарских занятий.
Психология подростка. Причины подросткового кризиса. Контрольный опрос.
Юношеский возраст и психологическая помощь в выборе последующего образования. Мониторинг результатов семинарских занятий. Контрольное тестирование.
Психическое развитие в ранней, средней и поздней взрослости и образование. Мониторинг результатов семинарских занятий.
Особенности психического развития в молодости. Мониторинг результатов семинарских занятий
Психическое развитие в средней взрослости. Зрелость личности. Мониторинг результатов семинарских занятий.
Старость как социальная проблема. Мониторинг результатов семинарских занятий. Контрольное тестирование.
Итоговое занятие Представление аннотаций, сдача реферата.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: